Публикации »

Миграционная политика. Человек ищет, где лучше, а государство — как сделать хуже?

Численность россиян неуклонно падает. Естественного прироста населения почти не наблюдается. Тем не менее заводам требуются рабочие, стройкам — строители, а рынкам — продавцы. Поэтому все чаще возникают различные предложения о более массовом привлечении гастарбайтеров в Россию.

Китайское наставление

Самая древняя из сохранившихся цивилизаций — китайская, ей больше 5 тысяч лет. Около 2 400 лет назад в Древнем Китае был создан трактат, называвшийся «Книга правителя области Шан». В нем приводился ряд рекомендаций для государей о том, как можно сделать государство могущественным, правителей — авторитетными, а народ — довольным.

Государство должно быть многочисленно, должно вести войны (прим. ред.: наставление разрабатывалось в безъядерную эпоху, поэтому не все рекомендации применимы), народ должен уважать законы и следовать им, правитель должен использовать отлаженную структуру чиновников и систему награждений и наказаний. Но главный постулат — страна должна быть многочисленна. Судя по всему, эта формула успеха была принята на вооружение. Китайцев — 1,5 млрд. чел.; россиян — более чем десятикратно меньше. Новый механизм борьбы наций — достижение экономического превосходства — также идет успешно. Значимой же экономической экспансии со стороны России, хотя бы в сопредельные страны, пока нет. Что касается наказаний. Чиновная табель, награждения и наказания внятно и четко изложены в программных документах Компартии Китая; у нас, несмотря на обилие нормативов, административная и законодательная реформы по-прежнему в процессе. Есть о чем задуматься.

Две точки зрения: одна неправильная…

Существуют две полярные точки зрения на процессы трудовой миграции и привлечения гастарбайтеров в нашу страну. Первая — негативная: иностранные работники отбирают рабочие места у местного населения, формируют стабильные культурно-этнические группы (что приводит к росту межнациональных противоречий), а также вымывают денежные средства из страны в виде своей зарплаты. Так, по подсчетам Минфина, в прошлом году иностранные работники вывезли из страны больше $6 млрд. Таким образом, у России есть все основания считать себя двигателем экономики соседних стран. В прошлом году нефинансовые организации вывезли из страны 12 млрд. руб. Большую часть этой суммы составляют переводы, отправленные на родину мигрантами. В среднем иностранец отправляет семье $80 в месяц. Помимо вывода из налого-облагаемой базы и потребительского рынка миллиардов долларов, происходит также использование фондов общественного потребления: воды, света, отопления. В исследованиях общественных настроений также делаются тревожные выводы: ситуацию в Москве сравнивают с Косово, когда там постепенно происходило заселение албанцами, планомерно вытеснявшими сербов. В Москве формируется очаг межнационального конфликта, причем две трети населения относятся к мигрантам откровенно враждебно.

Эти опасения подтверждаются и статистикой. В 1996 г. к административной ответственности было привлечено более 160 тыс. иностранных граждан и выдворено из страны 14,5 тыс., в 2001 г. — более 170 тыс. привлечено к ответственности и более 22 тыс. человек были принудительно выдворены, в 2003 г. — около 730 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства и в принудительном порядке выдворено свыше 5 тыс. человек, а по судебным решениям — свыше 46 тыс. Правда, статистика — вещь лукавая. По оценкам представителей МВД, отчетность о выявленных преступлениях проще всего формируется на строительной площадке: один удачный рейд выявляет ровно столько нарушений, сколько нужно для выполнения плана. Впрочем, эта деятельность приносит плоды: на I полугодие 2004 г. в органах внутренних дел официально зарегистрировались свыше 2 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Конечно, это далеко от реального количества мигрантов, которое превышает его на несколько млн. человек.

…другая — деловая

Другая точка зрения — позитивная. Когда в страну приезжает квалифицированный работник и качественно, быстро и недорого что-то создает, экономика государства только выигрывает. Гастарбайтер позволяет стране-реципиенту своевременно и без лишних затрат решать задачи интенсивного развития собственной экономики. За счет ассимиляции иностранцев с местными жителями повышается численность населения. Сравнивая ситуацию с работниками-мигрантами на рынке труда в России с той, что сложилась в странах Объединенной Европы, мы увидим, что там все намного проще. Для работы в Германии французу или испанцу не нужно ничего, кроме контракта. Пока Европа объединяется, страны СНГ, к большому сожалению, все еще ищут общий язык, хотя проблема безработицы — общая для всех.

В этом направлении есть определенные положительные сдвиги. Так, отвечая на вопросы в эфире трех украинских телеканалов 26 октября, Президент РФ В.В. Путин заявил, что проблему регистрации относительно граждан Украины «можно решить путем предоставления вкладыша при пересечении границы с соответствующей отметкой в этом вкладыше».

Чтоб понять, какая из двух представленных альтернатив наиболее полно отвечает общественным запросам и нуждам, нужно обратиться собственно к причине, вызывающей потребность в подобных рассуждениях.

Способ измерения — темпы размножения

Что гастарбайтеры наводнили Россию — лишь следствие. Причина же этого кроется, во-первых, в последствиях смены экономического уклада — высоком проценте выбытия взрослого трудоспособного населения в силу политических событий последних 20 лет. А для семей финала советской эпохи, как и сегодняшних супружеских пар, характерен тип воспроизводства развитых стран, при котором в семьях не предполагается заводить более 1 ребенка. Кстати, в отличие от иных рынков труда, в частности промышленности, прирост населения отражается на строительном рынке не опосредованно, а сразу — для семьи с детьми обостряется вопрос жилплощади. Тем более что дома строятся не только для извлечения прибыли, но и чтобы в них жили люди.

Понятно, что население будет увеличиваться, если будут больше рожать собственные гражданки либо за счет механического прироста, то есть мигрантов из соседних стран: государств СНГ, а также Китая, Кореи, Вьетнама. С первым способом дело обстоит довольно худо, поскольку повышение уровня жизни не приводит к увеличению рождаемости в силу того, что в постиндустриальной экономике, где поощряется индивидуальность, эта самая индивидуальность не стремится обрастать дополнительной ответственностью, каковая есть семья с детьми. В принципе, могла бы помочь государственная политика повышения рождаемости: введение реальных пособий для молодых семей, обеспечение жильем, создание условий для воспитания детей. Однако в экономическом курсе России рост государственных расходов на социальные нужды — элемент чуждый, хотя в качестве поучительного примера можно привести «план Маршалла», создавший «одноэтажную Америку» и спровоцированный демографический бум в послевоенных США. Эта программа была обеспечена колоссальными доходами, полученными от поставок вооружений воюющим странам и перераспределенными так, что американцам выгодно было строить новое жилье и плодиться «как кролики». Можно ли направить сегодняшние нефтяные доходы госбюджета не в хранилища, а в новый? Похоже, инфляция для страны опаснее, чем демографический спад…

Другой путь

Итак, второй путь увеличения биомассы homo sapiens России — привлечение иностранных граждан и граждан бывшего СССР, их адаптация (в том числе аккультурация) и включение в процесс общественного производства. Здесь хотелось бы заострить внимание на том, что в этом случае государством должны быть разработаны и внедрены такие «правила игры», которые создавали бы работодателям, нанимающим трудовых мигрантов, нормальные условия для достижения организационных целей, а мигрантам — человеческие условия проживания и труда. Надо сказать, «воз двинулся». В октябрьском интервью «Российской газете» руководитель Федеральной миграционной службы Андрей Черненко обозначил, что (цитирую) «необходимо объединить усилия и пробить реальный закон о репатриации, наполненный и преференциями, и полноценным финансовым обеспечением. Главное — разобраться, кого именно репатриировать. Одни требуют: всех жителей бывшего СССР (соответственно с их многочисленными родственниками, рожденными уже после распада страны и даже толком не знающими русского). Другие вводят понятие «представители коренных народов России, не имеющие государственных и территориальных образований за ее пределами»».

Следовательно, социологам, силовикам и политикам нужно определиться с понятиями: «кого», «сколько» и «как», а исполнительная власть претворит решения в жизнь. Хотя не дремлют и предприниматели. Недавно в Петербурге состоялся «круглый стол» на тему «Проблемы и механизмы натурализации и социальной адаптации мигранта». Мероприятие организовано региональным фондом «Золотая десятка». Его участники рассмотрели проекты по созданию в Санкт-Петербурге территорий «компактного проживания» иностранных рабочих.

Левая не знает, что делает правая…

К сожалению, несмотря на десятилетнее опоздание к формированию правил игры в миграционной сфере, законодательное и правоприменительное регулирование миграционных процессов разрабатывается и принимается. Два года назад был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который закрепил основные понятия миграционной политики и задал ее основные ориентиры.

В октябре этого года был создан единый властный механизм, отвечающий за правоприменительную практику в области миграции, — реорганизованная Федеральная миграционная служба России. В основном реакцией на теракт в Беслане стало завинчивание гаек. Так, 13 октября Совет Федерации одобрил федеральный Закон «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ», усиливающий ответственность за правонарушения в сфере миграционных отношений. Одобренный закон вносит 19 поправок в 12 статей Кодекса об административных правонарушениях. Вместо прежних 2 тыс. рублей штрафа за нарушение иммиграционных правил, правил проживания и деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства новый штраф увеличивается до 200 МРОТ для должностных лиц и до 5 тыс. МРОТ для юридических лиц. «Правила игры» формируются и подзаконными актами, на усмотрение конкретных должностных лиц, поэтому часто субъективны.

Трудно сказать, какая из альтернатив pro et contra возымеет наибольшую силу. Скорей всего, победит «золотая середина». Однако если уж государство не способно обеспечить воспроизводство собственного населения, то оно обязано создать работодателям такие правовые, административные и экономические возможности для привлечения иностранной рабочей силы, какие способствовали бы их гибкому и эффективному руководству в условиях сложной и неопределенной деловой среды.

Автор: Олег Моторин
Дата: 09.12.2004
«Федеральный строительный рынок» № 34
Рубрика: ***




«« назад