Публикации »

Экспертиза промышленной безопасности — цена вопроса

В этом году свой десятилетний юбилей отметило ОАО «РосЭК» — одна из крупнейших экспертных компаний России, работающих с объектами повышенной опасности. За эти непростые 10 лет становления российского бизнеса у компании, как и у многих коммерческих предприятий, были взлеты и падения, но в настоящее время «РосЭК» переживает свое второе рождение. Об этом позволяют говорить интересные проекты компании, которые реализуются сегодня на крупнейших промышленных объектах страны. Этой сложной и трудоемкой работе, требующей серьезной научной и технической подготовки, была посвящена наша беседа с президентом ОАО «РосЭК» Анатолием Степановичем ЛИПАТОВЫМ.

Изначально «Российская экспертная компания по объектам повышенной опасности» — ОАО «РосЭК» —создавалось в системе Госгортехнадзора России как орган, выполняющий функцию объединения и координации работ экспертных организаций страны. Сегодня акционерами компании являются более 80 юридических и физических лиц. ОАО «РосЭК» выполняет экспертизу уникальных отечественных и зарубежных подъемных сооружений, оценивает остаточный ресурс грузоподъемных кранов, разрабатывает конструкторскую документацию по их ремонту и восстановлению до работоспособного состояния. Компания имеет большой опыт работы в сфере неразрушающего контроля, который проводит независимый орган аттестации лабораторий неразрушающего контроля НОАЛ «РосЭК». По указанию Госгортехнадзора России в 1996 г. ОАО «РосЭК» впервые в стране начало проводить аттестацию региональных органов по аттестации лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК), а также аттестацию самих лабораторий. Впервые в отечественной практике были разработаны, согласованы и утверждены базовые документы системы аттестации ЛНК. Только за период с 1996 по 2000 гг. НОАЛ «Рос-ЭК» были аттестованы 23 органа по аттестации ЛНК и более 800 лабораторий. Опыт работы по аттестации ЛНК, а также базовые документы, разработанные ОАО «РосЭк», стали фундаментом действующей ныне системы аттестации ЛНК Госгортехнадзора России.

В настоящее время компания «Рос-ЭК» входит в Международное объединение экспертных организаций и органов сертификации «Эксперт Холдинг».

— Анатолий Степанович, сегодня в нашей стране немало организаций, выполняющих экспертные работы, сфера данных услуг становится все более конкурентной. Как в таких условиях выживает ОАО «РосЭК»?

— Я согласен, что конкурентов у нас в настоящий момент хватает, однако только некоторым из них свойственен серьезный научный подход. Что касается нашей организации, то у нее есть все основания называть себя сегодня небольшим научно-исследовательским институтом, поскольку в общем объеме финансирования компании приблизительно 15% занимают научно-исследовательские работы.

— Научная работа в вашей компании неразрывно связана с практикой?

— Безусловно. Прикладная наука не может развиваться без решения конкретных технических проблем. В качестве примера можно привести наше сотрудничество с ОАО «Северсталь»(г. Череповец). Ранее на этом предприятии были зафиксированы аварийные ситуации, связанные с падением ковшей литейных кранов. Последний раз такой случай произошел в марте прошлого года. Кран в результате падения груза получил серьезные повреждения, на металлоконструкции возникли трещины. Госгортехнадзор вынес машине, проработавшей более 20 лет, неутешительный вердикт — списать ее и разрезать на металлолом. Однако утилизировать данный кран означало бы нарушить принятую технологию и снизить производительность конвертерного цеха, а следовательно — и экономические показатели всего предприятия. После участия в комиссии по рассмотрению причин произошедшей аварии наши специалисты предложили свой вариант решения создавшейся ситуации.

Задача, как я считаю, была достаточно уникальной даже для мировой практики. Нам было необходимо, не лишая кран возможности беспрепятственного передвижения по цеху во время ремонта, придумать и реализовать технологию замены поврежденных стенок балок. Для оценки площади заменяемого листа нужно было выяснить степень поражения металла и границы распространения трещин. Для этого нашими специалистами совместно со специалистами ЗАО ИКЦ «Кран» (Москва) были проведены магнитные измерения пораженных элементов металлоконструкции. На основании проведенного анализа мы разработали концепцию ремонта крана. Затем с привлечением специалистов конструкторского бюро ОАО «Северсталь» был сделан проект ремонта и выполнен сам ремонт. После завершения всех работ и проведения необходимых статических и динамических испытаний кран, который мог быть отправлен в утиль, вновь был введен в эксплуатацию и уже более полугода работает с прежней производительностью.

В настоящий момент наше сотрудничество с ОАО «Северсталь» продолжается. В частности, для конвертерного цеха мы проводим исследования по оценке термического воздействия на канаты кранов, транспортирующих жидкий металл. Наша задача — предупредить обрывы канатов, которые могут выйти из строя в результате температурного воздействия. Одновременно мы изучаем тепловое воздействие со стороны конверторов и выясняем преимущества применения стальных канатов различных изготовителей, в т. ч. и иностранных. 40% необходимых исследований уже выполнены, остальную же часть работы мы должны завершить к первому кварталу следующего года. Я знаю, что за нашими исследованиями пристально наблюдают специалисты металлургических комбинатов страны, а также изготовители стальных канатов за рубежом.

— А как насчет сотрудничества с иностранными предприятиями?

— Такое сотрудничество у нашей компании тоже имеется. Не говоря о значительных объемах работ по сертификации иностранного оборудования по российским стандартам, мы пытаемся реализовать проект, связанный с поставками российских кранов в страны Балтии. В рамках этого проекта мы ведем переговоры с немецкой компанией TUV на предмет получения соответствующих сертификатов. Сертификаты TUV котируются в Европе, таким образом, мы попытаемся российские краны совместно с TUV сертифицировать еще и по стандартам Евросоюза.

 — Скажите, а все ли предприятия сегодня могут похвастаться таким серьезным подходом к вопросам сертификации своей продукции?
 
— К сожалению, далеко не все. Многие экспертные и сертификационные компании рассматривают экспертизу как формальную процедуру получения прибыли и зачастую мало помогают заказчику в случаях выявления дефектов и повреждений. Вот только один пример с компанией «Мослифт». Она через посредника заказала ручные тали у болгарского изготовителя. Через какое-то время эти тали начали ломаться. «Мослифт» обратился в нашу компанию как в организацию, выдавшую сертификат на данную продукцию. В ходе проведенной экспертизы, выяснилось, что конструкция дефектных талей отличалась от ранее сертифицированной. Мы вызвали представителей болгарского изготовителя и при них провели испытания, результаты которых оказались отрицательными. Эта история закончилась тем, что болгарская фирма согласилась поставить на все бракованные тали комплекты запасных частей. Таким образом, инцидент был исчерпан. Этот случай доказывает, что органы сертификации могут и должны оказывать воздействие на недобросовестных производителей. Но так бывает далеко не всегда. Иногда заказчик, получив предварительную информацию о выявленных несоответствиях, игнорирует результаты проведенной нами экспертизы и обращается в другую экспертную компанию, которая может позволить себе «не заметить» существующие недостатки. В нашей практике даже случались ситуации, когда мы давали отказ на сертификацию продукции, а другие организации сертифицировали ее.

Информируя вас о деятельности нашей компании, я не ставлю своей целью предложить некое деление экспертных компаний на «честные» или «нечестные». Просто, если занимаешься экспертизой и видишь какие-то огрехи с точки зрения безопасности, об этом надо обязательно говорить. Нравится это кому-то или нет, альтернативы нет, по-другому нельзя.

Автор: Александра Богданова
Дата: 30.09.2005
«Федеральный строительный рынок» № 44
Рубрика: ***




«« назад