Гидромеханизация набирает обороты
Сегодня отечественный рынок гидротехнической продукции начинает постепенно развиваться, выходя из кризисного положения. Об этом говорит возрастающий интерес к продукции отрасли со стороны российских предприятий. ОАО «Завод гидромеханизации» признан Российским Речным Регистром и является единственным судостроительным предприятием в стране, для которого производство земснарядов — основной вид деятельности. О ситуации на этом рынке рассказывает генеральный директор завода А. Е. ИПАТОВ. –Александр Евгеньевич, как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в сфере производства гидротехнической продукции? — Ситуация в данной сфере постепенно нормализуется. Если с 80-х гг. земснаряды использовались в основном в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Азии, то в последние 2 года значительно увеличились поставки продукции внутри страны. Например, в текущем году мы заключили контракты с предприятиями Удмуртии, Свердловской, Оренбургской и Пермской областей, новые земснаряды работают также в Каспийском и Баренцевом морях, Западной Сибири. Еще несколько лет назад завод ежегодно поставлял под заказ не более 3–4 земснарядов, но уже в прошлом году были заключены контракты на поставку 6 земснарядов. В 2 раза увеличился объем реализации вспомогательных гидротехнических средств. Согласно концепции развития внутреннего водного транспорта, подготовленной Минтрансом, к 2010 г. в России за счет различных источников финансирования будет приобретаться различными организациями, занимающимися водопользованием, не менее 10 земснарядов в год. Эта цифра обусловлена планируемыми объемами дноуглубления и добычи нерудных строительных материалов в целях строительства дорог, зданий и сооружений. Сегодняшние темпы развития отрасли позволяют надеяться, что планы этой концепции будут достигнуты уже в ближайшее время. При этом завод гидромеханизации располагает всем необходимым для того, чтобы остаться ведущим игроком на рынке. — В течение последних 15–20 лет гидромеханизации в стране уделялось мало внимания, что стало причиной острого дефицита актуальной информации о гидротехнической продукции. Как, на Ваш взгляд, можно сегодня привлечь внимание к отрасли гидромеханизации? — Информирование общества о современных возможностях нашей техники, о положительных изменениях экологической ситуации, которые повлечет за собой ее использование, —одна из приоритетных задач предприятия на сегодняшнем этапе. «Завод гид-ромеханизации» постоянно участвует в различных специализированных мероприятиях и проектах, проводимых в России. Например, очень интересным для нас является участие в бизнес-проектах, инициируемых министерствами транспорта и природных ресурсов, а также в крупных региональных проектах, таких как строительство порта Усть-Луга, санкт-петербургский проект «Морской фасад». Не менее важным для предприятия является развитие сотрудничества с деловыми кругами постсоветских стран и стран дальнего зарубежья, участие в выставочных мероприятиях в перспективных регионах. Так, в августе-октябре мы участвовали во2-й Российско-Арабской промышленной выставке в Москве, проходившей в рамках IV заседания Российско-Арабского делового совета (РАДС), в международной выставке SHIP & PORT ARABIA (г. Дубаи) и в Казахстанской международной выставке «Нефть и газ» (г. Алматы). Кроме того, в октябре мы стали членами Российско-Узбекского делового совета, сейчас рассматриваем возможность вступления в РАДС и другие бизнес-сообщества. Все это позволяет нам не только представлять свою продукцию на перспективных рынках, но и в более близком приближении изучить потребности наших потенциальных клиентов. Так, выставка в Объединенных Арабских Эмиратах обнаружила серьезный интерес стран Персидского залива к вспомогательному оборудованию нашего завода, в частности к универсальным шаровым соединениям. Их главное преимущество в том, что они могут использоваться с земснарядами всех производителей. Экспозиция завода вызвала много положительных откликов у руководства портов Рас-аль-Хейма, Абу-Даби, Шарджи, что создало широкий резонанс в ведущих местных деловых изданиях, таких как 7 Days, Evening Post, GULF NEWS и др. — Как изучение потребительского спроса отражается на номенклатуре вашего предприятия? — Ассортимент продукции, выпускаемой «Заводом гидромеханизации», сегодня очень широкий. Предприятие имеет возможность производить 23 модели земснарядов всех классов для работы в речных и морских условиях. Наработанные связи с ведущими российскими проектными институтами дноуглубительной техники позволяют заводу проектировать суда под конкретные заказы. Так, некоторое время назад был спроектирован и изготовлен земснаряд производительностью 400 куб. мпульпы в час для намыва оснований под разведывательные буровые, который доставляется на место работы вертолетом в собранном виде. Еще одна интересная разработка — эжекторно-землесосный снаряд проекта 3357 производительностью 2000 куб. мпульпы в час с глубиной разработки до 20 м и разборным корпусом. Конструкторами завода создан специальный способ соединения секций, который позволяет быстро разбирать земснаряды на секции, вписывающиеся в габариты наземного транспорта, и упрощает транспортировку к новому месту. Земснаряды «Завода гидромеханизации» имеют до 11 таких секций, тогда как даже на родине земснарядов в Голландии до сих пор делают не более 3-х секций. Применяются также различные способы рыхления грунтов, такие как: фрезерное рыхление, гидроразмыв, эжектирование, роторное рыхление, комбинированные гидромеханические способы и др. Это позволяет нашим земснарядам работать на грунтах различной сложности (до 6 категории). — В каких направлениях будет развиваться «Завод гидромеханизации» в ближайшие годы? — Сейчас одной из основных тенденций рынка стал переход на строительство малогабаритных сборно-разборных земснарядов весом до 50 ти неразборных земснарядов до 5 т, перевозимых всеми видами транспорта, включая авиацию. Мы собираемся работать в этом направлении. В последнее время гидромеханизацию стали широко применять в неф-те- и газодобыче, при добыче драгметаллов. Соответственно, изменяются и требования предприятий к техническим параметрам земснарядов, к их комплектации вспомогательным оборудованием. Естественно, мы следим за тенденциями рынка, разрабатывая малогабаритные земснаряды, такие как дизель-электрический земснаряд «Малыш» проекта 3350 с облегченным пульпопроводом. Другим перспективным направлением развития предприятия является разработка и строительство современных земснарядов водоизмещением до 1000 тдля работы в условиях открытого моря с большой мощностью на валу рыхления и дальностью транспортирования грунта до 8 км. Это уникальные суда, каждое из которых строится для реализации какого-либо определенного проекта в основном в нефтегазовой отрасли и в отрасли портового строительства, как на территории европейской части России, так и в условиях заполярных морей. В работе над каждым из этих направлений мы опираемся на традиционные критерии нашей работы — индивидуальное отношение к каждому клиенту, гибкие условия поставок продукции, стремление максимально отвечать потребностям заказчиков.
Автор: Александра Богданова Дата: 16.11.2005 «Федеральный строительный рынок» № 45 Рубрика: *** |