Публикации »

Стальная уверенность

Что лежит в основе сегодняшнего успеха строительно-монтажного предприятия? Как правило, удачное использование наследия советской эпохи в виде унаследованной базы, техники и коллектива, и в то же время постоянная мимикрия к меняющейся среде рынка. Если речь идет о предприятии «Севзапстальконструкция», то важны и первый, и второй факторы. Хотя сегодняшняя фирма стала правопреемницей специализированного СМУ-2 треста «Севзапстальконструкция», многое в ней поменялось радикально. Что именно и как именно,  рассказывает генеральный директор компании Виктор Иванович КАРПУХОВ.

Как выжить в агрессивной среде

— Наше предприятие в ноябре 2005 г.отмечает тридцатилетний юбилей — с учетом того, что началу экономических преобразований недавно исполнилось пятнадцать, половина нашей истории приходится на плановую и половина —на рыночную эпоху. За годы рынка в компании многое изменилось. Если раньше мы решали узкоспециализированную задачу — монтаж металлоконструкций, а остальные работы выполнялись другими подразделениями нашего треста и главка, то с началом перестройки налаженная ко-операция ослабла, а объемы строительства резко снизились. Сейчас можно сказать, что на раннем этапе рынка нам повезло: с 1995 г. мы закрепились на одном из важнейших объектов нашего региона — Северо-Западной ТЭЦ. Работали по заказам «Технопромэкспорта», а затем финских компаний. Практически 70 % строительно-монтажных работ на этом объекте выполнено нами: это корпуса первого и второго энергоблоков, служебные и вспомогательные здания, котельная, эстакады, склады. В сжатые сроки научились выполнять функции генерального подрядчика, освоив работу под ключ, начиная с несвойственного нам ранее нулевого цикла. Научились вести монтаж светопрозрачных конструкций, инженерных систем.

Приобретенный опыт выручил нас, когда работы на ТЭЦ закончились: мы смогли выйти на сложный, но единственный из состоятельных на тот момент круг заказов — строительство павильонных конструкций для малоэтажных торговых комплексов. Если бы нам предложили такие задачи в советское время, мы бы просто обиделись, но в конце 90-х гг. это оказалось спасением. Наши павильоны работают и сегодня —это комплекс «Звездный», торговые павильоны на станциях метро «Озерки», «Гражданский проспект», «Удельная». Выполнили ряд заказов на здания и сооружения для автосервисных предприятий, например «Маршал», «Евросиб».

Главное, что нам удалось благодаря этой хотя и не совсем профильной, но постоянной загрузке, — это сохранить костяк коллектива, оставив лучших специалистов. Уже затем, с подъемом экономики после дефолта, мы смогли восстановить численность предприятия за счет молодых специалистов и вернуться на крупные объекты — строительство корпусов и складов на ряде производственных и транспортных организаций. Нашими заказчиками стали предприятия пивоваренной отрасли, транспортные компании, заводы. Многие объекты для МПС были выполнены на подряде у «Балтийской строительной компании». С 2001 г. работаем по расширению производственной базы «НИИЭФА-Энерго». Принимали участие в реконструкции Усть-Ижорского фанерного комбината. Освоили и строительство более крупных торговых помещений, в частности таких, как «Заневский каскад», «Космополис», «Сенная». Из недавних объектов нужно назвать работы на предприятии «Электропульт» — это подряды на проектирование и строительство корпусов №№ 3, 4 (корпус № 6 — новое строительство). Несмотря на жесткие сроки, с задачей справились. Объект включал полный цикл строительно-монтажных работ, в том числе поставку и монтаж светопрозрачных металлопластиковых и алюминиевых конструкций, подъемно-вертикальных ворот.

Шире или глубже? Глубже и шире

— Получается, главным направлением рыночной «эволюции» для фирмы стало освоение полного цикла. Есть и другая стратегия — специализация для достижения высокой конкурентоспособности в узкой нише, в том же привычном изготовлении и монтаже металлоконструкций. Почему выбрали первый, более сложный путь?

— При чрезмерной концентрации усилий в каком-то одном направлении мы рискуем потерять рынок. Опытный и серьезный заказчик предпочитает иметь дело с единой компанией, которая одновременно способна выполнить роль и генерального проектировщика, и генерального подрядчика. Способность работать в комплексе — один из важных критериев надежности организации вообще. Главное, в чем нужно было убедить рынок, — это в нашей способности к такой работе. Вот мы и развиваем нашу способность выполнить генеральный подряд. Поэтому, хотя для нас традиционными являются работы по изготовлению и монтажу металлоконструкций, мы освоили все виды работ: и нулевой цикл, и строительство мансард, и отделочные работы.
Впрочем, не менее ответственными для нас являются и субподряды. Так, на подряде у компании «Ленпромстрой», под руководством А. Г. Скворцова, мы выполняем работы по расширению третьего листопрокатного цеха на Ижорском заводе, строим трубообрабатывающий цех. Со своей работой справляемся успешно, несмотря на высокий уровень требовательности заказчика.

Производство

— Какова «эволюция» производственной базы? Что потребовалось освоить в производстве под полный цикл?

— Изначально у нас была крепкая производственная база на территории Ижорского завода. За последние годы мы ее существенно расширили, теперь у нас есть отдельный трехпролетный корпус для изготовления металлоконструкций. Производство оснащено оборудованием для сварки, разделки, предварительной сборки конструкций. Что касается таких позиций, как железобетонные изделия, светопрозрачные конструкции и даже постоянно нужные нам сэндвич-панели, то создавать собственное производство у нас нет необходимости: конкуренция в этих направлениях жесткая. Но соответствующие специализированные компании представлены на рынке во множестве, и у нас уже сложились крепкие связи с надежными поставщиками.

Таким образом, собственными силами мы лишь изготавливаем металлоконструкции. Практика показала, что именно так можно обеспечить оптимальную себестоимость работ. Понимая, что перспективы развития предприятия связаны с развитием нашей базы, мы вкладываем в нее немалые средства. Так, в этом году приобрели импортные пресс-ножницы и мощный лентопильный станок по металлу: теперь можем резать под любыми углами металлические балки высотой до 600 мм,подача идет автоматически, угол реза задается через программу. Недавно приобрели универсальный газорезный станок российского производства. Обновляем и цеховое грузоподъемное оборудование. Что касается персонала, сейчас на базе трудится более 100 рабочих и инженеров. Работы организованы в две смены. В настоящее время объемы изготовления составляют 400–500 т металлоконструкций в месяц.

Монтажные работы

— А какие габариты можете изготовить? И насколько стремитесь укрупнять блоки в условиях производства?

— Можем изготовить конструкции длиной до 20 м, но предпочитаем конструкции таких размеров изначально не делать, чтобы сократить затраты на доставку. Отгрузка негабаритных грузов с территории предприятия возможна, но их транспортировка может осуществляться только в ночные часы и в сопровождении ГАИ. Самые крупные изделия, которые мы отгружали таким образом с производственной базы, — это 17-метровые эллиптические конструкции для крытого детского катка в Таврическом саду. Мы предпочитаем изготавливать легкотранспортируемые, сравнительно небольшие детали, и укрупняем их уже на монтажной площадке. Самый большой пролет, который мы смонтировали таким образом, —54-метровые конструкции холодильной камеры во Всеволожске.

— Что представляет собой парк грузоподъемного оборудования?

— Можно сказать, что у нас целое  управление механизации. Во-первых, кран МКГС-100: он позволяет работать с большими грузами на значительном вылете. Эта машина для нашего региона уникальная —мало кто из монтажных организаций в стране обладает такой техникой, поэтому бережем ее как зеницу ока. Есть еще полтора десятка гусеничных кранов грузоподъемностью от 25 до 100 т, и десяток автомобильных кранов грузоподъемностью от 20 до 63 т. Есть свой автотранспорт, в том числе для доставки длинномеров, автогидроподъемники. На каждом участке имеется автомобиль «Соболь» для оперативного решения производственных задач: быстро перебросить бригаду, подвезти необходимые материалы и т. п. Собираемся докупать грузоподъемное оборудование. Так, недавно приобрели телескопическую автовышку-автокран производства «Мотовилихинских заводов», которая выдвигается на высоту до 32 м и имеет гругоподъемность 20т. Такой техники в России пока не производили, и хотя эта машина стоит как два отечественных крана, нам она необходима.

— Интересно, что многие производственники, преимущественно с западным опытом работы, предпочитают арендовать технику: это на поверку оказывается дешевле.

— Может быть. Но организация, выполняющая серьезные заказы, должна обладать собственным автопарком, чтобы иметь полную уверенность в своих силах. Нанимая сторонних автотранспортников, я не могу быть уверен, что получу технику в нужный момент. А если у меня собственный парк, я любую задачу решу без срывов, и это очень стимулирует к обновлению техники. Уверен, что хотя аренда может оказаться и дешевле, в перспективе новая техника себя оправдает.

Проектная группа

— А каково сегодня положение с поставкой металла? Зачастую рынок металлоконструкций отбирают те компании, что способны лучше оптимизировать металлоемкость проектов, хотя и работают на импортной номенклатуре. А российские металлопрокатные заводы, похоже, предпочитают оптимизировать сортамент в сторону утяжеления…

— Сегодня стратегию всем — и проектировщикам, и металлургам, и нам —диктует рынок. Если сегодня проектировщик скажет, что металлоемкость производственного или складского корпуса составит 100 кг на кв. м, то никто с ним общаться не захочет: проект, отшлифованный по евростандарту, имеет металлоемкость раза в четыре меньшую.В Петербурге уже сложился круг асов, которые обеспечивают в проектах нужный запас прочности при металлоемкости на уровне западных норм. И наша проектная группа, стремясь к этим показателям, также оптимизирует проекты до необходимых пределов. Не сказал бы, что при этом требуется закупка импортного металла, — у нас достаточно заводов, которые могут осуществить поставки любого профиля. Типовая номенклатура присутствует и на складах производителей, и у дилеров, на нее уже ориентированы проектировщики. Дилеры комплектуют заказы заблаговременно, а если требуется какой-то специфический профиль, его можно прокатать по спецзаказу. Как правило, это дешевле, чем приобретать что-то за границей.

— Расширяете ли штат компании? Если да, то какие специальности  востребованы?

— Наша кадровая политика очень избирательна: фирме требуются талантливые молодые инженеры, но отбираем их осторожно. Причем молодых специалистов предпочитаем направлять на решение новых задач. Для успешной работы требуется определенная ротация кадров. Кроме того, мы работаем над повышением квалификации имеющихся работников — для этого проводим профессиональное обучение дополнительным специальностям. Сейчас большинство наших монтажников имеют пять-шесть смежных профессий.

— Последний вопрос: в каких регионах можете работать?

— У нас уже есть большой опыт работы на Северо-Западе России. В настоящий же момент и опыт предприятия, и наши промышленные ресурсы позволяют успешно работать как в привычном нам регионе, так и в любой области России, а также за рубежом. 

Предприятие обладает сертификатом соответствия IQNet и Госстандарта России о соответствии требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000). Регистрационный номер: РОСС RU. ИСО09.К00305.

Автор: по материалам редакции
Дата: 16.11.2005
«Федеральный строительный рынок» № 45
Рубрика: ***




«« назад