Публикации »

Распределенная микропроцессорная система управления лифтами

Распределeнные микропроцессорные системы  управления широко  распространены во всeм мире  для управления  различными технологическими процессами. Они  основаны  на использовании современных  технологий передачи и  обработки цифровых  данных и применяются  практически всеми  ведущими зарубежными лифтостроительными фирмами  уже  более  20  лет.

Подобные системы управления внедряются на лифтах в Москве в основном усилиями иностранных компаний, работающих на московском лифтовом рынке.

Используя зарубежный опыт, ООО «Евролифт» совместно с лифтостроительными и конверсионными предприятиями ВПК разработало, провело приeмочные испытания и освоило серийное производство распределeнных микропроцессорных систем управления лифтами ( РМС ).

Основным недостатком существующих отечественных микропроцессорных систем управления являются:
  - сложность обслуживания, поиска и выявления неисправностей;
  - сложность программного обеспечения, обусловленная необходимостью обработки одним микропроцессором сигналов, получаемых от большого количества контролируемых элементов;
  - невысокая надeжность системы вследствие большого количества электронных компонентов и соединений;
  - невысокая степень достоверности самоконтроля.

Отличительной особенностью РМС является децентрализация функций управления.  При этом общая задача управления разбивается на несколько простейших подзадач, каждую из которых выполняет отдельный микропроцессор. Решаются эти задачи одновременно, для чего в шахте и кабине лифта устанавливаются периферийные контроллеры, а в шкафу управления лифтом центральный контроллер.

Распределение функций между центральным и периферийным контроллерами упрощает программирование, позволяет гибко менять состав и функциональные возможности системы. Расположение контроллеров в непосредственной близости от элементов системы даeт возможность постоянно анализировать их состояние и исключать их из работы в случае отказа.

Связь между контроллерами осуществляется по двум информационным проводам ( каналу передачи данных ). При этом значительно уменьшается общее число проводов в шахте и в машинном помещении лифта, сокращается количество разъeмов и клеммников. Монтажные работы становятся менее трудоeмкими, а значит сокращаются сроки монтажа  или модернизации лифта, снижаются затраты монтажной организации и заказчика.

Программная обработка сигналов повышает достоверность передаваемой информации, снижает вероятность ложных срабатываний системы, ведущих к потерям электроэнергии и увеличению времени ожидания лифта.

Стандартный интерфейс RS485, связывающий между собою контроллеры, делает систему доступной для обучения персонала и прозрачной для оперативного управления. Он позволяет подключать стандартные средства контроля и в процессе отладки выводить информацию на дисплей компьютера.

Основанная на принципе цифровой передачи информации между территориально распределeнными компонентами системы (приказными и этажными контроллерами) и между другими лифтами в группе,  система позволяет легко сопрягаться с любыми компьютерными системами, производить обмен и выдачу информации диспетчеру, корректировать свои режимы (не нарушая правил безопасности) в соответствии с временем суток или  с требованиями владельца.

РМС предназначена для управления лифтом, движущимся со скоростью до 1,6 м/сек, грузоподъeмностью до 1000 кг в жилых или общественных зданиях высотою до 32 этажей. Лифт с РМС  может быть оснащeн как двухскоростным асинхронным, так и односкоростным частотно-регулируемым электроприводом, позволяющим обеспечить высокую экономию потребляемой электроэнергии, а также значительно улучшить «комфортные» показатели работы лифта.  В системе предусмотрено управление групповой работой до 6 лифтов.

В состав системы входят:
  шкаф управления ШУЛ-2РС;
  посты вызова;
  пост приказов со встроенным контроллером;
  контроллеры этажные;
  пост «ревизия»;
  пост «деблокировка»;
  блок освещения шахты;
  динамический указатель местоположения кабины.

Система обеспечивает:
  одиночное и групповое управление лифтами;
  смешанное и собирательное управление;
  управление лифтом в режиме «ревизия» и «деблокировка»
без использования электронной платы управления;
  индикацию о неисправностях лифта и системы в виде кодов ошибок,
высвечиваемых на индикаторе контроллера;
  индикацию о текущем состоянии системы и работе лифта;
  автоматическое отключение при превышении контрольного времени движения кабины между этажами для защиты электродвигателя главного привода;
  автоматическое отключение при превышении контрольного времени
открытия и закрытия дверей для защиты электродвигателя привода дверей;
  защиту от тепловых перегрузок электродвигателя главного привода;
  контроль исправности датчиков лифта;
  автоматическое отключение лифта при несанкционированном открытии створки двери шахты лифта;
  контроль цепей выключателей безопасности;
  автоматическое включение освещения шахты лифта;
  индикацию и передачу информации о текущем состоянии лифта.

Основными достоинствами РМС являются:
  сокращение числа проводов;
  снижение трудоeмкости монтажных работ;
  уменьшение вероятности ошибок при монтаже;
  возможность оперативной адаптации системы к частным требованиям за счeт распределения программного обеспечения;
  повышенная помехозащищeнность системы программным способом без применения специальных средств;
  значительное снижение габаритных размеров центрального контроллера;
  возможность глубокой диагностики состояния периферийной аппаратуры.

Использование в РМС современных цифровых линий передач данных позволяет передавать всю информацию о состоянии лифтов в диспетчерскую и дает возможность обслуживающему персоналу не доводить лифты до полной остановки и, что более важно для жителей Москвы, до превращения их в западню.

Разработанная ООО «Евролифт» система управления обладает всеми достоинствами зарубежных аналогов при значительно меньшей стоимости. Она является первой подобной системой управления, созданной и эксплуатируемой в России.

Учитывая актуальность этой разработки для российского лифтостроения, считаем, что она достойна выдвижения на соискание премии Правительства РФ в области науки и техники.

Автор: Н. М. Булгаков
Дата: 09.12.2004
«Федеральный строительный рынок» № 34
Рубрика: ***




«« назад