Публикации »

Интервью В. И. Ресина журналу «Федеральный строительный рынок»

–Владимир Иосифович, каковы перспективные направления по привлечению доступных кредитных ресурсов в строительный бизнес и ипотечные программы Москвы? Как строительный комплекс взаимодействует в этой области со столичными и федеральными финансовыми институтами?

— Инвестиции — основа процветания любой отрасли. Строительство здесь не исключение. Одним из главных достижений московских властей в сфере экономики и строительства, в частности, я считаю то, что в начале 90-х гг. прошлого века в городе был создан благоприятный климат для привлечения инвестиций. И здесь нужно отметить особую роль мэра Москвы Ю. М. Лужкова, благодаря которому этот процесс получил реальное развитие. Частные инвесторы активно участвовали и продолжают участвовать практически во всех городских строительных программах. На протяжении полутора десятилетий модели взаиморасчетов города и инвесторов постоянно совершенствовались в зависимости от конкретной экономической ситуации. При этом они всегда были и остаются выгодными для всех участников строительного рынка. Так, несколько лет назад, после кризиса 1998 г.,в условиях дефицита денег за предоставленные городом площадки инвесторы рассчитывались с ним бартером, готовыми квартирами, которые затем передавались очередникам и жителям сносимых ветхих домов. Сейчас расчеты производятся деньгами, которые поступают в городской бюджет. На полученные от инвесторов средства город строит социальное жилье, школы, детские сады, объекты здравоохранения, культуры и спорта, необходимые для нормального функционирования города.

Благодаря более чем десятилетней практике инвестирования сегодня никто не сомневается в том, что вкладывать деньги в московское строительство надежно и выгодно.

— Каковы территориальные резервы строительства жилья в Москве?

— Не секрет, что Москва сегодня не имеет достаточного числа свободных площадок под массовую застройку. В 2004 г. многие адреса массового жилищного строительства были в основном закрыты (как Митино) либо уже в значительной степени исчерпали свой потенциал (как Куркино, где с момента начала строительства возведено уже почти 700 тыс. кв. м жилья, и Ходынское поле, где первые сданные очереди «ГрандЪ-Парка» уже вышли на рынок). Возможности экстенсивного развития — за счет свободных, неосвоенных территорий Москвы — еще сохраняются. В планах ближайших лет — застройка Кожухово, Щербинки, Молжаниновского района, пос. Некрасовка, новых территорий в районе Люберец. В процессе реконструкции аэропорта «Внуково» также под жилищное строительство будут использованы территории московских деревень, примыкающих к Южному Бутово. Однако в целом очевидно, что наиболее доступный для строителей ресурс — освоение свободных территорий — себя практически исчерпал.

Вместе с тем, как это предусмотрено генпланом, в городе существуют колоссальные резервы для нового строительства на месте сносимых ветхих домов и пятиэтажек, реформируемых промышленных зон. Мы только приступили к реализации программы комплексной реконструкции кварталов сложившейся застройки. За счет использования этих земельных ресурсов в ближайшие полтора десятилетия в черте города будет построено порядка 70 млн. кв. м. Так что работы в самой Москве у строителей хватит.

— За счет каких источников ведется финансирование строительства инженерии в новых районах города?

— Как правило, магистральные сети прокладываются за счет средств городского бюджета, а строительство внутриквартальных сетей ведется за счет средств инвесторов. Если речь идет о возведении социального жилья, в этом случае все сети строятся на бюджетные деньги.

— Каковы, на Ваш взгляд, резервы снижения себестоимости строительства нового жилья?

— В условиях постоянного роста цен на строительные материалы и тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки говорить о снижении себестоимости строительства нереально. Сейчас мы можем только сдерживать рост себестоимости строительства. В первую очередь, за счет долгосрочных контрактов, которые заключаются с поставщиками стройматериалов. Мы активно внедряем энерго- и ресурсосберегающие технологии, которые позволяют не только затормозить рост себестоимости строительства, но и снизить расходы на эксплуатацию зданий.

— Каковы, на Ваш взгляд, допустимые формы государственного регулирования в строительстве? Где должна проходить граница между полномочиями федеральных и местных органов власти?

— Государственное регулирование строительства необходимо на всех этапах. Начиная с плана застройки города и района, экспертизы проекта каждого сооружения, заканчивая приемкой здания в эксплуатацию. Только так можно обеспечить создание удобной для людей среды обитания и необходимый уровень безопасности зданий.

Вопросы регулирования строительства и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти в полной мере отражены в Градостроительном кодексе РФ и других действующих правовых актах.

— Каковы предварительные итоги и перспективы развития программы межрегионального сотрудничества, реализацией которой в настоящее время занимается стройкомплекс Москвы?

— Сотрудничество московских строителей с регионами имеет глубокие корни. В советское время строительные организации столицы возводили жилье, социальные и инженерные объекты практически во всех краях и областях России. Сейчас, когда экономическая ситуация в России заметно улучшилась и люди стали больше зарабатывать, в регионах России появилась острая потребность в строительстве нового комфортного жилья. К сожалению, в условиях перехода к рынку не во всех регионах сложился рынок инвестиций в строительство, не везде удалось сохранить собственные строительные мощности, которые могут в полной мере удовлетворить современным потребностям.

Основной целью деятельности правительства Москвы в регионах является активизация социально-экономического развития городов России и ближнего зарубежья. Межрегиональная программа строительства осуществляется в рамках межправительственных соглашений о сотрудничестве между правительством Москвы и органами исполнительной власти городов и регионов Российской Федерации, а также стран ближнего зарубежья. Соглашения носят многоплановый характер и формируют различные сферы — науку, культуру, производство. Целый раздел соглашений затрагивает строительную отрасль.

В реализации строительных проектов в качестве инвесторов выступают инвестиционно-строительные компании Москвы. Заказчиками по строительству и собственно подрядными организациями являются представители региональных структур. В любом проекте широко задействованы предприятия местной стройиндустрии, что способствует их возрождению, дает регионам новые рабочие места.

Строительство всегда затрагивает несколько смежных отраслей. Развитие этой отрасли влечет за собой реальные изменения в экономике любого региона в целом. Это положительные изменения в сфере архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, науки и промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

В 2004 г. московские строительные компании работали в 43 городах России и 8 зарубежных странах. В европейской части страны сложно найти регион, где бы не работали строительные компании столицы. Активное сотрудничество начато с Зауральем и Дальним Востоком. Всего в 2004 г. за пределами столицы московскими строителями сдано в эксплуатацию более 400 тыс. кв. м. В нынешнем году, с учетом задела 2004 г., планируемый ввод жилья в регионах составит520 тыс. кв. м, а в следующем, 2006 г., за пределами Москвы нами будет сдано уже 800 тыс. кв. м жилой площади, и в конце этого же года будет построен 2-миллионный кв. метр с начала реализации межрегиональной программы, которая стартовала в 2002 г.

Автор: по материалам редакции
Дата: 10.08.2005
«Федеральный строительный рынок» № 2
Рубрика: ***




«« назад