ООО «Рест-Арт». О наболевших проблемах и путях их решения
Сегодня впору говорить о назревающем кризисе петербургской реставрационной школы. Еще сравнительно недавно существовал монополист НПО «Реставратор», который мучительно и долго распадался в условиях рыночной экономики. … Возможно, проблему вертикальной интеграции частично разрешит соглашение четырех–пяти крупных компаний…Уместен вопрос: какой должна быть реставрационная отрасль в условиях рыночной стихии? Как будет решаться кадровая политика? Необходим ли комплексный подход к реставрационным работам? С этими и другими вопросами мы обратились к генеральному директору производственно-строительного предприятия «Рест-Арт» Игорю Павловичу Воловоде. –Игорь Павлович, рынок реставрации в Петербурге прошел через стадию юбилейного «перегрева». Были накоплены значительные ресурсы (технические, кадровые), впоследствии избыточные. Как решается проблема диверсификации базы, объем которой, возможно, и был оправдан в условиях предъюбилейного аврала? — Несомненно, подготовка города к 300-летию обрушила на питерских реставраторов значительные объемы работ, к которым они оказались не готовы. Необходимо было резкое увеличение всех ресурсов, предельное напряжение сил. В этих условиях характерной тенденцией стал переход некоторых компаний, занятых в строительном комплексе, в сферу реставрации. Конечно, строительные работы занимают немалую долю в общем объеме реставрационных, и такая помощь извне в тех условиях была даже необходимой. Однако есть и обратная сторона медали: строители не всегда понимали специфику работы, не имели нужных специалистов. Кроме того, все работали в условиях цейтнота. Судите сами, подготовительные работы начались в сентябре, а сдавали объекты уже в мае. Понятно, что за такие сжатые сроки невозможно вырастить новое поколение реставраторов и обеспечить качественное развитие реставрационной школы. Впрочем, подобные задачи в тот период перед нами и не ставились. Юбилей — ощутимый организационный и финансовый стимул. Скажу, не бахвалясь, работали на совесть, иногда в крайне тяжелых условиях. Но за последний год отрасль вернулась «на круги своя» — к тому старту, который был дан в сентябре 2002 года. Правда, с качественными показателями, выросшими на 15-20%. Но результаты пока далеки от идеальных. Не воссоздан комплексный процесс реставрации. Да, изменился внешний облик многих зданий исторического центра города: что-то подлатали, подкрасили и на этом этапе сдали объект. Но, осваивая достаточно большие бюджетные средства при реставрации фасадов, зачастую не учитывали особенности фундаментов, уровень износа коммуникаций и т. д. Вспомним, как проводился капитальный ремонт еще 20-30 лет назад. Сносились все внутренние перекрытия, оставляли нетронутым только фасад, после чего вся «внутрянка» возводилась заново. Конечно, реставрацией это назвать нельзя, однако здания с новыми перекрытиями, стенами и коммуникациями полноценно служат. Одна из серьезных проблем комплекса — качество проектных работ. На сегодняшний день можно констатировать хроническое отставание проектных работ от объемов финансирования реставрационной сферы и, соответственно, реализации реставрационных работ. В Петербурге существует всего три или четыре проектных организации, обладающих необходимыми лицензиями и сертификатами и занимающихся вопросами в данной области. Они всеми силами пытаются обеспечить работу целой отрасли и не поспевают за нами. А реставрационные компании, в свою очередь, вынуждены выполнять лишь поверхностные работы. Такая картина наблюдалась перед трехсотлетием, не изменилась она и в этом году. Причин более чем достаточно: несовершенная система тендеров, нехватка квалифицированных кадров у проектных организаций и, как следствие, сырая проектная документация, подготовленная чаще всего умозрительно. В результате в процессе реставрационных работ всплывает множество неучтенных факторов: трубопроводы, имеющие постоянную течь, аварийное состояние какого-то сегмента перекрытий и т. д. Все это, конечно, сказывается на объемах работ и сроках их выполнения. Идет удорожание работ, а между тем реставрационная компания по условиям тендера поставлена в определенные и достаточно жесткие рамки финансирования. Кстати, в нынешнем году тендеры на реставрационные работы начались в августе, когда пик «строительного» сезона уже прошел. — С чем связаны подобные задержки? — Адреса были сформированы в октябре прошлого года. Полгода ушло на подготовку и утверждение проектной документации (на ее основе, собственно, и проходит тендер), которая состоялась в мае, плюс еще сорок пять суток по законодательству на утряску всех оставшихся вопросов. Далее — время, потраченное на проведение самого конкурса, и еще 45 суток на заключение контракта. В общей сложности — 90 суток, то есть лето, которое мы «проиграли». Бумаги писали, на работу не вышли — замкнутый круг. В любом случае, многое зависит от планирования и распределения бюджетных средств. На мой взгляд, эффективным средством планирования бюджета будет программа, не ограниченная годовыми рамками, а более длительная. Для этого требуется более тесное сотрудничество заказчика, подрядчика и проектировщика, особенно на начальной стадии реставрации объекта, когда нужно определить по возможности более точный процент утрат по фасаду, установить строительные леса и т.д. Поэтому возвращаемся к проблеме проектной школы: проектировщики должны провести всестороннюю исследовательскую работу по объекту и представить проработанную документацию. Более того, заказчику объекта полезно иметь в штате проектировщика, обладающего полномочиями допуска на объект в течение всего периода подготовительных работ. Но сегодня проектная школа, способная к комплексной проработке проекта, практически отсутствует, во всяком случае, объем работ пока остается для нее неподъемным. Таким образом, одной из основных задач, стоящих перед отраслью, должна быть подготовка соответствующих кадров. Так как наиболее значительное количество памятников архитектуры и истории принадлежит Министерству культуры, оно и должно позаботиться о планомерном «выращивании» специалистов, реставраторов и проектировщиков. — Как Вы считаете, оправданно ли появление в среде реставрационного бизнеса профессиональной контролирующей организации, которой будет оказано доверие как среди компаний-подрядчиков, так и со стороны заказчика-финансиста, а он, в свою очередь, доверил бы ему контроль за технадзором и вообще за проведением работ в целом? — На основе мирового опыта родился принцип: над любым негосударственным заказчиком должен быть государственный надзирающий. То есть, создавая еще одну промежуточную структуру в этой вертикальной цепочке, мы все равно не решим данную проблему. Кроме того, потребуются дополнительные ресурсы, в том числе и кадровые, о дефиците которых я уже говорил. Но специалисту технадзора, получившему опыт работы в строительном комплексе, необходимо потратить какое-то, иногда весьма значительное время для ознакомления со спецификой работы в области реставрации. Более того, в перспективе он должен иметь более высокий профессиональный уровень, нежели производитель работ. Здесь мы опять возвращаемся к проблеме кадров. Специалистов технадзора на рынке также не хватает. — Игорь Павлович, какие интересные объекты в настоящий момент ведет компания? — Сейчас основные работы ведутся на дебаркадере Варшавского вокзала. Проводим реставрацию металлоконструкций, привезенных из Англии и установленных в 50-х годах XIX века. Это 350 т старинных конструкций, которые мы разобрали, зачистили. Провели ряд испытаний по конструкционной прочности соединительных элементов и в данный момент производим монтаж. Выдвигались предложения со стороны произвести полную замену новым материалом: мол, так проще и дешевле. Но мы благодарны специалистам КГИОП и заказчику работ компании «Адамант» за то, что они поддержали нашу инициативу отреставрировать существующие конструкции, а не заменить их «новоделом». Конечно, в ходе работ нам приходится производить замену утраченных или полуразрушенных элементов. Как, например, в случае с восстановлением ограды на Невском проспекте, 22/24. Конструкцию пришлось на 80% сделать заново. Это колоссальный труд, если учесть, что она состоит более чем из 30 видов литых элементов. Не менее сложными и трудоемкими были реставрация решеток и ворот Аничкова дворца, воссоздание чугунной балюстрады перед Константиновским дворцом. Завершаются работы по реставрации Гидробашни Политехнического института. Верхняя часть этого сооружения представляет собою восьмигранный деревянный сруб, возведенный на высоте 35 м. Нижние три венца оказались сгнившими, и необходимо было их заменить, не разбирая всей конструкции. Кроме того, при реставрации фасада пришлось удалять слои, возникшие в результате восстановительных работ послевоенного периода, что привело к обновлению всего штукатурного слоя с тягами и рустами. — Насколько важно, чтобы металлоконструкции оставались подлинными? — Скажу откровенно, придать новому материалу первозданный вид непросто. Изменилась технология производства металлопроката. Теоретически можно заказать у компании «Северсталь» уголок или швеллер определенного профиля, «под старину». Но их специалисты возьмутся за работу лишь при объеме партии в 150-200 т. А как быть, если ассортимент элементов составляет не один десяток позиций?… — В таком случае каковы составляющие производственной цепочки вашей компании, которые могут обеспечить старинные технологии металлообработки? — Имеются две кузницы. Мастера закончили Мухинское училище, обладают достаточно высокой квалификацией. Есть сварочный участок и две производственные площадки. У нас работают специалисты-модельщики, лепщики, реставраторы чугунного и цветного литья. Собственной «литейки» нет, создавать с нуля литейное производство невыгодно: как только на территории города появляется новая точка с вредными выбросами, она тотчас берется «на карандаш» экологами, и отчисления в городскую казну весьма значительны. Мелкое и среднее литейное производство в городе постепенно сворачивается, приходится налаживать связи с регионами. Заливку форм мы заказываем у крупных сталеплавильных заводов. Создан и строительный сектор, который непосредственно занимается работой на объектах. Также думаем о подразделении, которое будет отвечать за инженерные сети. ООО «Рест-Арт»
190013 Россия, Санкт-Петербург, ул. Рузовская, 14 а, офис 18
Тел./факс (812) 316-5444
Автор: по материалам редакции Дата: 09.12.2004 «Федеральный строительный рынок» № 34 Рубрика: *** |