Публикации »

Производитель — потребитель: новый подход, новая техника

ОАО «Завод «Стройдормаш» (Свердловская обл.) давно и прочно занимает ведущие позиции на рынке бурильно-крановой техники России и СНГ. Финансовая стабильность и высокая деловая репутация — самый значимый результат работы последних лет. Союз машиностроителей Свердловской обл. назвал «Стройдормаш» самым инновационным предприятием Уральского региона и отметил высокие темпы роста производства. Но для того, чтобы быть на гребне волны успеха — производственного и рыночного, — предприятию требуется постоянное обновление. Поиск новых конструкторских и технических решений, активное взаимодействие с потребителями — основа стратегии предприятия. Разработка и внедрение новых видов продукции, востребованных на рынке строительно-дорожной техники России, стран СНГ и ближнего зарубежья, стала для завода ведущим направлением деятельности.

Все фундаменты возводимых зданий и сооружений индивидуальны и должны учитывать множество факторов: геологические, гидрологические, геофизические (сейсмические) условия местности, назначение здания, нагрузки и т. д. Ведь фундамент — подводная или подземная опора сооружения, его основание, от конструкции и состояния которого зависит в полном смысле судьба здания. А если это памятник истории и культуры, да еще в охранной зоне города? Фундамент такого объекта становится частью исторического наследия. Ответственность строителя, который ведет там ремонтные работы, реконструирует старое или возводит новое здание на месте отслужившего свой век, существенно возрастает.

Опыт эксплуатации возведенных зданий и сооружений показывает, что наиболее надежными и экономически целесообразными в большинстве случаев являются фундаменты глубокого заложения. Старый Петербург почти целиком построен на свайных основаниях. Известно, что только под Исаакиевским собором забито более106 тыс. свай длиною 6,4 м каждая. Сотни лет такая технология была самой распространенной и не вызывала, естественно, никаких нареканий. Сегодня сваебойная техника ударного, вибрационного и вдавливающего действия не может применяться в старинной части города, а также в случае, когда ударная волна способна нанести ущерб целостности соседних зданий. Но в мире появился более дорогой, зато более надежный и щадящий способ устройства фундамента: на буронабивных сваях. Буровая машина осуществляет проходку скважин в земле различными способами до несущего слоя с требуемыми прочностными характеристиками.В образованную скважину нагнетается бетонный раствор и вставляется арматурный каркас. После затвердевания раствора образуется прочная опора, воспринимающая нагрузки от сооружения. При этом ни сотрясений, ни вибрации не происходит. Примыкающие здания остаются в покое.

Производство такой техники давно освоили немцы, шведы, голландцы, итальянцы, финны. В России пока нет конкурентоспособного оборудования для производства свай большого диаметра. В связи с чем многие строительные организации при устройстве буровых свай вынуждены использовать отечественные установки типа ЛБУ-50,которые значительно уступают по своим технологическим параметрам, предназначены, в первую очередь, для геологических изысканий и лишь приспособлены для строительных нужд. Именно приспособлены. Поскольку для обеспечения требуемой проектной несущей способности свайных фундаментов в сложных инженерно-геологических условиях необходимо осуществлять бурение на значительную глубину 20–30 м и достаточно большим диаметром. Приобретать подержанную импортную технику можно, однако вопрос, насколько ее хватит и, главное, как обеспечить ремонт, замену узлов и деталей. Новая же слишком дорога для большинства российских строительных фирм. В связи с чем алапаевский завод «Стройдормаш» в содружестве с научно-внедренческой фирмой «Техпрогресс» разработал конкурентоспособную машину среднего класса МБШ-818 для производства буронабивных и буроинъекционных свай. Российских аналогов ей нет. Ее опытный образец, смонтированный на базе мощного вездехода «Урал», будет представлен на Международной специализированной выставке «Интерстройэкспо — 2005», которая пройдет в Санкт-Петербурге с 19 по 23 апреля 2005 г.

Для «Стройдормаша» производство такого типа машин является новым направлением. Завод в основной своей деятельности специализировался на производстве бурильно-крановых установок для энергетиков, которые предназначены для бурения скважин в немерзлых грунтах I–VI категории и установки в них опор при строительстве радиотрансляционных, телефонно-телеграфных, релейных и электрических сетей, с глубиной бурения до 5 м. Но уже в 2002 г. конструкторами завода была разработана бурильно-сваебойная машина БМ-811, она и стала прообразом МБШ-818. Техническое задание на ее создание было выдано специалистами «Техпрогресса», которые и испытывали опытный образец в сложных инженерно-геологических условиях Санкт-Петербурга. Полученные результаты позволили довести машину до серийного выпуска. Результат испытаний подтвердил, что МБШ-818 обладает рядом преимуществ по сравнению с буровыми машинами российского производства, применяемыми для выполнения данного вида работ, в том числе и большей производительностью.

ОАО «Научно-внедренческое строительное предприятие «Техпрогресс», в котором трудятся профессионалы: изы-скатели, проектировщики, строители и конструктора, — член Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению. Более 10 лет подряд с 1996 г. Российский национальный комитет по механике грунтов и фундаментостроению вносит компанию в реестр «лучших фирм и организаций в области фундаментостроения» России. Генеральный директор «Техпрогресса» Игорь Сергеевич Арутюнов, кандидат технических наук, написал диссертацию, посвященную именно фундаментам. До наступления рыночной эпохи он был в зав. лабораторией Среднеазиатского филиала Московского НИИ оснований им. Н. М. Герсеванова, законодателя в области фундаментостроения, разработчика СниПов в этой области, зам. директора по научной работе НИПИИнжНефтегазстрой г. Сургута. На начальном этапе НВСП «Техпрогресс» как коммерческая организация занималась восстановлением и усилением фундаментов существующих зданий, в том числе памятников старины, с использованием передовых технологий. Для возможности устройства различного типа свай широкого диапазона диаметром от 150 мм до 1 м и глубиной заложения от 4 до 30 м на предприятие имеется 12 типов буровых машин различного назначения, обеспечивающих эффективность выполнения работ в сложных условиях. Качество выполненных работ позволило приобрести постоянных заказчиков, деловых партнеров. Так общие цели сблизили «Техпрогресс» и «Стройдормаш», науку и практику, проектировщиков и машиностроителей. О том, что из этого вышло, мы беседуем с И. С. Арутюновым.

— Игорь Сергеевич, давайте начнем с конца, с цены будущей серийной МБШ-818. Высокая себестоимость строительства вынуждает строительные компании искать технику, пусть и уступающую импортной по параметрам, но более дешевую.

— Насчет «уступающей» позволю себе не согласиться. Но об этом потом. А что касается цены… Подобная среднего класса машина итальянского производства (у итальянцев эта техника несколько дешевле германской) стоит до одного миллиона евро. Произведенная на «Стройдормаше», она будет продаваться примерно за 5 млн. руб., что соответствует в данный момент сумме порядка 130 тыс. евро, что в несколько раз дешевле и может быть сопоставимо с ценой импортной машины бывшей в употреблении с ограниченным ресурсом эксплуатации. Импортная запчасть, во-первых, также в стоимостном выражении в несколько раз дороже отечественой, а во-вторых, для ее получения необходим значительный срок — до нескольких недель, а в некоторых случаях и месяцев. А «Стройдормаш» — наш завод, всегда обеспечит запасными деталями и узлами, которые будут непосредственно реализовываться через нашу производственную базу. Сравните и выбирайте.

— Что ж, давайте сравним. Пока хотя бы с нашими ЛБУ-50. Чем «стройдормашевская» машина предпочтительнее?

— Во-первых, она новая и единственная специализированная. Во-вторых, по своим техническим данным МБШ-818 имеет двойной запас мощности и производительность у нее выше. ЛБУ-50 максимально может изготовить за смену 1–3 буровые сваи, МБШ-818 в тех же условиях 6–8. Мачта с ходом вращателя 8 м позволяет экономить время на вспомогательных операциях. Учтите и наличие у нее двух платформ: поворотной и подвижной, что обеспечивает получение нескольких скважин, не меняя позиции машины. Все другие российские установки теряют время, заезжая на каждую новую сваю отдельно. По нормам СНиП, отклонение от центра при бурении не должно превышать 0,2 диаметра сваи, значит, время будет потеряно и на точном выставлении бурового инструмента. Кстати, машина может работать не только как бурильная, заменив вращатель на дизельный молот мы можем производить забивку свай.

И еще. Эта установка также достаточно эффективна при небольших объемах работ (2–4 сваи под опору) в условиях существующей застройки и в труднодоступных местах. Высокая проходимость и маневренность позволяют ей прибыть в ограниченное труднодоступное место, а технологические характеристики позволяют в кратчайшие сроки без каких бы то ни было дополнительных приспособлений приступить к работе. У импортного оборудования нет таких достоинств, и до начала производства работ требуется понести достаточные материальные и трудовые затраты по монтажу, демонтажу, транспортировке с использованием тягача и трейлера. Эти затраты не позволяют эффективно использовать их при небольших объемах работ. МБШ-818 всегда готова к работе.

— Все-таки не обойтись вовсе без «немцев». Какие еще импортные узлы и детали укомплектуют новую установку?

— Совсем немногие. И только те, в каких российские производители заведомо уступают по качеству и функциональности мировым производителям. Так как наивысшая эффективность и наименьшая вероятность сбоев в работе современной машины на 90% зависит от гидросистемы, для комплектации были выбраны итальянские гидрораспределители, клапаны и фильтры.

— Шнек, надеюсь, отечественный?

— Да. Он разработан на «Стройдормаше» по нашему техническому заданию, с учетом имеющегося у нас опыта работы с бурильным инструментом различных производителей. Ранее применяли шнек производства московской фирмы «СБТ», который наиболее приемлем для данной технологии устройства свай. Новый шнек имеет дополнительный запас надежности.

— Тем более что наши машины эксплуатируются интенсивнее?

— Возьмите инструкцию к любой импортной установке. Там строго указано количество рабочих часов в сутки. В среднем шесть часов. Если вы превысите это ограничение, с техники просто снимут гарантию. У нас смена — полный световой день, а иногда и круглосуточно (если есть возможность и необходимость). Поэтому зарубежный лимит превышается втрое. Мы с Алапаевским заводом делаем установку более выносливую, рассчитанную на российские реалии.

— Не менее интересен акцент на щадящий метод устройства свай. Особенно в условиях внутриквартальной застройки, реставрации и реконструкции.

— МБШ-818 позволит применить наиболее «деликатную» технологию, позволяющую изготавливать сваи вплотную к стене существующего, эксплуатируемого дома. Проходной шнек одновременно выполнит роль обсадной трубы, которую используют обычно отдельно. Отличительной особенностью устройства является то, что формирование тела свай осуществляется под избыточным давлением самого материала ствола свай (мелкозернистого бетона), подаваемого в затрубное пространство до извлечения бурового снаряда и в процессе его подъема, что позволяет увеличить несущую способность свай за счет увеличения несущей способности по лбу и боковой поверхности. И так же резко снижается осадка у такой опрессованной сваи, что позволяет вести новостройку стена к стене старого здания. Если точно: при расчетной нагрузке на сваю в 70–80 т у сваи, изготовленной по технологии, используемой нашим предприятием, осадка составляет 2–3 мм, то есть почти ничего.

— Работа над первой отечественной буронабивной установкой завершается. Как дальше будут развиваться ваши контакты со «Стройдормашем»?

— Договорились о дальнейшем сотрудничестве в создании новых машин, обладающих повышенными техническими характеристиками в области фундаментостроения и представительстве строительной техники завода в Северо-Западном регионе.

— Игорь Сергеевич, Вы уверены, что МБШ-818 ждут на рынке?

— Я не только ученый, но и предприниматель, практик. Поверьте, не стал бы тратить время зря, если бы такая машина не была необходима российским строителям. И моей фирме тоже.

ОАО «Завод «Стройдормаш»
624600, Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. Серова, 1
Тел./факс: (343) 372-7124, 372-7121
www.zavod-sdm.ru
E-mail: sdm@sdm.ur.ru

Автор: Виктор Малков, Андрей Шевченко
Дата: 14.04.2005
«Федеральный строительный рынок» № 38
Рубрика: ***




«« назад