Высота.
Есть десятки специальностей, представителям которых необходимы подъемные устройства. Электрикам надо сменить лампы на уличных фонарях, изготовителям уличной рекламы установить рекламные щиты, малярам окрасить стены. Да мало ли зачем надо людям подниматься над землей! Эту потребность охотно удовлетворит старейшее предприятие отрасли ОАО «Автогидроподъемник». При слове «старейшее» возникают определенные ассоциации. Ничего подобного. Это модернизированное, идущее в ногу со временем производство, где импортное оборудование, компьютерная техника и рыночный маркетинг давно уже привычные реалии. А столетний возраст завода свидетельствует об опыте и прочных позициях в своем секторе экономики. Мало ли гораздо более молодых фирм приказали долго жить или сменили профиль деятельности. А завод на Благодатной улице ни разу не изменил своему призванию. (Видите, даже название улицы знаковое.) Здесь в 1960 г. был изготовлен первый советский автогидроподъемник с ориентацией на зарубежные аналоги. Но здесь же почти через сорок лет свои конструкторы и технологи разработали гамму оригинальных машин для строителей и агрономов, мостовиков и аэродромных служб, пожарных и спасателей, людей сугубо мирных и сугубо военных профессий. Некоторые изделия уже и подъемниками назвать нельзя, поскольку их рабочие механизмы устремляются в глубь земли (машина для заливки фундаментов). О том, что делает, как живет и на кого работает ОАО «Автогидроподъемник», мы беседуем с главным инженером Сергеем Евгеньевичем Фуфиным. — У вашего предприятия особое положение в машиностроении. Подъемники должны отвечать таким условиям надежности, безопасности и долговечности, какие необходимы для высотной техники и чрезмерны для «земной». Есть ли у вас последователи? — Вообще в СНГ заводов, делающих подъемники, много, около 20. Но основных три: наш, «Пожтехника» в Торжке и предприятие в Казани. К ним можно добавить производства в Завидове (Подмосковье) и в Мелитополе. Остальные ни по количеству, ни по качеству нам не ровня. Когда в середине 1990-х гг. экономика «очнулась», всем вдруг понадобились автогидроподъемники. Нас буквально завалили заказами, мы делали по пятьсот машин в год (теперь 250). На других фирмах решили, что это не только модно, но и достаточно просто,и сами принялись делать подъемники. Однако не учли высоких требований к такого рода технике со стороны Госгортехнадзора и особой специфики нашего производства. Людей надо специально обучать изготовлению этих машин. Неправильно созданная, с отклонениями от норм и правил техника представляет опасность для человека. Так и получилось с изделиями «скороспелых» фирм. В каждом деле нужно быть профессионалом. Притом, в отличие от большинства конкурентов, мы не застываем на давно освоенной продукции и каждый год выпускаем совершенно новые машины. — Вы научились хорошо, удобно, комфортно поднимать людей и грузы до 300 кг на высоту до 36 м с помощью двух-, трехколенной или телескопической стрелы, смонтированной на грузовых автомобилях разных марок. Сколько и какие вы делаете подъемники? — За сорок пять лет выпустили более 10 тысяч. Бум начался уже в рыночное время. Сейчас у нас выпускается 70 моделей машин. В большинстве это обычные подъемные устройства, хотя гораздо совершеннее, чем 20–30 лет назад. Они оснащены приборами и элементами безопасности, импортными комплектующими и многим другим, что позволяет рабочему чувствовать себя на большой высоте спокойно и уверенно.В том числе пропорциональной системой управления фирмы «Данфосс», позволяющей максимально плавно и точно перемещать люльку. А, например, подъемники с изолированной люлькой дают возможность монтажникам и ремонтникам работать на линиях связи и электропередачи напряжением до 1000 вольт без отключения электроэнергии. Но мы идем дальше, хотя в российских условиях это чрезвычайно сложно. Если вы летали зимой на самолете, то видели, что перед вылетом крылья и фюзеляж обрабатывают специальной жидкостью против обледенения. Мы создали аэродромную машину для обработки самолетов антиобледенителем и с 1996 г. пробивали возможность изготавливать ее на нашем заводе.Удалось это только через восемь лет. Договорились с Архангельским аэропортом на заказ такой машины. Та же импортная техника со всеми приспособлениями стоит под миллион долларов, наша — почти в 10 раз дешевле. Тем не менее есть силы, препятствующие развитию отечественной промышленности (которая ничуть не хуже, но по цене много выгоднее), потому что кем-то лоббируется именно импортный канал поставки. В России около 300 аэропортов, все они обязаны иметь машины для обработки лайнеров антиобледенителем. Однако их вынуждают приобретать подержанные зарубежные, но не российского производителя. Другой пример. Сделали мы подмостовые машины, предназначенные для осмотра, ремонта и ухода за мостовыми сооружениями. Сама машина движется по мосту, а стрела с люлькой уходит под мост на 11 метров. Первую взяли у нас Набережные Челны. Есть другой тип: на 18 м поднимает стрелу вверх и на семь с половиной опускается под мост. Но дорожные департаменты этих достижений словно не видят и твердят, что такую технику производят только итальянцы. У них, видимо, свой интерес. — Но в Петербурге-то вас не только знают, но и предпочитают? — Что называется, грех жаловаться. Наши машины приобретают и фирмы, и частные лица. Только на наших машинах работают «Реклама-сервис» и Ленэнерго. Если говорить о других регионах, мы пользуемся услугами дилерских компаний. Есть два дилера московских, от которых известно, что техника ОАО «Автогидроподъемник» идет от Южносахалинска до Белоруссии, по всей России, в Казахстан и другие страны СНГ. Спрос не снижается. — Кроме подъемников, вы создали еще гамму машин. Что это? — Мы ничего не изобретаем ради интереса, только то, что необходимо рынку, что должно пользоваться спросом. Это делается прежде всего для того, чтобы не зависеть от сезонных колебаний выпуска подъемников. Летом и зимой их приобретают по-разному, потому что, скажем, у бюджетников денег зимой больше, к лету количество заказов падает. За счет оригинальной продукции стараемся этих скачков избежать, обеспечить производству постоянную загрузку. Так, сделали машину для исследования почв. Прежде вынимали землю шнеком. Наша техника вдавливает в почву специальный зонд на штангах, показания снимаются на компьютер, таким способом узнается состояние различных слоев грунта на глубине до 150–200 м. Глубина зондирования зависит от количества навинченных друг на друга штанг. У этой машины очень высокий к.п.д. Если шнеком делали максимум пять глубоких лунок в день, то машиной нашего завода — до 100. Забивку свай заменяет еще одна наша новая машина для заливных фундаментов. Она делает углубления в земле диаметром полметра и глубиной 12 метров. Туда заливают бетон, и получается монолитная свая или колонна. Создали мачтовый подъемник (без автомобиля) для работы на фасадах домов и высотных сооружениях. Она поднимается до 100 метров. Причем, устроено так, что работник поднимает сам себя, устанавливая при подъеме столько секций, сколько ему надо. Длина люльки здесь до 15 м, так что человек в ней может ходить и выполнять различные виды работ, к примеру, мыть стекла. — Кто же все это творит? — Наши молодые инженеры и наше КБ, где все разработки выполняются с нуля до полного комплекта техдокументации. Все расчеты автоматизированы. Созданы условия для творческого роста. И зарплата, считаю, немаленькая, от 15 тысяч и выше. Специалистов для себя готовим в вузах, оплачивая учебу, в том числе за рубежом. — В таком случае вы должны заранее готовить будущее производство под новую технику и новые заказы? — Так и происходит. Мы, например, хотим развивать производство аэродромных машин. Но это не классические подъемники. Или скажем иначе: наполовину они подъемники, а половина — аналог поливальной машины с бочками, насосами и кассовыми аппаратами. Ведь полив самолета антиобледенителем платная, причем, достаточно дорогая услуга, и чек должна оплатить авиакомпания. Тем для разработки еще множество. Но для продвижения новинок техники немало и сдерживающих факторов. В том числе отсутствие надежной и качественной отечественной комплектации, металла и т. д. Жаль, потому что используя только западные узлы и детали, мы тем самым невольно поднимаем цену нового изделия, сужая рынок сбыта. К нашим подъемникам привыкли, к другим машинам покупателя еще надо приучать. Кроме того, наш завод не очень большой: 200–250 человек. Поэтому расширять ассортимент выпускаемой техники надо не спеша. И в первую очередь совершенствовать имеющийся. Как мы это делаем? С год назад окончательно отказались от изготовления совсем дешевой техники в пользу более дорогой, то есть более качественной. Иные заводы полагают, что таким образом на изготовлении «малоценной» продукции они смогут выжить. На самом деле они окончательно «загибаются» без обновления, без перспективы и при высокой текучести кадров. Мы же сделали ставку на формирование надежного, стабильного коллектива, обеспечение персонала достойной зарплатой и социальными гарантиями, на создание качественной техники. И пусть наша цена оказалась выше, чем на «дешевом» заводе, заказчик предпочел технику «Автогидроподъемника». Анализ показал, что за последние два года объем заказов увеличился. Поэтому я и сказал, что вместо дальнейшего роста номенклатуры изделий нам предпочтительнее укреплять завоеванные позиции на рынке. — Ваши машины работают в разных условиях. Какова их проходимость? — Мы выполняем условия заказчика. Можем поставить подъемник на обычное шасси, можем на вездеход. Нефтяникам, например, хватает в тайге и тундре для обслуживания вышек подъемника на вездеходе. Были попытки сделать подъемное устройство на гусеничном ходу. Пока не пошло. Во-первых, этот вид ходовой части дороже, во-вторых, ограниченного действия. На гусеницах не всюду удобно ездить. Но если кому-то потребуется, мы готовы. — Думаю, те завоевания предприятия, о которых вы говорили, даются нелегко? — Вам любой руководитель предприятия скажет, что промышленность в России нуждается в государственной поддержке. Если бы мы ощущали не постоянное желание различных госструктур, контролирующих и надзирающих органов наказать, оштрафовать, получить плату за какое-нибудь разрешение, а доброжелательное и справедливое отношение, было бы легче жить. На нас, промышленниках, держится экономика страны, которая никогда не была только сырьевой территорией. Надеюсь и не будет.
Автор: по материалам редакции Дата: 14.03.2005 «Федеральный строительный рынок» № 36 Рубрика: *** |