Публикации »

О воде и административной мельнице

Кризисная ситуация с воронежским муниципальным унитарным предприятием «Водоканал Воронежа» во многом типична для России последнего десятилетия, хотя свои, свойственные только этому городу, особенности у данной истории имеются. В первую очередь, следует, очевидно, сказать об  отношении местных муниципальных чиновников к вверенному им городскому хозяйству — право слово, такую управленческую недальновидность и беспомощность в стратегически важных вопросах развития жилищно-коммунальной инфраструктуры еще поискать надо.

Например, свою заботу о водоснабжении города воронежская мэрия в течении долгого времени проявляла лишь тем, что всеми правдами и неправдами старалась удержать соответствующие тарифы на максимально низком уровне и, надо отдать чиновникам должное, они преуспели на этом поприще: стоимость услуг МУП «Водоканал Воронежа» — одна из самых низких и экономически неоправданных в России. При этом тот факт, что водопроводные сети и канализация в Воронеже давным-давно дышат на ладан, местных аппаратчиков, похоже, не очень-то волнует — они либо не осведомлены, либо делают вид, что не осведомлены об истинном положении вещей.

А оно, это самое положение, просто ужасающее — достаточно привести лишь несколько наглядных показателей и цифр. Например, мало кто знает, что в центре Воронежа до сих пор функционируют деревянные водопроводные коммуникации, заложенные еще в начале XIX в., которые с той поры, разумеется, ни разу не ремонтировались. Теперь цифры. Так, при общей протяженности водопроводных сетей в 1251,5 км, их износ составляет 61%. Протяженность канализационных коммуникаций несколько меньше — 961,5 км, зато   степень износа носит уже просто катастрофический характер и достигает 75%. Но это еще не все, для завершения описания столь плачевной картины следует сказать о том, что в Воронеже около тысячи километров водопроводных, а также канализационных сетей изношены на все сто процентов и представляют реальную угрозу для нормальной жизнедеятельности города. Вдобавок налицо проблема многочисленных бесхозных трубопроводов, но воронежские власти предпочитают делать вид, что не знают об их существовании.

Что должна делать власть в такой, по сути, пиковой ситуации? Если следовать логике здравомыслящего человека, то бить в набат, объявлять о чрезвычайном положении и изыскивать средства для исправления бедственного положения —ведь случись что, техногенный апокалипсис будет неизбежным. Но это логика здравомыслящего человека. Воронежские чиновники же вместо принятия каких-либо безотлагательных и эффективных мер долгое время занимались популистским трюкачеством и претворяли в жизнь известный афоризм о стрелочнике, который виноват в любом крушении поезда. В данном случае, разумеется, роль последнего отводилась «Водоканалу Воронежа».

На первый взгляд может показаться, что отцы города только тем и занимались, что все эти годы всесторонне и неустанно заботились о рядовых воронежцах, делали все, что возможно, для облегчения их жизни — например, снизили тарифы на водоснабжение. Но вот беда —водоснабжение от этого, лучше никак не стало.  Хотя для воронежской мэрии, это, по большому счету, оказалось, не так уж важно, главное  состояло в том, что после популистских тарифных понижений отпала необходимость отвечать на возмущенные вопросы населения —   в чем дело и кто виноват? С помощью особо ретивых и «компетентных» в вопросах ЖКХ депутатов было  указано на стрелочника: вот кто виноват, «Водоканал» виноват. Сидят они там у себя, понимаешь, в роскошных офисах, жируют на народные деньги, тратят их лишь на себя, к нуждам и чаяниям трудящихся глухи, а для города это предприятие, оказывается, еще и кризисное, в долгах, как в шелках! А оно, такое, нам надо?! Дело в том, что городским властям такое толкование ситуации чрезвычайно выгодно, поскольку на самом деле огромные долги «Водоканала» образовались, как прямое следствие бездарной тарифной и финансовой политики именно муниципалитета.

Разумеется, после того, как крайний во всей этой истории, наконец-то,  был обозначен, городские власти и поспешили  принять конкретные шаги для решения острой проблемы. Только меры эти, опять же, никак не касаются полуразрушенных водопроводных коммуникаций, насущный вопрос заключается, наверное, совсем в другом:  как бы спихнуть с плеч долой доставляющее лишь головную боль предприятие, заработав на этом деле энную сумму в свой личный карман.

 Вполне возможно, во многом благодаря такой политике, все и случилось: определением арбитражного суда в отношении МУП «Водоканал Воронежа» было введено внешнее управление (одна из процедур банкротства). Проще говоря, из этого дела должно было следовать, что если «Водоканал» не погасит долги, то город лишится права собственности на имущество этого предприятия. Надеюсь понятно, что если за процедуру банкротства  взялись бы дельцы, преследующие лишь собственную выгоду (да выгоду отдельных чиновников), имуществу «Водоканала» была бы уготована печальная участь. Судя по всему, дело к тому и шло, но судьба дала «Водоканалу» еще один шанс — после подозрительной чехарды с несколькими предполагаемыми руководителями у руля предприятия  встал Алексей Карякин. Практически сразу после его прихода дела на «Водоканале» начали улучшаться, положение стабилизировалось.
 
Но об эффективности антикризисных методов нынешнего руководителя «Водоканала» мы поговорим чуть позже, а сейчас, пожалуй, следует четко определить — в чем же подлинная причина бед «Водоканала, в чем суть возникших несколько лет назад трудностей? На самом деле проблем всего две, но они весьма серьезны. Во-первых, это то, что воронежские органы самоуправления утверждают предприятию тарифы ниже экономически обоснованных. Во-вторых, даже по заниженным тарифам предприятие получает оплату за свою работу лишь частично.

 Например, в 2003 г. население оплатило свою часть тарифов на 99%, а бюджеты всех уровней выполнили свои обязательства лишь на 69% — в результате МУП «Водоканал Воронеж» недополучил 280 000 000 руб. В прошлом году его бюджет недосчитался 120 миллионов рублей, такая ситуация с оплатой, в общих чертах, сохраняется и по сей день. В списках должников «Водоканалу» числятся практически все крупные воронежские предприятия, с выплатами они совсем не спешат, поэтому сами водоканальщики не в состоянии производить налоговые отчисления в полном объеме.
 
 Помимо этого «Водоканал» начисто лишен возможности развивать свою инфраструктуру, ведь он может тратить лишь те деньги, что получает, в основном от коммерческих организаций и бюджетов. Эта сумма оговорена тарифами, в которых и заложены все расходы: налоги, суммы на заработную плату, расходы на поддержание рабочего состояния коммуникационных сетей и т. д. Но что же получается? Город воду получает, население свои счета оплачивает практически полностью, а коммерческие организации и бюджеты это делать не торопятся — «Водоканал» при этом остается в чистом убытке, причем убыток этот носит не только финансовый, но и этический  характер. Согласитесь, вряд ли работникам предприятия социальной ответственности и социальной защиты населения приятно выслушивать каждодневно обвинения в непрофессионализме, хотя обвинения эти должны звучать в адрес несколько иных организаций и ведомств. Отключать же воду у злостных юридических неплательщиков «Водоканал» может не всегда, поскольку зачастую на одной трубе с ними находятся дома рядовых воронежских жителей, которые являются добросовестными плательщиками.
Что ж, поскольку  основные причины, приведшие «Водоканал» к кризису, определены, настало время поговорить о возможностях  его преодоления, и существуют ли они вообще в данном случае? «Да, —  ответственно утверждает нынешний управляющий МУП «Водоканал Воронежа»  Алексей Карякин. — Несмотря на малый срок моего пребывания на этом руководящем посту, такое заключение я сделать уже могу.  У «Водоканала» есть необходимая база, чтобы стать процветающим городским предприятием, нужно только уметь ее использовать».

Одним из главных приоритетных направлений программы Карякина по выводу своего предприятия из кризиса стал принципиально новый подход к погашению дебиторской задолженности. Для этой цели был создан целый отдел из профессиональных сотрудников, занимающихся исключительно работой с организациями-должниками. Результаты не замедлили сказаться: за несколько месяцев уже удалось добиться через суды погашения долгов на сумму свыше 94 млн. руб.  — это весьма существенная цифра, если учесть малый срок работы Алексея Федоровича на посту управляющего «Водоканалом» (для сравнения: общая дебиторская задолженность за период безответственного управления прежнего руководства достигла 800 млн. рублей).

 Карякину достаточно быстро удалось решить давнюю проблему «Водоканала» и с погашением долгов областного бюджета по выпадающим доходам и субсидиям — то есть с компенсациями некоторым категориям льготников. Одним из несомненных плюсов деятельности Алексея Карякина является то, что он, стабилизировав работу своего предприятия, сумел не только сохранить штат сотрудников, но и увеличил количество рабочих мест для квалифицированных специалистов.
 
 Алексей Карякин является одним из главных идейных вдохновителей программы «Питьевая вода», которая предназначена для увеличения объемов подачи воды для Воронежа, улучшения очистки сбрасываемых вод с очистных сооружений, улучшения качества питьевой воды и повышения надежности функционирования системы водообеспечения и  водоотведения, повышения их технико-экономических показателей. Программа, срок реализации которой  рассчитан на пять лет, вскоре начнет осуществляться. Собственно говоря, она бы была запущена в производство уже давно, но этому помешала некомпетентность в данном вопросе группы депутатов Воронежской городской думы прошлого созыва — некомпетентность и нежелание заниматься конкретными проблемами населения.
 
Да, Алексею Карякину еще много предстоит сделать для того, чтобы дела МУП «Водоканал Воронежа» окончательно пошли в гору, безусловно, ему будет чрезвычайно трудно преодолевать оставшуюся ему в наследство инерцию прошлых лет, но уже сейчас можно сказать с уверенностью, что с Карякиным «Водоканал» не пропадет, останется собственностью города как предприятие реальной экономики. Той самой экономики, являющейся залогом развития и существования большого города в центре России.

Автор: Игорь Карпов
Дата: 30.09.2005
«Федеральный строительный рынок» № 44
Рубрика: ***




«« назад