Публикации »

В Усть-Луге мы начали работать одними из первых

Главный инженер компании ЭФЭСК Вячеслав Алексеевич ЛАЗУТКИНМало какая из строительных компаний несет в самом своем названии столько программно-значимых слов, как «Экономико-финансовая энергетическо-строительная корпорация», более известная по сокращенному имени «ЭФЭСК». Заняв уверенные позиции в строительстве объектов энергетической инфраструктуры, компания продолжает развитие в этой нише, но осваивает и новые направления — в частности, осуществляет функции генподрядчика по монтажу уникальных механических комплексов в Усть-Луге. Об этом нам рассказывает главный инженер компании Вячеслав Алексеевич ЛАЗУТКИН.

–В Усть-Луге мы начали работать одними из первых, еще в 1998 г., после победы в тендере на строительство объектов внешнего электроснабжения, — рассказывает наш собеседник. — Нашей задачей стали двухцепная ЛЭП 110 киловольт от подстанции «Кингисепп» и подстанция «Порт», от которой предполагалось запитать все терминалы. Тогда же приступили к строительству, начали отвод земли, вырубку просеки под ЛЭП. Однако по причине дефолта финансирование проекта прекратилось, и работа была приостановлена. В 2000 г. строительство продолжилось и длилось еще примерно полгода, однако по причине возникших оргвопросов было опять приостановлено. Когда все проблемы были утрясены, на наш объект пришел значимый инвестор — компания «Межрегионэнерго», которая выступила инвестором в объекты внешнего энергоснабжения, а компания «Усть-Луга» взяла функции заказчика. Стройка продолжилась, и наши задачи были выполнены примерно на 70% до очередной приостановки работ. Наконец, объекты внешнего энергоснабжения были куплены компанией «Ленэнерго» и в 2004 г. достроены на средства этой компании. Таким образом, вопросы энергетики по портовому комплексу решены.

— Вячеслав Алексеевич, насколько известно, в составе порта планируется целый ряд дополнительных объектов. Сегодня и даже завтра мощностей будет достаточно, но хватит ли их при достижении портом суммарной мощности в 30–35 млн. т груза?

— Пока заявок на дополнительное подключение не поступает, но если планы инвесторов будут реализованы, то проблем с наличием мощности не возникнет. На данный момент установлены два трансформатора по 40 тыс. киловольтампер, которые могут обеспечить мощность на уровне 60–70 МВт, то есть свободные мощности есть. Конструкцией подстанции предусмотрена возможность замены трансформаторов на 63 мегавольтампера. Пока проекты дополнительных терминалов лишь разрабатываются, в связи с чем подготовленная внутренняя схема энергоснабжения пока считается временной. Что касается Угольного терминала, в перспективе на его территории будут построены три распределительные подстанции суммарной мощностью порядка 8–9 МВт. Это и есть мощность, которая необходима для работы второй очереди.

— Какие работы выполнены и какие ведутся в данный момент?

— В настоящее время мы являемся генеральным подрядчиком по строительству технологических объектов Угольного терминала, которые автоматизируют все процессы перегрузки угля: в настоящее время перегрузка осуществляется с помощью средств малой механизации и грейферного крана. На данный момент мы выполнили практически все работы по фундаментам для стакер-реклаймеров — машин, которые будут формировать склад по программе с минимальным вмешательством человека. В составе второй очереди будет смонтировано два таких стакер-реклаймера. Готовы и подводящие железнодорожные пути. Когда позволят погодные условия, начнем работы по монтажу. Выполнены фундаменты под большинство пересыпных станций. Заказчик — «Ростерминалуголь» — ставит жесткие сроки, однако разработка рабочей документации отстает, поэтому работать приходится «с листа», а на комплектацию выделяется минимальное время.

— «ЭФЭСК» ассоциируется скорее с элекромонтажом, а не с монтажом механизмов. Генподряд на механомонтаж — новое стратегически важное направление или тактическая необходимость?

— За последние годы это первый объект такого уровня сложности, но корни нашей организации находятся в Печорском угольном бассейне, где нашим специалистам приходилось немало заниматься строительством транспортеров угля, в том числе подземных. Тем не менее, действительно, сегодня нам ближе вопросы электроэнергетики.  Кроме нас, на строительстве порта работает и другой генподрядчик — «Севзапморгидрострой». За монтаж вагоноопрокидывателей, одного из самых сложных блоков, отвечает «Севзапморгидрострой», мы отвечаем за все остальные объекты. Граница нашей ответственности проходит между вагоноопрокидывателем и первой пересыпной станцией, откуда уголь будет распределяться на несколько направлений. Однако если при строительстве схемы внешнего энергоснабжения мы как генеральный подрядчик выполняли своими силами до 80% объемов, то на данный момент — около 40%.

Задачи по изготовлению и монтажу более чем 3,5 тыс. т металлоконструкций решают привлеченные субподрядчики. Дело в том, что в поставленной перед нами задаче важно обеспечить единый цикл производства, поставки и монтажа конструкций, а наша производственная база рассчитана на выпуск специфических элементов для строительства ЛЭП. Поэтому мы выбрали четыре надежные компании и координируем их работу. Уже заключены договоры, выплачены авансы на приобретение металла. Первый подрядчик уже начал монтаж конструкций в феврале, второй — в начале марта. С начала апреля начнется активный монтаж металлоконструкций.

В настоящее время мы заканчиваем строительство зданий насосной для системы пожаротушения, начинаем строить здания второй и четвертой распределительных подстанций (РТП). Проект строительства первой РТП пока не готов, после получения документации мы немедленно приступим к работе.

— Какие основные трудности возникли при решении задач нулевого цикла?

— Территория порта намывная, поэтому грунты очень специфические. Что касается фундаментов, то обычные фундаментные блоки или «ленточные» фундаменты на объекте не применяются, а в огромном количестве используются сваи. Устройство свай также поручено субподрядчикам: компании «Гидроспецфундаментстрой», а также компании «Бек-Римас». Эта фирма предложила интересную современную технологию; суть ее состоит в устройстве буронабивной сваи, через которую после заливки бетоном пропускается мощный электрический импульс: в результате в грунте образуется прочная «пятка», увеличивающая несущую способность сваи. Другое важное преимущество технологии — сокращение времени на производство работ, что в Усть-Луге является одним из важнейших параметров. Нами уже получено принципиальное согласие генерального проектировщика, компании «Ленморниипроект», на применение данной технологии. После того как свайные основания готовы, мы собственными силами выполняем ростверки, провязываем арматуру, закладываем анкерные болты и заливаем фундаменты товарным бетоном, который поставляется с развернутого растворного узла заказчика. Строительство инженерных сетей осуществляет субподрядчик «Водоканалстрой».

— Насколько сложно оказалось сработаться такой цепочке субподрядчиков?

— На самом деле наша цепочка субподрядчиков не так велика, а мы уже знакомы и с «Гидроспецфундаментстроем», и с «Водоканалстроем» по прошлым объектам.

Что касается взаимодействия, то мы участвовали в строительстве Балтийской трубопроводной системы и терминала в Высоцке — там число субподрядных организаций достигало 40–50, поэтому проблемы координации, действительно, стояли очень остро. Не сказал бы, что порт «Усть-Луга» с инженерной точки зрения проще, чем нефтеналивной терминал, но пока проблем в передаче «фронтов» не видно. Надеюсь, что их не будет и по мере приближения сроков сдачи.

— Впору брать под свое крыло не только строительный генподряд, но и генпроектирование…

— Проектная группа корпорации «ЭФЭСК» уже насчитывает 150 человек, сейчас они выделены в институт «Энергопроект». В его составе есть и изыскатели, и «первичники», и «вторичники», и даже генпланисты, все они специализируются в электроэнергетическом строительстве. Именно это поле деятельности для нас основное, и задача института — обеспечить полным комплектом документации наши профильные объекты. Контакты по вопросам ПИР с  «Ленморниипроектом» только начинаются.

Цена: не минимальная, а оптимальная

— Что стало основным критерием выбора? Ведь известно, что в ходе тендера заказ может достаться компании, которая лучше готовилась не к работе, а к тендеру…

— На работу претендовали многие, но мы выбрали четырех субподрядчиков. Для нас основным критерием выбора стали производственные возможности компаний. Чтобы убедиться в способности субподрядчиков уложиться в жесткие сроки, мы изучили производство, познакомились с персоналом. Один из значимых критериев — отзывы заказчиков, с которыми претенденты работали раньше. Многое о компании может рассказать ее платежный баланс. Еще одна дополнительная характеристика — наличие документированной системы контроля качества. Наконец, наработанное годами имя. Такого же метода выбора подрядчиков придерживается и большинство компаний-заказчиков. Если раньше побеждал предложивший минимальную цену, то сегодня никто не отдает подрядов по принципу минимума цены. Цена должна быть не минимальной, а оптимальной.

— Вы ведете много работ по кладке. Но не перспективно ли перейти на строительство технологических объектов каркасным методом? Вероятно, это не делается из-за специфических требований по пожарной безопасности?

— Действительно, мы ведем разговоры с ведомственными НИИ о том, чтобы внести уточнения в нормы и перейти к строительству «сухим методом». Типовые конструкции подстанций, которые мы строим в настоящее время, не изменились с 1950-х гг.  Ленточный фундамент, кирпичная кладка, рубероидная кровля… Однако пожароопасность электрооборудования сегодня существенно снизилась: масляные выключатели внутри помещений практически не применяется, уступив место вакуумным и газовым, поэтому можно перейти к строительству более технологичных зданий.

— Тогда разрешите еще один вопрос о совершенствовании технологий. Каковы резервы снижения металлоемкости в вашей работе, ведь черный металл, кажется, в цене скоро сравняется с серебром…

— Сейчас наша производственная база в г. Тосно в состоянии выпустить порядка 50–70 т конструкций в месяц — речь идет о траверсах весом по 15–20 кг, которые крепятся на опоры ЛЭП низкого напряжения. Другое предприятие, созданное нами совместно с компанией «Проммашстрой» в г. Сосновый Бор, выпускает металлические опоры для более мощных ЛЭП.

Однако железобетонные опоры, привычные в нашей стране, в развитых странах почти не используются: железобетон со временем выкрашивается, и опора теряет прочность. Если же сосновую опору пропитать составом из соединений меди, мышьяка и хрома, она сможет простоять в нашем климате до 50 лет. В отличие от обычной креазотной пропитки такой состав проникает практически во всю толщу бревна. Поэтому ее хватит не на одно поколение: в Европе такие опоры не меняли уже лет 40, да и вообще в развитых странах найти непропитанную строительную древесину непросто… Не требуется и железобетонных «пасынков» — опора вкапывается прямо в землю. Финны, наши соседи, собирают из пропитанной древесины даже опоры для ЛЭП напряжением 110 киловольт. Поэтому мы еще несколько лет назад, до роста цен на металл, приняли решение развернуть современное производство по пропитке древесины для опор ЛЭП малой мощности.В скором времени презентация этого завода пройдет в г. Кириши.

Наша новая энергетика

— Планируете ли в перспективе освоить механомонтаж генерирующих мощностей, например газотурбинных установок, хотя бы в классе 5–6 МВт?

— Распространение таких установок в Ленинградской области маловероятно, потому что здесь развита сетевая инфраструктура большой энергетики, а стоимость киловатта мощности установленной миниэлектростанции намного выше по сравнению с «большой энергетикой». Поэтому и применяются эти устройства лишь там, где капитальные затраты на централизованное энергоснабжение неподъемно высоки. Да и речь в большинстве случаев идет не о газотурбинных установках, в основе которых лежит фактически дорогостоящий двигатель реактивного самолета, а о станциях с поршневым двигателем на мощность 5–6 МВт.

— Каковы в таком случае реальные перспективы развития рынка ваших работ?

— Это работа по строительству объектов энергоснабжения для новых предприятий, которые приходят в Ленинградскую область. Сейчас в Санкт-Петербурге уже вышло постановление о размерах оплаты за присоединение, и аналогичный документ разрабатывается для Ленинградской области. Строители часто жалуются на предложенные им условия, но неважно — хорошо это постановление в деталях или нет. Главное — принципиально определен прозрачный порядок подключения. Ведь строительство объектов в рамках «уплотнительной застройки», без развития сетей, не может быть самоцелью города: нельзя забывать ни о состоянии инфраструктуры, которая не развивалась лет 10–15, ни о тех, кто уже подключен. Резерв генерирующих мощностей в стране есть, поэтому для реализации планов по строительству жилья требуются новые ЛЭП и подстанции. Неслучайно возникло постановление губернатора о вложении средств в электроэнергетику до 2010 г. в объеме до 40 млрд. руб. Как видите, объем работ очень большой…

— Городу не хватает не только энергии, но и площади, а сетевая инфраструктура занимает немалые территории. Отработаны ли объемно-планировочные решения, позволяющие разместить подстанции и трансформаторы в подземном или подвальном, чердачном или крышном пространстве?

— Действительно, опасных для здоровья электромагнитных полей на объектах, что используются в зонах жилой застройки, нет, и подстанции с территорий вполне можно убрать: западный опыт говорит о неизбежности этой тенденции. Трансформаторные подстанции не украшают город и занимают место. Пожалуй, главная проблема в том, что сегодня мало кто из российских производителей предлагает достаточно компактное и безопасное оборудование, чтобы его можно было размещать в пространстве жилого здания.

На самом деле не так важно убрать подстанции из дворов, сколько высвободить площади огромных коридоров ЛЭП. Эту проблему, в частности, на одном из совещаний в «Ленэнерго» поднимал А. Н. Лихачев, руководитель компании. ЛЭП надо убирать в землю — либо на относительно небольшую глубину, и тогда город избавится от сомнительного украшения в виде металлических опор, либо на глубину до 8–10 м, в этом случае пространство над подземными ЛЭП может быть эффективно использовано городом. В Москве уже именно так прокладывают линии напряжением 110 киловольт.

191124 Россия, Санкт-Петербург, Новгородская ул., 19
Тел.: (812) 380-0271, 140-3774, факс (812) 380-2439
www.efesk.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 14.04.2005
«Федеральный строительный рынок» № 38
Рубрика: ***




«« назад