Публикации »

Александр Сушко: речь идет о наших корнях, нашей истории.

В поселке Усть-Ижора (Колпинский район Ленинградской обл.) проживает около 1300 жителей, более 80% из них — пенсионеры. Казалось бы, при таком «раскладе» вести разговор о каких-либо перспективах развития всерьез не приходится. И все же есть человек, который видит за поселком большое будущее. И самое главное — он уже очень многое сделал для того, чтобы Усть-Ижора стала одним из наиболее ярких туристических брендов Северо-Запада.
Сегодняшний наш собеседник — Александр Сушко достаточно хорошо известен как журналист и писатель. Однако нынешний род его деятельности значится при подготовке документов как «специалист по созданию историко-мемориального заповедника».

— Итак, Александр Максимович, чем, по Вашему мнению, столь славна Усть-Ижора?

— В первую очередь — именем святого и благоверного князя Александра Ярославовича. Именно здесь он выиграл самую славную свою битву, благодаря которой и вошел в историю с прозвищем «Невский». В XVI в. князь был канонизирован, и его мощи хранились во Владимире. Затем, более чем полтора столетия спустя, у России появилась новая столица — Петербург. Небесным покровителем города на Неве царь Петр Великий вполне естественно объявил именно Александра Невского. Еще в 1712 г. в Усть-Ижоре была возведена церковь Александра Невского, а в самом Петербурге началось строительство Александ-ро-Невского монастыря.

Святые мощи князя начали перевозить несколько позже. Сначала их сухим путем доставили в Новгород, затем на яхте по Волхову — в Шлиссельбург, где они лежали около года. В 1724 г. путешествие продолжилось. В Усть-Ижоре встретивший процессию Петр Великий перенес раку с мощами на свое судно, сам встал у руля, а своих сподвижников посадил за весла. После доставки в Петербург новым местом хранения мощей стал Александро-Невский монастырь, здесь они находятся и поныне.

— По Вашему мнению, Александр Невский на сегодняшний день фигура актуальная?

— Актуальнее некуда. Даже в эпоху дегероизации России незыблемыми остались две фигуры — святых князей Владимира (крестившего Русь) и Александра. И символично, что обе эти фигуры воссоединились в Усть-Ижоре. Ведь Невская битва произошла в день поминовения С вятого Владимира.

— А сегодня Вы собираетесь создать в Усть-Ижоре музей-заповедник, посвященный Александру Невскому и Ижорской земле?

— Де-факто он уже создан: отреставрированы церкви св. Александра Невского и св. Владимира. Написана картина «Встреча мощей св. Александра Невского». Приведено в порядок прицерковное кладбище, на котором возведена памятник-часовня «Милость Божия в Невской битве». Еще в 1950-е гг. военная общественность Ленинграда установила на левом берегу Ижоры стелу в честь Невской битвы. А в юбилейном 2003 г. в месте впадения Ижоры в Неву Александру Ярославовичу был поставлен памятник федерального значения (работы архитектора Владимира Александровича Попова и скульптора Владимира Эмильевича Горевого). Теперь все праздничные мероприятия проходят у «бронзового князя», который, стоя на берегу Ижоры, словно охраняет речные ворота Петербурга.

Ну, а сейчас у нас на очереди ремонт здания будущего краеведческого музея, гвоздем экспозиции в котором станут картина «Перевозка мощей Александра Невского» и диорама «Невская битва».

— Но то, что Вы перечислили, — это лишь объекты, связанные с именем Великого князя?

— Совершенно верно. Кроме того, имеется монумент, приписываемый Ринальди и воздвигнутый повелением Екатерины II в знак благодарности местным крестьянам, принявшим участие в войне со шведами 1788–1790 гг. Если говорить о войнах более позднего времени, то на прицерковном кладбище мы установили памятник героям-разведчикам.

Еще в Усть-Ижоре имеется свыше пятнадцати строений позапрошлого века. Из них в отличном состоянии находится только здание бывшей городской управы, в которой, в полном соответствии с законами преемственности, находится нынешняя муниципальная администрация.

Теперь о том, что необходимо сделать. Нуждаются в обозначении фрагменты бичевника — дороги, шествуя по которой бурлаки волочили баржи с товарами. Добавим сюда необходимость сохранить участок Шлиссельбургского тракта — 4,5-километровую трассу с булыжным покрытием, которая является уникальным памятником дорожного строительства.

Отдельный разговор о прицерковном кладбище, где находятся могила Малоземовой — кормилицы царской семьи, а также склеп и большое число могил Захаровых — самого видного семейства в дореволюционной Усть-Ижоре. И, наконец, следует установить памятник в честь подвига двух здешних подростков. Осенью 1941 г., когда возле Усть-Ижоры стояли на якоре корабли Балтийского флота, немцы со стороны Ладожского озера вместе со льдом начали спускать по Неве мины. Ребята еще с берега разглядели эту опасность и, вскочив в лодку, поплыли к нашим судам, чтобы предупредить их. Однако всю степень угрозы наши моряки осознали лишь тогда, когда лодка с мальчишками взорвалась.

— А какие объекты восстановить не удастся?

— В Усть-Ижоре находилась одна из первых в России судоверфей, но восстанавливать ее в прежнем виде, конечно же, не имеет смысла. На ее месте будет находится стела с надписью на двух языках в честь замечательного корабела — англичанина по происхождению Джозефа Ная. Закрыт, к сожалению, и вопрос о восстановлении Путевого дворца Меншикова — сегодня эта земля находится в частном владении и занята коттеджем. А вот над чем стоит поразмыслить, так это над возможностью обозначить сооруженную еще при Петре Великом фортецию в ландшафте, находившуюся, кстати, на месте еще более ранней крепости времен Александра Невского.

— Судя по всему, количество памятников в Усть-Ижоре сопоставимо с количеством жителей.

— Ну, это Вы, конечно, хватили! И все же главные перспективы развития поселка, на мой взгляд, связаны с туристическим бизнесом. Судите сами, раньше об Усть-Ижоре никто и слыхом не слыхивал, а сегодня ежедневно туда приезжают от одного до пяти автобусов с туристами. Хотя все дело, конечно же, нельзя сводить исключительно к стремлению заработать. Ведь речь идет о наших корнях, нашей истории.

— Но если говорить о научно-просветительной стороне вопроса, то к Вашим проектам, видимо, следовало бы привлечь соответствующие учреждения.

— В 2002 г. был подписан протокол намерений между Государственным Эрмитажем и муниципальным советом поселка Усть-Ижора, при обсуждении которого рассматривалась возможность со временем включить музей-заповедник в состав Русского отдела Эрмитажа. В качестве первого шага совместными усилиями были выпущены тезисы научной конференции, посвященной Александру Невскому.

Однако это не значит, что наш музей-заповедник не может существовать самостоятельно. Более того, я надеюсь, что Усть-Ижора может стать главным центром кольца геотопонимических объектов, связанных с именем Александра Невского, или проще — Кольца Великого князя. В него должны войти города, отдельные соборы и церкви, воинские формирования и морские суда, музеи и клуб кавалеров ордена Александра Невского. Словом, все, что, так или иначе, связано со святым благоверным князем.

— Но, в первую очередь, видимо, следует говорить именно о городах?

— В плане создания некоей единой музейной и храмовой инфрастуктуры в такое кольцо обязательно должны войти следующие города: Переславль-Залесский — в нем князь родился; Владимир и Суздаль — в них прошли его детство и юность и в них же он сидел на великом княжении; Волгоград — поскольку неподалеку от него находилась ордынская столица Сарай, в которой князь явил свое мастерство дипломата; Новгород, Псков, Гдов, Копорье и Усть-Ижора — города, где во всем величии, раскрылся его талант полководца; Киев — где он номинально был Великим князем; Городец — место смерти и Сергиев Посад — место канонизации. Со временем к этому кольцу могут быть «пристегнуты» другие звенья, точнее города, где имеются соборы в честь Александра Невского или есть иная увязка с его именем — Нижний Новгород, София, Париж, Копенгаген, Стокгольм и т. д.

— Трудно представить, как можно за одно путешествие посетить все эти города, расположенные зачастую в тысячах километров друг от друга.

— Именно поэтому главное внимание следует обратить на разработку локальных маршрутов. Например, если говорить о маршруте, условно называемом «вокруг Петербурга», то кроме Усть-Ижоры в него могут войти те населенные пункты, чья история косвенно связана с биографией Александра Невского — Колпино, Пушкин, Старая Ладога, Шлиссельбург, Кижи и даже монастырский комплекс на Валааме. Отдельный маршрут будет включать Новгород, Псков, Гдов, Копорье.

— Однако для начала, видимо, следует завершить все, что было начато в Усть-Ижоре. И здесь сразу же встает вопрос об источниках финансирования.

— Проект, связанный с Александ-ром Невским, имеет общероссийское значение. И, к счастью, многие власть предержащие это понимают. Заметную поддержку нам оказывали и Собчак, и его преемник Яковлев. Надеемся и на нынешнего губернатора, и на помощь со стороны федеральных органов. Достаточно сказать, что в год 300-летия Петербурга город сумел выделить нам сумму, которая в двадцать раз превышала ежегодный бюджет муниципалитета. Средства эти пошли на установку памятника и работы, связанные с укреплением берега, на котором стоит церковь Александра Невского.

— А помощь спонсоров и частные инвестиции?

— Сегодня наиболее актуальным вопросом является установка на мосту через Ижору дорожного знака «Вестники победы» (скульптора Анатолия Гордеевича Демы). Оплату работ, согласно предварительной договоренности, согласилась профинансировать группа компаний «Город». Эти «вестники» очень важны, поскольку они будут привлекать к музею всех тех, кто ездит по Петрозаводскому шоссе. А ежедневно по нему проезжает порядка 43 тыс. единиц транспорта. Среди пассажиров этих машин, как нетрудно догадаться, находятся и потенциальные посетители нашего заповедника. Кроме того, работающий все в том же ЗАО «Город» архитектор и художник Николай Карасев создал красочный проект-буклет своего видения заповедника.

— Но ведь Вы сами сказали, что де-факто заповедник уже существует?

— То, что мы имеем, — это всего лишь программа-минимум. А я говорю о программе-максимум. Хотя основные объекты, действительно, уже закончены.

— А какой объект можно считать доминантой всего музейного комплекса?

— Конечно, это церковь Александра Невского. Сначала храм был деревянным, а в конце XVIII в. его перестроили в камне. Во время Великой Отечественной войны советские саперы взорвали колокольню, поскольку она являлась отличным ориентиром для вражеской артиллерии. Сегодня с восстановленной колокольни мы можем любоваться видами Невы и Ижоры, а прямо на ней, кстати, ежегодно проводятся семинары, посвященные Невской битве, которые ведет доктор исторических наук Юрий Владимирович Кривошеев.
К тому же, скажу не хвастаясь, что подсветка храма смотрится эффектнее, чем подсветка многих других петербургских соборов. И если Вы будете смотреть на него со стороны Петрозаводского шоссе, то он будет казаться хрустальным. А еще если осенью встать прямо перед церковью и взглянуть в сторону устья, то Вы сможете наблюдать удивительный оптический эффект, напоминающий фигуру огромного крылатого всадника.

— Вы думаете — это знамения?

— Хотите — верьте, хотите — нет, но знамения здесь — дело обычное. Допустим, идет несколько дней дождь, но как только начинаются какие-то работы или мероприятия, связанные с заповедником, погода сразу проясняется. Самый потрясающий случай был 15 июля 1993 г., в день ежегодного праздника Невской битвы, когда ведущим концерта у нас был известный актер и певец Александр Хочинский. Ненастье продолжалось две недели до этого дня и неделю после. Но именно 15 июля выглянуло солнце, небо прояснилось и все прошло наилучшим образом. Видимо, Александр Невский помогает не только на ратной, но и на трудовой ниве.

Автор: по материалам редакции
Дата: 14.04.2005
«Федеральный строительный рынок» № 38
Рубрика: ***




«« назад