Публикации »

Чтобы безопасность движения росла, а поезда приходили вовремя

Хотя «РЖД» часто называют «государством в государстве», именно в этой стране рельсов и подвижного состава инновации прорастают быстрее, чем на просторах РФ. Примеров тому немало: гидроизоляция «Кальматрон» получила путевку жизнь на мостовых конструкциях железных дорог, лучшая оптиковолоконная система была проложена параллельно стальным магистралям, локомотивостроители соперничают с машиностроительными империями — США и Германией — не только в России, но и Европе.

Еще одна технология, успешно развивающаяся на ниве РЖД — габионные конструкции. Однако успех не приходит просто так: чтобы не быть дискредитированным «мелочами» с возможными большими последствиями, необходим как минимум тройной контроль качества, многоуровневый подбор персонала, грамотное продвижение в профессиональных кругах — по-хорошему консервативных…

 Рассказывает генеральный директор финансово-строительной компании «МостГеоЦентр» Василий Михайлович Бульбах.
 
–Одним из направлений обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта является усиление несущей способности земляного полотна. Законодательные инициативы по этому поводу в сочетании с техническими проектами отражены в директивах по безопасности Российской Федерации, США и ЕС. На протяжении многих лет большинство стран с развитой транспортной системой самым серьезным образом занимается проблемами усиления основания земполотна, устранением дефектов и деформаций, совершенствованием дренажных систем.

Созданная два года назад ФСК «МостГеоЦентр» занимается анализом состояния земляного полотна и водоотводных сооружений, выявлением причин ослабления (уменьшения) несущей способности, проведением всего комплекса инженерных изысканий, проектированием, выполнением строительно-монтажных работ и мониторингом. В прошлом году мы работали с четырьмя филиалами ОАО «РЖД»: это Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Северная и Московская железные дороги. В 2004 г.предприятия компании трудятся уже на девяти дорогах страны.
Потребность в применении технологии габионных конструкций возникает постоянно: многим путям уже 130–140 лет, земполотно в годы их строительства было рассчитано на иные нагрузки. Если в то время вагоны были двухосными, то сегодня — до восьми осей. Железные дороги России пострадали во время войны. Восстановление некоторых из них проводилось в крайне сжатые сроки заключенными или военными. При этом зачастую использовались подручные строительные материалы и технические средства.

Сегодня при росте нагрузки на земляное полотно во многих местах оно деформируется («плывет»), возникают просадки, сплывы высоких насыпей. Следствие этого — ограничение скорости движения на участках, что усложняет эксплуатационную работу железнодорожников, снижает пропускную способность. Несмотря на то что ОАО «РЖД» спланировало график работ по ремонту земполотна с 2005 до 2007 года, в эти планы вносятся дополнительные коррективы из-за возникающих дефектов, с которыми приходится оперативно бороться.

Земполотно умели лечить и раньше, на каждой дороге для этого имеются ПМС со специализированной техникой. Традиционный метод лечения полотна — отсыпка контрабанкетов из дренирующих грунтов во время так называемых «окон» (остановок движения поездов). Главный недостаток такой технологии состоит в том, что для работы требуются перерывы в движении. Преимущество же применяемого нами способа — выполнение работ по укреплению земполотна при помощи габионов без прекращения движения, если есть возможность подойти к месту работ со стороны «поля». Габионы — это конструкции различной формы из металлической сетки, заполняемые бутовым камнем. Заводы-изготовители поставляют плоские развертки, которые на месте собираются в объемную конструкцию — коробчатые или цилиндрические габионы, матрасы. По краям такие элементы усиливаются проволокой. Технология габионных конструкций появилась более чем столетие назад, в Италии: в 1894 году на реке Рено была построена дамба, предохраняющая территорию от размыва. Эта дамба стоит до сих пор, а одна из распространенных конструкций называется «Матрасы Рено».

Материалы доставляются на объекты и укладываются с помощью обычной дорожно-строительной техники — самосвалов, погрузчиков. Не сказал бы, что технология габионов полностью универсальна, но есть такие задачи, где без нее не обойтись. В отличие от бетонных сооружений габионы хорошо фильтруют воду, отводя ее от земполотна. Постепенно, накапливая частицы грунта, между камнями прорастает растительность, придавая сооружениям привлекательный внешний вид, гармонизирующий с окружающим ландшафтом. Применяемые природные строительные материалы не нарушают экологию.

— Насколько экономически эффективна эта технология? ОАО «РЖД» как коммерческая компания внимательно относится к издержкам…

— Сама по себе технология позволяет в среднем на 20% сократить в  расходы по укреплению земполотна по сравнению с традиционными методами. Но надо учитывать и тот факт, что сроки проведения работ при этом сокращаются в 2–3 раза, поскольку движение по дороге не прерывается технологическими «окнами». Даже скорость составы могут не снижать, что упрощает эксплуатационную и диспетчерскую работу. Кроме того, другие способы укрепления земполотна требуют использования дорогостоящей тяжелой техники.

При этом и мы, и наши заказчики очень внимательно подходим к вопросу дальнейшего снижения издержек. В некоторых случаях это достигается за счет использования менее дорогостоящих материалов.

— Компании всего два года. Каким образом удалось убедить «дорогу» работать с молодой компанией?

— С одной стороны, существующие объективно проблемы состояния земляного полотна, массовые деформации: осадки насыпи, сплывы откосов, балластные мешки, оползания откосов и размывы создают угрозу безопасности движения поездов и приводят к ограничению скорости на отдельных участках.

С другой стороны, мы хорошо проработали вопрос о возможностях применения технологии на железных дорогах — изучали зарубежный и российский опыт. Компания принимает участие в различных мероприятиях, где наши специалисты докладывают о применяемых технологиях. Например, на Северной железной дороге проводился семинар, на котором присутствовали технические специалисты 17 дорог страны. С самого начала своей деятельности ФСК «МостГеоЦентр»осуществляет теснейшее взаимодействие с научными организациями отрасли и ведущими специалистами ОАО «РЖД». Мы понимаем, что, только объединив усилия всех заинтересованных сторон, можно на современном уровне обеспечить безопасность движения поездов при интенсивных перевозках.

Основная же причина доверия нам железнодорожников — это безусловное выполнение принятых на себя обязательств в установленные сроки и с высоким качеством.

Несколько слов о сложившейся системе контроля. Когда капитальный ремонт на дефектном участке завершен, по регламенту он в течение пяти лет находится под наблюдением эксплуатационных служб. Допущенный брак обязательно станет известен, и это заставляет нас очень тщательно проверять собственную работу. Наши ревизоры, специалисты по контролю качества, в соответствии с установленным графиком выезжают на дороги. Обнаруженные ими недостатки устраняются за счет предприятия — компании, допустившей брак. Кроме того, нас проверяет заказчик: от качества работы зависит безопасность движения, и этот контроль железнодорожники осуществляют очень жестко. Наконец, мы находимся под пристальным вниманием компаний поставляющих нам материалы. Рекламации могут отразиться на имидже их продукции.

В настоящее время в ФСК «Мост-геоцентр» проводится комплекс мероприятий по внедрению международной системы менеджмента качества ISO 9001 : 2000.

— Ремонт — задача оперативная. Между тем, процедура конкурсного отбора подрядчиков занимает немало времени. Как разрешается это противоречие?

— Если объекты плановые, то они проходят всю необходимую процедуру конкурсных торгов. При возникновении аварийных ситуаций требуется немедленное вмешательство. В этих случаях после получения уведомления от заказчика мы высылаем на место партию изыскателей. По результатам их работы разрабатывается проект, планируется переброска людей и техники, определяются сроки, в которые работа может быть выполнена с учетом погодных условий, транспортной доступности и других факторов. Наряду с этим оформляются необходимые договорные документы. Таким образом, потери времени сводятся к минимуму.

— Какие задачи по укреплению земполотна решаете самостоятельно, какие можно отдать на субпод-ряды?

— В нашей работе все подчинено одному — обеспечению безопасности движения поездов. Структура ФСК «МостГеоЦентр» позволяет обеспечивать выполнение задач на всех этапах строительства. В состав компании входят специализированные предприятия, укомплектованные профессионалами с большим опытом работы в данной сфере. Используемое современное технологическое оборудование позволяет в кратчайшие сроки и с высоким качеством выполнять весь спектр необходимых работ: от инженерно-геологических изысканий и диагностики состояния земляного полотна до его надежной стабилизации и ландшафтного благоустройства территорий. Таким образом, весь производственный цикл осуществляем самостоятельно, так сказать, выполняем работы «под ключ». При этом плодотворно сотрудничаем с научными институтами и специалистами дорог, изучая перспективы применяемых технологий.

— Кстати заметим, что одна из стратегических ошибок при внедрении — декларирование «универсальности» инновации и ее революционности, обещание «лекарства от всех болезней»…

— Мы никогда не противопоставляли применяемые нами габионные конструкции традиционным методам укрепления земляного полотна. Более того, в каждом конкретном случае приходится отстаивать перед заказчиком свою позицию, конкурируя с другими компаниями.

Технология строительства габионных сооружений не является универсальной, но может быть использована там, где это целесообразно и экономически эффективно.

— В чем состоит кадровая политика фирмы?

— Рабочих стараемся набирать на местах, чтобы люди были знакомы с региональными, климатическими условиями, особенностями местных грунтов. Кроме того, многие сами стремятся попасть к нам на работу, их привлекает уже сложившаяся неплохая репутация стабильно работающей компании. В ФСК «МостГеоЦентр» заработная плата выдается вовремя, а ее уровень зависит от объема и качества выполненных в срок работ.

Трудовая дисциплина — одно из основных требований, предъявляемых сотрудникам компании. Категорически недопустимо употребление спиртных напитков. Перед тем как направить работника на объект, его знакомят с методическими материалами, нормативно-технической документацией, местной спецификой, проводят необходимый инструктаж по технике безопасности. Работа на объекте в обязательном порядке производится под контролем опытных специалистов.

В состав ИТР приглашаем молодежь из институтов. Кандидиты на должности руководителей среднего звена проходят собеседования. Стараемся принять во внимание особенности личности, использовать производственный, жизненный опыт. Обязательно учитываем рекомендации. Наиболее тщательно производится отбор на ответственные должности в компании.

— Пытаетесь ли «экспортировать» услуги по применению габионов, хотя технология и родилась за рубежом?

— К нам поступают такие предложения. Однако, хорошо зная специфику работы в России, компания пока не имеет опыта за границей. Необходимо хорошо представлять особенности ведения бизнеса за рубежом, прежде чем принять положительное решение. Что же касается качества, то некоторые задачи мы решаем даже лучше, чем это делают в других странах. Например, стремимся выполнять укладку лицевого слоя габионных сооружений вручную. При этом наши мастера кладки подбирают наиболее выигрышные грани. В других странах это делается механизированным способом, быстрее, но эстетика страдает.

— Учитывая, что на нас надвигается Новый год, с которым мы Вас поздравляем, что пожелает ФСК «МостГеоЦентр» себе, заказчику и стране?

— Себе — интересной работы, чтобы мы могли и дальше приносить пользу, которую ощущают не только путейцы, но и по достоинству могут оценить пассажиры, путешествующие по железным дорогам.

Заказчику — чтобы безопасность движения неуклонно повышалась, а поезда всегда приходили вовремя.
Нашей стране, России, — стабильности и процветания.

Автор: по материалам редакции
Дата: 30.12.2004
«Федеральный строительный рынок» № 35
Рубрика: ***




«« назад