Публикации »

Нелегальные отряды занимали города

Иные аспекты проблемы гастарбайтеров рассматривает наш обозреватель Анна Гольдцан. В данном материале автор предлагает обратить внимание на проблему, о которой строители предпочитают умалчивать, — фактически рабское положение гастарбайтера на территории принимающей стороны.

Бесланская трагедия застала наше общество врасплох. Кто мог подумать, что покладистые на вид работяги окажутся террористами, грамотно готовящими адскую машину практически на глазах у дирекции школы? Эта история заставила иначе относиться к организации миграционных процессов в России. Правовая неразбериха, тотальная коррупция и непростая экономическая ситуация в нашей стране дают возможность организовать почти любую диверсию. Что и показали участившиеся теракты этого года.

Известно, что «рыба гниет с головы», и мало кто не знает, в чем основная причина расцвета терроризма на территории России: все продается и покупается, обо всем можно договориться, нет ничего невозможного. Провезти через всю страну фургон, напичканный взрывчаткой, — пожалуйста, прописать 300 иностранцев по одному адресу — нет проблем… Рекламные полосы газет по-прежнему пестрят объявлениями об услугах по регистрации, прописке, выдаче разрешений на работу. «А у нас свой человек в паспортном столе», — смело делится сотрудница некой «юридической» конторы, позарившись на «оптовый» заказ (мы обратились по вопросу прописки сразу тридцати иностранных рабочих).

Конечно, из-за напряженной обстановки последнего времени национальный вопрос в обществе только обострился. Представительный опрос населения, проведенный недавно фондом «Общественное мнение», показал, что треть опрошенных (32%) предлагает ввести тотальный контроль, взять под особое наблюдение приезжих, ужесточить паспортный режим, закрыть границы, усилить охрану всех объектов, а 5% хотели бы выселить из России всех «инородцев».

Вынуждена и официальная власть обратить внимание на проблему использования труда нелегалов в строительстве. Изменениям подвергается миграционное законодательство, а также порядок регистрации граждан по месту их пребывания.

Звериное лицо капитализма

С экономической точки зрения работодателям очень выгодно нанимать иностранных рабочих, находящихся в нашей стране «на птичьих правах». Главное преимущество мигранта перед местным работником — это большая степень мотивации, а соответственно и большая отдача. Тысячи украинцев, белорусов, молдаван, узбеков готовы переносить любые тяготы ради единственной возможности поддержать свои семьи. Трудолюбие мигрантов, их согласие на низкую зарплату, которая к тому же выплачивается черным налом (а значит, не облагается налогами), делает гастарбайтеров очень привлекательным кадровым ресурсом. Как говорят сами работодатели, такие работники являются на работу вовремя, в трезвом виде, согласны на сверхурочные и работу по праздникам и выходным. Они же с удовольствием помогут хозяину на строительстве дачи, при ремонте квартиры, офиса и т.д. за весьма скромное вознаграждение. Многие виды бизнеса, такие как строительство, ремонт, торговля, не могли бы существовать в наше время и в наших условиях без неприхотливых гастарбайтеров.

Нелегальное положение в стране, отрицательное отношение к мигрантам местных властей и правоохранительных органов зачастую дает работодателю повод к чрезмерной эксплуатации незарегистрированных рабочих, которые порой превращаются в настоящих рабов, а материальное положение и будущность их зависят только от моральных качеств работодателя. В такой ситуации наниматель может творить любой произвол: не заплатить за работу, выдать нелегала властям, не предоставить выходной и т. п.

Не менее жестко относится к такому работнику и его родная страна. Государство, своей неэффективной экономической политикой толкнувшее человека на поиски заработка в чужих краях, снимает с себя какие-либо обязательства перед ним — по обеспечению его благополучия, правовой и социальной защите. Более того, оно не предпринимает никаких мер для того, чтобы помочь людям законно устроиться в зарубежье. Хотя само это государство, как правило, получает от них немалые валютные «вливания». В среднем каждый гастарбайтер передает своей семье $80 в месяц, зарабатывая в три-четыре раза больше того, на что мог бы рассчитывать у себя на родине.

Отдельного внимания заслуживают условия содержания нелегальных мигрантов. Проживают они где придется: в строительных вагончиках, в ремонтируемых ими помещениях, некоторые договариваются с работниками депо и ночуют в поездах. Кому повезет, устраиваются в общежитиях и у знакомых. Многие из них по нескольку месяцев спят на картоне, едят суп из пакета за 2,5 руб., практически не моются. Добавим сюда постоянную опасность быть задержанным сотрудниками милиции или (что намного хуже) агрессивными скинхедами.В первом случае обычно хватает 100–500 руб., чтобы, отделавшись легким испугом, продолжать трудиться дальше. В случае нападения подростков дело может закончиться трагически, особенно при нынешнем отношении граждан к выходцам с юга СНГ.
Другая проблема — болезни, обычные и «экзотические». Осторожные нелегалы, боясь вычетов из зарплаты, работают иной раз из последних сил, с температурой и лихорадкой. К тому же, чтобы обратиться в поликлинику, нужен российский страховой полис.

Немногие положительные примеры

В условиях постоянного спроса на дешевую рабочую силу в России сформировалась целая инфраструктура привлечения мигрантов. Законное оформление иностранцев происходит таким образом: при въезде в страну им выдают миграционную карту, затем они должны зарегистрироваться по месту временного пребывания. Если человек хочет трудо-устроиться, его работодатель должен обратиться в Федеральную службу занятости и получить заключение о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы. На основании заключения выдается разрешение на право работы в течение года. В среднем легальное оформление одного мигранта обходится работодателю в $250–300. В том числе $150 уходят на оплату госпошлины и необходимых справок, еще $100 — фирме-посреднику.

Некоторые работодатели обеспечивают еще и регистрацию и проживание работников. Решается это по-разному: снимают квартиры, в которые по договоренности с РЭУ прописывают по 10–15 человек, арендуют комнаты в пустующих общежитиях. При всем этом большинство работодателей легализуют только часть фактически работающего персонала (обычно тех граждан, которые проработали в компании хотя бы год), что позволяет, с одной стороны, свести к минимуму расходы и бюрократическую волокиту, а с другой — избежать проблем с миграционной службой. Необходимые для оформления гастарбайтера $300 — в принципе небольшая сумма, но эти затраты снижают эффективность использования труда мигрантов. Причина — в текучке кадров: большая часть приезжих задерживается у работодателя не более чем на четыре-пять месяцев, поэтому оформлять работника на каждую вакансию нужно два-три раза в году.

Итак, какой же труд оказывается выгоднее — гастарбайтеров или легальных мигрантов? Этот вопрос сейчас активно обсуждается в Петербурге. Строители уверяют, что если делать по закону, то рабочие из стран СНГ становятся буквально «золотыми». Кроме зарплаты наниматели должны платить высокие налоги, тарифы и оформлять страховки.К тому же миграционные документы готовят по 4 месяца, ведь разрешение на въезд дают в Москве.

Мы нужны друг другу

На стройках тем временем не хватает рабочей силы. Уже сейчас, по данным строительных компаний, дефицит квалифицированных рабочих рук составляет около 10–15%. И если не принять неотложные меры, то может не только резко сократиться количество сдаваемых ежегодно квадратных метров жилья, но и, главное, снизится качество новых домов. К тому же из-за сложной демографической ситуации в ближайшем будущем может случиться серьезный кризис в пополнении городских строек подготовленными кадрами. Этот факт может обнаружиться уже в 2006 г., когда произойдет вступление в трудоспособный возраст тех, кто родился в 1991–1992 годах. В ПТУ попросту некому будет учиться.

Решение проблемы многие видят как раз в привлечении в Петербург молодых людей из других российских регионов и стран СНГ, желающих получить профессию строителя. Хотя, конечно, для этого появится необходимость в упрощении легализации данной категории граждан.

Это отчасти может решить проблему квалификации строительных рабочих. Среди гастарбайтеров есть, конечно, и хорошие специалисты, некоторые даже с высшим образованием, но подавляющее большинство осваивают ремесло «на ходу», обучая друг друга. А это сказывается непосредственно на качестве работ. До сих пор, например, открыт вопрос, по чьей вине произошло обрушение конструкции «Трансвааль-парка» в Москве. Часто высказывалось мнение, что это результат некачественной работы приглашенных строителей.

Проблема увеличения числа строительных кадров в ситуации постоянной террористической угрозы требует немедленного решения.В Петербурге в настоящее время проводится ежегодная конференция Будапештского процесса, посвященная вопросам нелегальной миграции. Обсуждается вопрос о создании общей информационной базы по иностранным рабочим в разных странах. В России это позволит свести все данные из налоговой, миграционной и таможенной служб, а также из Комитета по труду в единый информационный пакет. Таким образом, будет легче отслеживать частные предприятия, акционерные общества, которые используют «иностранную силу».

В городском Комитете по экономическому развитию, промышленной политике и торговле решается вопрос об организации так называемых «миграционных инкубаторов» — территорий, где приезжие строители могут компактно проживать в приемлемых бытовых условиях, к тому же под контролем правоохранительных органов.

Рассматриваются различные варианты узаконивания иностранных рабочих. В то же время почти все согласны с тем, что наказание за использование труда нелегальных мигрантов следует ужесточать. При этом основная ответственность ложится не на рабочих, а на работодателей. Называемые суммы штрафа — до2-х тыс. МРОТ — возможно, заставят многих нанимателей иначе смотреть на кадровую политику своей организации.

Автор: Анна Гольдцан
Дата: 09.12.2004
«Федеральный строительный рынок» № 34
Рубрика: ***




«« назад