Публикации »

«Волгатрансстрой-Проект»: простых проектов мы не делаем

Институт «Волгатрансстрой-Проект» возник по инициативе генподрядной организации «Волгатрансстрой». Проекты, которые созданы коллективом института, могли бы украсить и столицу: это пятизвездочный отель по стандарту «Ренессанс», офисное здание компании «Самаранефтегаз», многофункциональный жилой комплекс «Ладья». Выйти на этот уровень работы помогло постоянное вложение денег в самые виртуальные «фонды» — квалификацию проектировщиков. Но стратегия себя оправдала…

–Всю жизнь работаю проектировщиком, — рассказывает Валентина Григорьевна Юдакова, директор института. — После окончания Куйбышевского инженерно-строительного института пришла на работу в «Гипровостокнефть» — крупный Самарский институт, головную организацию по освоению нефтепромыслов. Не думала, что когда-то придется создать и возглавить институт. Когда  у руководителя «Волгатрансстроя» Вячеслава Валентиновича Сонина возникла потребность в создании своей проектной организации, мне предложили сформировать и возглавить группу. Главное, на что изначально была сделана ставка, — освоение передовых материалов и технологий. Вскоре, по мере роста объемов работ «Волгатрансстроя», стало понятно, что группа с задачами не справится. Расширили численность вначале до 35 человек и постепенно выросли до 90. Таким образом, сегодня мы вполне солидная проектная организация, способная собственными силами разработать комплексный проект здания или сооружения с его инженерным обеспечением, за исключением специализированных разделов — газа, пожарной охраны и слаботочных систем. Для разработки этих разделов проекта нанимаем проверенных, надежных субподрядчиков.

— Валентина Григорьевна, проектировщик — специальность дефицитная, каким же образом Вам удалось собрать коллектив?

— Мы начали собирать группу, когда проектные организации Самары переживали тяжелые времена и коллективы разваливались. Многие проектировщики высвобождались или числились номинально, зарабатывали «на стороне». Мы искали людей, убеждали поработать на перспективу. Доказывали, что проектное дело будет выведено на принципиально новый уровень, с учетом международных требований. Поэтому людей привлекала не только зарплата, но и возможность выполнять интересную работу.

Политика института — использование передовых технологий. Для этого постоянно отправляем сотрудников на семинары, которые проходят в Москве, Петербурге, за рубежом, потому что в Самаре нам учиться, к сожалению, нечему… Два года назад в Германии прошел организованный специально для сотрудников «Волгатрансстроя» семинар по строительству высотных зданий. Таким образом, главное наше отличие от традиционных проектных организаций в том, что мы вкладываем средства в первую очередь в образование сотрудников. А система организации труда была заимствована нами по образцу традиционных проектных институтов, потому что была отточена годами. Коллектив структурирован на группы, между ними отработана взаимосвязь. Наша задача — четкое планирование работы, правильная постановка задачи и строгий контроль за исполнением. В этом году мы подготовили документы на сертификацию системы качества по стандарту ISO 9000 и месяца через два получим сертификат.

— Некоторые специалисты полагают, что при политике «вертикальной интеграции» — а это в  том числе создание собственного проектного института — нарушается взаимный контроль качества. Строители могут закрыть глаза на брак проектировщиков,а последние дают послабление строителям…

— Эта проблема, в принципе, возникать может, но думаю, что не у нас. Мы очень самокритично относимся к своей работе: любой допущенный брак в проекте рано или поздно всплывет, а мы работаем и на «Волгатрансстрой», и на сторонние строительные организации. Это наша репутация на рынке, о возникших проблемах никто молчать не будет… И речь идет не только о проектных ошибках: не в наших интересах применять устаревшие материалы или допускать искусственное удорожание проекта.

Что касается контроля за строителями, то авторский надзор мы ведем даже более строго, чем то регламентировано в ГОСТ. В процессе строительства и после ведем контроль за осадками. Это особенно важно сейчас, когда мы освоили строительство высотных зданий, а грунты в Самаре непростые: есть карстовые породы, иногда под строительство выделяются пятна на месте засыпанных оврагов. Строгий контроль ведем за работами на площадке, особенно следим за качеством бетона, арматуры. Вообще необходимо отметить, что монолитное строительство требует высокой технологической культуры, постоянного контроля, и процесс строительства достаточно сложен…

— Кстати, ваши череповецкие коллеги, обжегшись на монолитных высотках, предпочли форсировать крупнопанельное домостроение…

— Мы умеем работать с любой технологией, но панельно-блочные дома у нас в регионе уже почти не строят, и технология отмирает естественным образом. Сейчас крупнопанельное домостроение вытесняется и новыми нормами по энергосбережению.В Самаре сегодня много хрущевок; у нас, как и в других городах, стоит проблема их расселения. Но я думаю, что проблема панельных домов встанет еще острее: закладные детали ржавеют, и соединения панелей незаметно теряют несущую способность. Большим преимуществом монолитно-каркасного здания является возможность получить большие раскрытые площади, позволяющие выполнить любую,  так называемую «свободную» планировку. Сейчас времена меняются, и если раньше новосел был рад любому углу, то сегодня заказчики предъявляют очень высокие требования в формировании жилья.

— Между тем монолитная технология дороже, чем крупнопанельная, поэтому она не позволит решить проблему массового строительства. Каковы резервы снижения стоимости для «монолитки»?

— Снижение стоимости проводится на раннем этапе сотрудничества с инвестором. Заказчик, приходя к нам, сообщает, какие средства намерен инвестировать в проект, а мы определяем, что именно сможем сделать на эту сумму. Но нам неинтересно заниматься «простым» жильем, эти проекты могут выполнить многие проектные организации. Нас интересуют крупные сложные объекты, многофункциональные комплексы типа «Ладьи» или парка-отеля «Самара — Ренессанс». Именно такие объекты мы сейчас и ищем. Это может быть, например, многофункциональный культурно-развлекательный комплекс, гостиница или офисное здание европейского уровня. Недавно выиграли тендер ЦСК ВВС на реконструкцию Дворца спорта.

Как правило, снизить стоимость можно за счет замены импортных материалов и оборудования отечественными. Но зачастую это, как и попытка сэкономить на стоимости самих проектных работ, приводит к обратным результатам. Об экономии на стоимости проектных работ хочу рассказать отдельно. Бывает, заказ на проектирование перехватывает организация, у которой в штате человек 5–10. И здесь заказчика можно понять, т. к. такая организация практически не имеет накладных расходов и берется за разработку проекта по цене гораздо ниже, чем любой проектный институт. Но что происходит дальше? Заказчик получает в результате «халтурку», разработанную нанятыми «на стороне» проектировщиками, которые в дальнейшем ни за что не отвечают, да и найти-то их бывает сложно. Об экономичности проектных решений никто даже не задумывается, и заказчик, ведя строительство по таким проектам, теряет в десятки и сотни раз больше того, что он сэкономил на стоимости проектных работ. Поэтому выгоднее пусть дорогой, но квалифицированный проектировщик. К счастью, в последнее время все больше заказчиков начинают понимать это.

— Какие бы объекты Вы выделили как особо дорогие?

— Они все дороги. Наверное, больше всего — храм, стоящий на берегу Волги. Проектировали и строили его на благотворительной основе. В него вложена душа всех проектировщиков и строителей «Волгатрансстроя». Вначале этого, может быть, не чувствовалось, но потом как-то само в душу прокралось: может быть, возведем еще один храм — Преподобного Серафима Саровского.

— А что беспокоит?

— Боль каждого горожанина в том, что в Самаре хромает градостроительная политика, застройка ведется хаотично. Разрушаются деревянные памятники культуры и архитектуры. Буквально на наших глазах разрушился деревянный дом, считавшийся памятником культуры. Его можно было сохранить, хорошо еще, что успели снять элементы резьбы. Но все же если сравнить ситуацию по строительству в Самаре с некоторыми другими городами Поволжья, видно, что мы — город экономически развитый, растущий. Постоянно возникают строительные площадки, видны работающие краны. А если город строится, значит он живет.

«Волгатрансстрой-Проект»
443001 Россия, г. Самара, ул. Маяковского, 31
Тел. (8462) 79-93-10
Тел./факс (8462) 79-93-13
E-mail: secretar@project.volgatransstroy.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 30.12.2004
«Федеральный строительный рынок» № 35
Рубрика: ***




«« назад