Публикации »

В «Княжеской долине» средний класс жить будет!

Неожиданно приятные находки совершают иногда наши современники. Одну из них я бы причислил если не к сенсационным, так хотя бы к удивительным. Чтобы читатели поняли насколько это так, придется заглянуть в историю. Речь пойдет о поселке Вырица Гатчинского района Ленинградской области. И о проблемах возведения малоэтажных домов…

Во время Ливонской войны (1558–1583), по Плюсскому мирному договору (1583 г.)от России к Швеции отошли Нарва, Ивангород, Ям, Копорье с прилегающими к этим крепостям уездами и землями. В числе этих земель оказалась и местность Вырицы. После же очередной войны России со Швецией (1590–1593 гг.), завершившейся подписанием Тявзинского мирного договора (1595 г.), земли эти были возвращены России. Уход шведов из русских пределов растянулся на несколько лет, а приневские и прибалтийские русские земли остались в шведском владении почти на столетие.

Постепенно земли Вырицы стали шведско-русским порубежьем — граница пролегала неподалеку от Вырицы, всего в 12 верстах от южной границы нынешнего поселка. Тогда же впервые на картах появляется и деревня Werektsa (Вырица) в местности, где возле реки Оредеж отмечены древние курганы. Земли Вырицы с середины XIX в. (западная часть современного поселка Вырица, получившая позже название «Княжеской Долины») становятся владением князей Витгенштейнов. Светлейший князь Петр Христианович Витгенштейн (1769–1843), потомок древнего вестфальского рода, представители которого выехали в XVIII в. на службу в Россию, во время Отечественной войны 1812 г. был генерал-фельдмаршалом и командовал корпусом 1-й армии, прикрывавшим подступы к Петербургу во время вторжения Наполеона в Россию, чем заслуженно приобрел славу спасителя столицы. Выйдя в отставку, князь П. Х. Витгенштейн приобретает в Царскосельском уезде имение Дружноселье с окрестными землями. В их число попадает и Вырица.

В конце XIX столетия самую старую в России Царскосельскую линию железной дороги (С.-Петербург — Царское Село — Павловск) решено было продлить на юг. Комплекс со-оружавшихся линий был объединен названием Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Строительство железнодорожной линии до Царского Села и далее способствовало возникновению вдоль нее новых дачных поселков, излюбленных мест отдыха петербуржцев. К началу XX в. летние дачные постройки в пределах Царскосельского уезда переполнили привлекательную местность. После Царского Села и Павловска самым обширным, известным и популярным у петербуржцев селением (по сути дела городом-спутником Царского Села) суждено было стать Вырице. При открытой в 1906 г. станции «Вырица» было решено создать «идеальный город», «город-сад». В этом же году был составлен план застройки местности. Новый путеводитель Петербурга и его окрестностей за 1909 г. сообщал: «Земельные участки в Вырице и пос. Заречье. Один и одна четверть часа от Петербурга. По имению проходит железная дорога с пятью станциями, 9 пар поездов ежедневно. Проложено 13 верст шоссированных мостовых дорог и 8 верст трамвая, телефон с Петербургом, почта, все удобства. Берег чудной реки Оредеж, бесплатные купальни, прекрасный воздух, прекрасная вода для питья, катание на лодках, рыбная ловля. Будет строиться театр. Местность лесная, живописная, высокая, здоровая. Земля продается у самой станции. Продано уже более 1800 участков»…

В 1910 г. старший из наследников Витгенштейнов — князь Генрих Федорович, к тому времени — отставной поручик лейб-гвардии Гусарского (квартировавшего в Царском Селе) полка, решил распродать часть не занятых строениями земель под дачи. Огромная территория в излучине реки Оредеж с вековым сосновым бором, получившая название «Княжеской долины», стала застраиваться новыми дачами «города-сада».

1917 г. принес первую и главную проблему Вырице и «Княжеской долине»: большевики стали «уплотнять» дачные участки, разделяя их на два, три, а то и четыре самостоятельных участка. О плане 1906 г. забыли.

…Середина 2002 г. Учредителю и генеральному директору строительной группы компаний «ПЕТАЛ» Ф. И. Исякаеву, выпускнику Петербургского финансово-экономического университета, приходит в голову мысль: а почему бы не поработать в режиме девелоперского бизнеса? В строительной сфере России таких форм существования тогда было очень мало. Я спросил у него:
— Почему именно девелоперская деятельность?

— Если говорить о девелопменте, то применительно к рынку недвижимости — это инициирование и продвижение проектов, связанных с созданием новых объектов недвижимости. До 90-х гг. прошлого века, насколько я помню, такого термина у нас не было. Поскольку все строительство было государственным, то частного строительства, направленного на развитие территорий, не существовало. Думаю, что этот вид бизнеса в России будет развиваться успешно. Сейчас на рынок приходит довольно много западных инвестиционных фондов, строительных и архитектурных компаний. Это новое перспективное направление, существующее во всем мире, и теперь таким бизнесом стали заниматься и российские предприниматели. Места для развития территорий у нас хватает.

— А почему Вырица?

— Детство моих родителей — Вырица, мое детство — тоже она. Я очень люблю этот уголок юга питерских окрестностей. В последнее время у горожан проявился естественный интерес к загородной недвижимости, к коттеджному строительству. Людей все больше привлекает жизнь на природе, в экологически чистых районах. И я понял, что цивилизованным, законным путем надо подкрепить этот интерес. Начав поиск территории, я, естественно, вспомнил Вырицу. Надо сказать, что название «Княжеская долина» и сегодня ничего не говорит ни жителям этого поселка, ни петербуржцам. Многие из них раньше никогда об этом не слышали. Я тоже не знал, что место, которое мы нашли, которое нам понравилось, называлось так красиво. Здесь мы и решили возвести современный малоэтажный жилой коттеджный комплекс. После изучения архивов и оформления название оставили историческое — «Княжеская долина».

— Проблем с оформлением, видимо, было немало…

— Нам помогло то, что земли эти были еще с конца XIX в. предназначены для дальнейшей застройки и поселений. В России, я думаю, таких земель много. Поэтому мой совет тем, кто собирается пойти по нашим стопам: ищите именно такие земли. Нужно не лениться копаться в архивах, выезжать на места, интересоваться историей, по возможности знакомиться со служебной информацией различных государственных структур. Это трудно, но реально. Я лично объездил всю Вырицу, пересмотрел все градостроительные карты. А в результате нашел жемчужину.

— Пользовались ли вы российским и зарубежным опытом? Какую схему взаимоотношений с покупателем вы выбрали?

— Конечно, мы изучили почти все, что было накоплено в строительстве малоэтажных поселений в России и за рубежом. Прежде всего то, что было сделано в Финляндии. Но мы выработали свою стратегию и тактику развития. Пока нельзя российскому заказчику навязывать, что надо строить на купленном им метре. Нельзя лоббировать компанию, которая может тут что-либо возвести. Мы применили следующую схему: передаем покупателю подготовленную нами землю, куда подводим дорогу, воду, электричество, газ, а все остальное — его личное пожелание, которое, однако, не должно идти вразрез с архитектурным надзором. То есть, владелец получает точки подключения, но сам выбирает, что ему ставить на понравившемся участке.. Выбор достаточно велик, домостроительных фирм множество, технологий — тоже. Застройщик может либо привлечь строительную компанию, либо заниматься строительством лично. Но только в том случае, если проект будет согласован с архитектурными службами района. Подключение же инженерных коммуникаций может произвести либо генподрядчик, либо субподрядчик. Однако финансовые расчеты, т. е. инвестиционную составляющую, мы оставили за собой. Такая форма удобна для заказчика.

— Помогло ли вам наше законодательство?

— Все, что мы делаем, соответствует нынешнему законодательству. Но трудностей много. Прежде всего — нестыковка положений земельного, градостроительного и жилищного кодексов, законов. Я понимаю, что со временем бизнес заставит законодателей прийти к взаимоприемлемой схеме по многим вопросам, но хотелось бы, чтобы выбранные для этих целей народом люди повнимательнее прислушивались к нам, практикам.

— Какие отношения у вас сложились с администрациями Ленобласти и Гатчинского района, с коллегами строителями?

— С главой администрации Гатчинского района Александром Петровичем Худилайненом отношения хорошие. С его стороны мы всегда находим понимание в решении многих ситуаций. Много помогает нам и правительство Лен-области, прежде всего дирекция жилищных строительных программ, возглавляемая Владимиром Борисовичем Кобзаренко. К сожалению, строительные организации проявляют интерес к нашему проекту больше на словах. Их интересуют только деньги. Каким образом активизировать производителей загородного домостроения, я не знаю. Мне кажется, они не готовы пока к реализации подобных проектов. Например, пожелание главного архитектора Ленобласти В. А. Кима и главы администрации Гатчинского района по организации выставок-ярмарок на подобных строительных площадках результата не дало. Никаких выставочных экземпляров деревянного или кирпичного домостроения в районе нет. Представляете, если бы в «Княжеской долине» было представлено несколько экземпляров домов различных фирм (которые потом же и были бы куплены застройщиками), стенды, показывающие и призывающие обратить внимание на современные образцы домостроения!.. Тогда бы продвижение их продукции шло намного эффективнее. Я очень удивлен, встретив пассивную позицию домостроителей. Ведь в трех очередях будет построено 200 домов, это большой фронт работы. В первой очереди — 23 участка. Но креатива со стороны производителей загородных домов как не было, так и нет. Очень тяжело перестраиваются отечественные предприятия домостроения.

Но я уверен, мы построим «Княжескую долину». В ней будет жить нарождающийся средний класс Санкт-Петербурга и Ленинградской области! Нельзя забывать, что именно средний класс составляет основу любого процветающего общества. Сдается мне, что наши пращуры, мечтая сделать из Вырицы «идеальный город» и «город-сад» и не доведя начатого до реальности, предоставили это нам…

Автор: Анатолий Комаров
Дата: 10.08.2005
«Федеральный строительный рынок» № 2
Рубрика: ***




«« назад