Публикации »

За фабричной заставой.

Царский «парадиз», дворцовый Петербург изначально находился в кольце заводских окраин. Прошли века, городская черта отодвинулась на километры, и заводы оказались в центре жилых массивов. Старые производства с технологией вчерашнего дня ухудшают экологическое состояние среды обитания, мешают социальному и экономическому развитию мегаполиса. В то же время «краснокирпичная» промышленная архитектура XIX–XX вв. интересна с исторической и эстетической точек зрения. Вдобавок многие знаменитые зодчие участвовали в сооружении фабричных корпусов, рабочих казарм. Облик северной столицы без них не полон. О том, что сейчас происходит с промышленной архитектурой, мы беседуем с председателем Комитета по градостроительству и архитектуре — главным архитектором Санкт-Петербурга Александром Павловичем Викторовым.

–Переход на постиндустриальное развитие города не может произойти быстро. Это процесс постепенный. К тому же нельзя не учитывать, что промышленность является сегодня одним из основных градостроительных факторов. Ее развитие осуществляется за счет предоставления территорий под новые производства во внешнем промышленном поясе: около 500 га до 2015 г.и 1,5 тыс. га на 2025 г. Это отражено в Генеральном плане развития Петербурга. Тема промзон тщательно проработана совместно с Комитетом по экономической политике, который определяет приоритеты в развитии промышленности.

В Генплане заложено два основных направления преобразования индустриального компонента города. Первое: перепрофилирование старых предприятий, их перебазирование и вывод за город. Второе: строительство и размещение новых производств. Первое направление затрагивает исторический центр с промышленным поясом рубежа XIX–XX вв. От заводских и коммунально-складских объектов будут освобождены Петровский остров, северный берег Малой Невы в районе Уральской ул., берега Большой Невки от Большой Невы до Кантемировского моста, Выборгская, Пироговская и Петроградская набережные, речки Карповка и Ждановка, зона Обводного канала, а также районы Измайловского пр. и Московской-Товарной станции. Предложено изменить структуру береговой зоны в дельте Невы. Старая промышленность технологически была связана с водой, поэтому заводы строились вдоль берега. Сегодня необходимости в такой тесной привязке нет, и береговая линия должна освободиться под жилищное строительство, зоны отдыха. С другой стороны, планируется строительство современных предприятий (прежде всего мировых брэндов, таких как «ЭЛКОТЭК», Bosh). Территории для них зарезервированы в Металлострое, Конной Лахте, Шушарах, на Ржевке и т. д. Хорошие перспективы у промзоны «Нойдорф-Стрельна», где разместится Bosh. Известные компании по многим позициям привлекательны для города.

В свою очередь, Петербург идеально подходит для промышленности высоких технологий, имея солидный научный потенциал и учебную базу, позволяющую готовить кадры любого уровня, от квалифицированного рабочего до топ-менеджера. По мнению правительства Петербурга, здесь должна развиваться промышленность наукоемкая, ресурсосберегающая, экологически чистая. Например, микроэлектроника, представленная ЭЛКОТЭКом, скорее сама, требует защиты от окружающей среды, чем город от ее производства.

— Но перепрофилирование «столетних» предприятий на экологически чистое производство более сложная задача, чем строительство завода «в чистом поле».

— Технологически, может быть, и так. Зато есть готовая территория, здания и сооружения, пригодные под реконструкцию, энергетическое обеспечение. Новостройка требует подготовки площадки, подвода силовых линий, инженерных коммуникаций, создания транспортной инфраструктуры. Правда, новое строительство обходится дешевле, чем реконструкция. Европейцы и американцы предпочитают начинать с нуля. Их строительные конструкции в модуле унифицированы с габаритами оборудования. Поэтому им встроить технологию в существующий корпус сложнее, чем построить заново.

— Вот и вы говорите, что создавать другое производство на базе прежнего невыгодно.

— Это не обязательно должно быть производство. Предприятие выбирает более эффективную форму использования территории и зданий. Например, если вынести за пределы города загрязняющее район резиновое производство «Красного треугольника», в его корпусах вполне можно разместить бизнес-центры, торговлю, общественные организации и т. д. Он очень удобно расположен вдоль Обводного канала, который является трассой скоростного движения. Учитывая масштабы «Красного треугольника», его корпуса будут востребованы. На набережных Обводного канала узким местом являются только «американские мосты» с резко суженной проезжей частью и заниженной высотой проезда под ними. Если там застревает какая-нибудь фура, весь поток машин останавливается. Разработано несколько вариантов решения проблемы, так что бесперебойное сквозное движение по каналу вопрос времени.

— Хорошо если старые заводские здания будут лишь перестроены, а вдруг снесены?

— А это уже вопрос к инвестору. Проектное решение зависит от того, что собираются разместить в корпусах бывшего завода. Но придется прислушаться и к защитникам городской старины. Среди заводских строений есть на редкость красивые. «Краснокирпичную» промышленную архитектуру утратить нельзя. Это очень интересный стиль. Наверняка КГИОП может некоторые такие здания поставить на учет и придать им статус архитектурного памятника. Вот на Обводном канале недалеко от Рузовской ул. стоит круглый заводской корпус. Уникальная форма. Их совсем немного в городе. На Газовой ул., у речки Карповки, такой же. Как вы понимаете, охрана памятников истории и культуры — не моя функция. Тем не менее я за то, чтобы сохранять архитектурный облик зданий, представляющих художественную ценность. Интерьер же можно придумать любой.

— В Петербурге чередование промышленных и жилых кварталов явление историческое.

— Конечно. Вспомните, с чего начинался город? С Адмиралтейства, то есть с судостроительного завода. Петербург циклично менял функции от центра к периферии. И сегодня уже далеко «выскочил» за пределы исторических границ. Функции, естественные несколько десятилетий назад, себя изжили. Производственно-складские участки оказались между жилыми кварталами. Каково, например, жителям домов, граничащих с Московской-Товарной станцией, где день и ночь грохочет железная дорога? Всю деятельность по сортировке вагонов вообще надо вынести за город. Мы внимательно рассматриваем также перспективы освобождения береговой территории между пр. Обуховской обороны и Невой, где сейчас стоят заводы, на очереди вывод складских и производственных объектов в районе Средней Рогатки и т. д. Вдобавок промышленно-складское хозяйство создает огромную транспортную нагрузку на город. Его надо любыми законными (экономическими, правовыми, административными) методами вытеснять из Петербурга. Дорожная сеть у нас ограничена в развитии. Многоуровневые развязки строить нельзя. Поэтому пускать большегрузные фуры в центр, мягко говоря, нецелесообразно.

— Есть примеры функциональной трансформации производств?

— На Петроградской набережной и напротив, на Выборгской, уже идет активный процесс вывода предприятий. Завод «Вибратор» уступил место крупному бизнес-центру. Следующие два дома преобразуют под офисы. Я видел проекты реконструкции и перепрофилирования корпусов и территории заводов «Русский дизель», Людвига Нобеля. «Северный завод» на Черной речке ликвидируется, там будет жилой массив. Как и на месте завода «Вулкан». Корпус завода «Электрик» у Кантемировского моста много лет стоял как незавершенное строительство. Теперь блестит чистыми стеклами: там бизнес, торговля. Есть примеры, когда производство сохраняется, но становится экологически чистым благодаря техническому перевооружению.

— В то же время там, где нельзя сохранить старое здание, возникают новые из стекла и алюминия. Разве это петербургский стиль?

— Но такова сегодня архитектурная мода. Мы не разрешаем изменять лишь планировку района, выдвигаем основные требования к модулю застройки. Мне приносили проект здания на Выборгской набережной. Оно получилось огромным. Значит надо привести его в масштаб, характерный для той территории. А искусственная привязка к какой-то архитектурной стилистике дело — несерьезное. Просто попадаются проекты добротные и невысокого профессионального уровня. Их приходится заворачивать. Но у каждого свой вкус. Навязывать коллегам свое видение нельзя.

— Старые заводские корпуса все же представляют архитектурную ценность. А новые…

— Аккуратные коробочки? Скандинавский подход. Все просто и понятно. Но технология — вещь серьезная. Сборочные линии, технологическое оборудование компонуются в определенной последовательности. У всей этой начинки есть «рубашка»: ставится легкая, эффективная металлическая конструкция. Кроме того, технологические циклы с каждым годом укорачиваются. Поэтому промышленность должна быть мобильной, быстро переналаживаемой, чему обязана отвечать промархитектура. Промышленный архитектор здесь не функционер, а как прежде, творческий работник. Ведь «промка» строит административные, бытовые корпуса, социальную инфраструктуру. Да и некоторые технологические объекты выводятся «в открытую». Как это все увязать и сделать красивый проект, задача настоящего архитектора. У промышленности архитектурных возможностей ничуть не меньше, чем у жилищного и гражданского строительства. Просто у нее свой язык. Знаю по собственному опыту. Производства, которые будем размещать в Петербурге, внимательно оценим и с точки зрения зодчества.

Конечно, есть опасение, что конструктивная схема недолговечна. Но постройки, представляющие архитектурную ценность сегодня, останутся.
Пока в Петербурге нет ни одного нового крупного предприятия. Хотя небольшие строятся довольно успешно. Но наша промышленность постепенно поднимается. Поэтому, считаю, у архитекторов Петербурга главные заказы впереди.

Автор: Виктор Малков
Дата: 14.03.2005
«Федеральный строительный рынок» № 36
Рубрика: ***




«« назад