«Аист» открыл дорогу «Витязю»
ЗАО «Севмормонтаж» известен широкому кругу специалистов как организация, способная выполнить монтажные работы любой степени сложности. Компания доказала это, выиграв международный тендер и осуществив в Морском торговом порту Санкт-Петербурга уникальный по сложности проект, выполняемый по заказу ЗАО «Балтийский Балкерный терминал». Специалисты компании разработали и реализовали поэтапный план монтажа технологического оборудования для перегрузки минеральных удобрений, не имеющего аналогов в России. В состав оборудования входили две судопогрузочные машины производительностью 1500 т/ч каждая, два складских крацер-крана и конвейерные линии общей протяженностью 3600 м. Ввиду того, что штатное место установки судопогрузочных машин на 107 причале не было подготовлено в срок, оборудование монтировалось на временных подкрановых путях 101 причала, а затем двумя плавучими кранами (грузоподъемностью 300 ти 350 т) в собранном виде было перенесено на место постоянной дислокации. Для монтажа крацер-кранов, при отсутствии первоначально запланированного 300-тонного крана, занятого на другом объекте, пришлось задействовать синхронно работающие четыре крана меньшего тоннажа. Успешно выполнив этот заказ, фирма зарекомендовала себя на рынке как надежный, высокопрофессиональный партнер, способный гибко реагировать на критические изменения окружающих условий. Как следствие, по-видимому, ЗАО «Севмормонтаж» сразу получил предложение от компании «Ростерминалуголь» на конкурсной основе выполнить монтаж оборудования угольного терминала проектной мощностью 8 млн. т в год в порту Усть-Луги. Технологическая схема работы комплекса такова: состав подается к вагоноопрокидывателю, уголь из вагонов поступает в бункер, откуда транспортерами доставляется на склад. Специальные краны формируют штабель, из которого уголь подается на конвейеры, затем на судопогрузчик и в трюм судна. «Севмормонтаж», несмотря на большой объем сложных работ, четко укладывается в график и готовится завершить контракт к концу 2005 г. Но и в дальнейшем в Усть-Луге дело монтажникам предприятия найдется: по соседству с угольной гаванью большую стройку ведет стивидорная компания «Ростерминалруда». «Севмормонтаж» уже участвует в тендере на поставку соответствующего оборудования, в том числе портальных кранов собственного производства. Впрочем то, как монтажная фирма стала заниматься краностроением, отдельная история. Генеральный директор «Севмормонтажа», морской инженер Олег ИликовичТитберия, был избран на этот пост в начале 90-х гг. Он пришел с командой специалистов на некогда благополучное советское предприятие, когда оно оказалось на грани ликвидации. Основанный в 1945 г. «Севмормонтаж» занимался развитием портовой инфраструктуры, успешно работая в рамках плановой экономики. Когда в конце перестройки страна уже не закупала портальных кранов, монтажники и инженерный персонал предприятия остались без работы. Новое руководство для выхода из кризиса применило логистический подход. На начальной стадии маркетинговых исследований были выявлены новые грузопотоки, сложившиеся в постсоветском пространстве. Картина распада экономики и общего снижения грузопотков, как оказалось, была преувеличенной, по-крайней мере для всего Балтийского региона. Только в Вентспилсе строился новый причал, и для его оборудования требовалось дополнительно 10 портальных кранов.В то же время порты Северного морского пути стояли без работы. Им было выгодно продать часть бездействующего оборудования, чтобы материально поддержать своих портовиков и исключить бессмысленное моральное и физическое старение оборудования. Монтажники «Севмормонтажа» получили перспективу вновь заняться привычным делом, помочь справиться с изменившимися грузопотоками и осуществить материальную помощь портам страны. Уже через год «Севмормонтаж» вышел на хороший уровень рентабельности, а через четыре года его прибыль выросла в сорок раз. Потом были годы накопления опыта работы в рыночных условиях и медленного восстановления экономики страны. Постепенно возобновившие деятельность российские порты столкнулись с проблемой дефицита отечественной портовой техники. Зарубежная техника, при достаточно стандартных показателях, стоила неоправданно дорого. Поэтому в 2002 г. в рамках Федеральной программы развития морского транспорта была поставлена задача: в максимально короткие сроки создать отечественный портальный кран, способный на равных конкурировать с западными аналогами. Российские производители к тому времени практически утратили позиции на рынке тяжелого подъемно-транспортного оборудования. Заводы либо обанкротились и прекратили существование, либо работали, используя устаревший станочный парк и технологии. ЗАО «Севмормонтаж» активно включилось в решение проблемы федерального значения. В течение 2003 г. специалисты компании завершили проектирование нового крана и приступили к его изготовлению. Применение новейших информационных, конструкторских и дизайнерских разработок позволило установить своеобразный рекорд — сократить время проектирования с двух лет до шести месяцев. Далее, благодаря внутренней кооперации, в кратчайшие сроки был создан опытный образец. Прежние советские краностроители к такому результату шли не один десяток лет. В 2004 г. в России появился самый современный в истории отечественного машиностроения портальный кран, названный «Аистом». «Аист» — это электрический полноповоротный универсальный грейферный перегрузочный портальный кран с шарнирной сочлененной стрелой. Его технические характеристики таковы: грузоподъемность — 16 т в грейферном режиме, 20 т — в крюковом, 32 т — в предельном режиме на вылете стрелы 32/ 25/ 16 м. Масса — 215 т.Давление колеса на рельс не более 22,5 т. База 10,5 м. Ветровая нагрузка: для седьмого ветрового района по ГОСТ 1451-77. Работа в температурном диапазоне от – 40С до + 40С. Вылет стрелы: min — 8 м, max — 32 м. Высота подъема — 22 м. Скорость передвижения — 20 м/мин. Рабочие скорости подъема и опускания — 64 м/мин.(16 — 20 т), 32 м/мин. (32 т); поворота — 1,4 об/мин; изменение вылета стрелы — 40 м/мин. По своим техническим параметрам «Аист» соответствует распространенному в российских портах крану «Сокол», но по использованию современных материалов и механизмов коренным образом отличается от него. Создатели крана при его проектировании и изготовлении учли многие достижения и вышли на мировой технический уровень. В результате этих усилий появилась машина, оснащенная частотной системой управления фирмы «Ноель», редукторами фирмы «Флендер», с удобной кабиной, где предусмотрены вентиляция, обогрев, кондиционирование. «Аист» — следующее поколение портовой перегрузочной техники. Главное же отличие от предлагаемых на российском рынке моделей — соотношение цены и качества. При сопоставимых рабочих данных с зарубежными аналогами (а при высоком уровне международной кооперации средства портовой механизации не имеют особых отличительных признаков) отечественный кран оказывается на сотни тысяч евро дешевле. Если бы руководство «Севмормонтажа» решило сначала построить производство, а потом начать выпуск портальной техники, путь вышел бы неэффективным: мировое краностроение уходит вперед и не ждет отстающих. Пытаясь найти выход, компания приобрела в Латвии действующий машиностроительный завод Rikon, обладающий хорошей технической базой, и разместила на нем изготовление кранов. Годовая производительность завода сегодня оценивается в 10 единиц. Но, во-первых, потребность портовиков России в подобном оборудовании много выше. Во-вторых, конструкторам и технологам необходимо опытное производство для отработки следующих моделей. В-третьих, руководство ЗАО «Севмормонтаж» убеждено: российский портальный кран должен производиться в России. Как следствие, завод Rikon останется как база НИОКР, а серийный выпуск подъемно-транспортного оборудования начнется на специализированном предприятии, которое в течение трех лет будет построено в Ленинградской области. Премьера «Аиста» имела успех: тендер, объявленный Мурманским портом на поставку крана с участием краностроителей мировых брэндов, выиграло ЗАО «Севмормонтаж». Сейчас монтаж крана близок к завершению. Следующей разработкой фирмы является более мощный «Витязь» — портальный электрический полноповоротный крюковой кран с шарнирной сочлененной стрелой, который способен обрабатывать все типы контейнеров. Его масса — 340 т, грузоподъемность в крюковом режиме — 50 т (от 8 до 21 м) и 32 т(от 8до 32 м), в грейферном режиме — 20 т (от 8 до 32 м). ЗАО «Севмормонтаж» сегодня находится на более высокой ступени развития и является головной организацией, объединяющей четыре акционерных общества:
- ЗАО «СММ ЭЛЕКТРОПРИВОД». Основное направление —проектирование и изготовление систем управления крановыми электроприводами.
- ЗАО «НПЦ СММ». Научно-практический центр современных технологий использования портового перегрузочного оборудования и механизации портовых перегрузочных работ.
- ЗАО «ДАЛЬМОРМОНТАЖ — ВОСТОЧНЫЙ». Предприятие производит монтаж, ремонт и модернизацию перегрузочного оборудования в портах Дальневосточного региона.
- A/S RIKON — завод по производству крановых металлоконструкций и навесного оборудования для перегру-зочной техники.
Автор: Виктор Малков Дата: 14.04.2005 «Федеральный строительный рынок» № 38 Рубрика: *** |