Интегрированный лифт для интегрированной экономики
Именно на примере машиностроительной продукции видно, насколько неотвратимо экономика постсоветского пространства втягивается не только в европейскую, но и мировую производственную кооперацию. Умело выстраивая цепочки поставок комплектующих и сбыта продукции, машиностроительные предприятия восстанавливают свои позиции на основном и относительно благополучном рынке сбыта — территории России. Экономика послевоенной Белоруссии была ориентирована на производство высокотехнологичной продукции — от автомобиле- и тракторостроения до электроники и оптики. Значительная часть экономики работала на космическую и оборонную промышленность. Тем не менее основа промышленного комплекса республики, несмотря на временную экономическую дезинтеграцию СССР, сохранилась — в основном это квалифицированные кадры, обеспечивающая их приток система образования. С учетом цены на металл и энергоресурсы, которые сопоставимы по уровню с российскими, и льготным режимом товарообмена неудивительно, что сегодня белорусское промышленное наследие советской эпохи востребовано вновь, и производители по мере возможностей восстанавливают экономические связи. Долго запрягали, но быстро поехали «Могилевлифтмаш» начал свою деятельность в 1969 г., то есть предприятие по российским меркам относительно молодое. Завод традиционно ориентировался на серийный выпуск продукции для нужд типового многоэтажного строительства. Ряд комплектующих выпускался не только для использования в составе собственной продукции, но и для поставок на другие лифтостроительные заводы; в основном эта кооперация сохраняется и в настоящее время. Хотя за время общего снижения уровня экономики как в республике, так и на основных рынках стран СНГ, объем производства упал, и сегодня предприятие восстанавливает прежние объемы. Воспользовавшись удачной конъюнктурой строительного рынка России и СНГ, «Могилевлифтмаш» за январь–сентябрь 2004 г.увеличил экспорт продукции на 79,7% (до $36,6 млн.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продукция предприятия получила высокую оценку в Москве, несмотря на сильные позиции ряда местных производителей лифтовой продукции. Столица является одной из основных точек товаропродвижения продукции завода по Российской Федерации. В 2003 г. в Москву было поставлено более 700 лифтов, из них непосредственно в Москве было смонтировано 110 лифтов на сумму около 33 млн. рублей, а за первое полугодие 2004 г. — уже более 150. Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев в ходе визита на предприятие в июне этого года заявил, что Москва заинтересована в увеличении закупок лифтов могилевского производства, и особо отметил новые разработки пассажирских и грузовых лифтов. Весьма достойно выглядит и динамика освоения петербургского лифтового рынка. Уже в 2003 г. из 1100 лифтов, сданных в эксплуатацию в Петербурге, 650 были выпущены на «Могилевлифтмаше». По предварительным оценкам завод удерживает до 40% рынка лифтового оборудования. Более того, предприятие стремится к перемещению на территорию России и Украины, для создания площадок по совместному изготовлению лифтов. Глобализованная Беларусь Внешняя причина конкурентоспособности продукции — в благоприятной конъюнктуре рынка труда. Могилевская область производит 1/8 промышленной продукции всей Рес-публики Беларусь. При населении менее 1200 000 человек. в промышленном секторе трудятся до 150 000 человек. «Могилевлифтмаш» — одно из ведущих предприятий региона, поэтому квалифицированные работники, желающие трудиться, имеются постоянно. А по критерию квалификации и стоимости рабочей силы предприятие существенно обыгрывает производственные площадки, находящиеся на наиболее дорогостоящих рынках в России — Москве и Санкт-Петербурге. Впрочем, успех завода лишь частично объясняется льготными условиями рынка труда. Основная причина — развитый ассортимент продукции, гибкая реакция на требования рынка и продуманная дистрибьюторская политика. Не секрет, что техническому обновлению завода способствует взвешенная государственная политика — прибыль направляется не в дивиденды и не в диверсификацию производства, а в приобретение новой техники. Поэтому главное, на что стоит обратить внимание, сравнивая традиционные представления о советских предприятиях с реальным «Могилевлифтмашем», — это сменившийся технологический уклад на заводе. Разработка новых узлов и моделей компьютеризирована, равно как и все логистические операции — от заказа и приемки комплектующих и до отгрузки. Компьютерная система ведет автоматическое сопровождение всего заказа, что позволяет справляться с задачами в срок. Ведется как самостоятельная конструкторская работа, так и взаимодействие с ведущими КБ лифтовой отрасли России. Оборудование, лазерная резка и обработка металла, точечная сварка, порошковая окраска — зарубежного производства. За счет собственных средств предприятием закуплено оборудование японской фирмы Amada, в частности, лазерная установка, способная разрезать лучом металлический лист толщиной до 12 мм. Внедрены листогибочные и дыропробивные прессы фирмы FinnPower, которые позволяют упростить и ускорить технологический процесс, отказаться от производства дорогостоящей оснастки. В настоящее время ведется монтаж второй линии порошковой окраски немецкой фирмы Wurster. Благодаря этому от появления новой технической идеи до ее воплощения в «железе», причем в серийном, проходит минимум времени. Используется модульная компоновка кабин, что облегчает транспортировку и сборку изделий в пространстве шахт. Большинство узлов производится на месте, в том числе механизмы лебедок. Те детали, что на месте изготовить невозможно, а именно блоки частотного регулирования, базовые элементы для блоков управления, — поставляются из-за границы. Возможна поставка лифтов с дверями и кабиной производства Wittur Istanbul. Разработана и конструкция привода дверей с частотным регулированием, а вместо редуктора использована ременная передача, благодаря чему снижаются шумовые показатели. Что касается ассортиментного ряда, то на заводе производится свыше 30 моделей лифтов: пассажирские, грузовые и специальные. Основная ниша — массовое жилищное строительство, офисная недвижимость бизнес-класса. Есть, впрочем, и весьма престижные клиенты — Большой театр и Центральная клиническая больница в Москве, администрация Президента Республики Беларусь в Минске, «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, Калининская и Ростовская АЭС, завод «Форд» во Всеволожске Ленинградской области и другие. Пассажирские лифты выпускаются грузоподъемностью от 400 до 1000 кг, имеют скорость движения от 0,5 до 1,6 м/с. В планах завода — освоить скорость 2 м/с ; эти лифты будут востребованы в зданиях высотной застройки. Опционально модели могут комплектоваться частотным регулятором лебедки. Разумеется, элементы лифта производят в вандалозащищенном исполнении. Возможны различные компоновочные решения — с нижним или верхним машинным помещением, задним или боковым размещением противовеса. Техническое обновление дало новый импульс конструкторской мысли, активизировало разработки новых моделей лифтов и совершенствование их узлов. Закончились приемочные испытания больничного лифта с телескопическими дверями. Сейчас испытываются две новые модели пассажирских лифтов, ЛП-0401Би ЛП-0463Б, со скоростью движения соответственно 0,63 м/с и 1 м/с в секунду. В конструкции лифта учтены новые требования ПУБЭЛ России. Улучшен дизайн купе кабины лифта. Улучшена комфортность (снижен шум и вибрация в кабине). Основными отличиями указанных лифтов являются: Дистрибьюторская политика завода ориентирована на создание сети независимых организаций, ведущих взаимодействие с корпоративными клиентами (застройщиками) на предмет присутствия на рынке нового строительства, и местными властями для участия в региональных программах модернизации лифтового оборудования. Это позволяет клиентам избежать основного недостатка, связанного с удаленностью производственной площадки, затруднительных коммуникаций с заводом. Общение с клиентом делегировано региональным дилерам, которые на профессиональном уровне осуществляют монтаж и при необходимости последующее обслуживание лифтов. Среди них: ООО «Лифткомплект» и ООО «Петромашсервис» в Санкт-Петербурге и Северо-Западе России, ООО «Нейрон-лифт», в центре России и Южном Федеральном округе, ООО «Вертикаль-Сервис», в Уральском ФО. На предприятии постоянно ведется работа по совершенствованию и сертификации действующей системы качества, сертификации выпускаемой продукции. В 2003 г. система менеджмента качества проектирования, производства и обслуживания лифтового оборудования была сертифицирована в национальной системе сертификации Республики Беларусь на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001 (сертификат соответствия № BY / 112 05.0.0.0022) и в немецкой системе аккредитации TGA на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:2000 (сертификат соответствия TGA-ZG-07-99-00). Около 90% продукции, в том числе все модели пассажирских, больничных и грузовых лифтов, сертифицировано в национальных системах сертификации стран-потребителей. Доверяй фактам, а не слухам Пожалуй, одна из наиболее острых проблем быстрого роста и атаки на российский рынок — информационная. А именно, прямые конкуренты завода умышленно или под давлением эмоций не скупятся на критические отзывы о продукции. Правда, статистика по наработкам на отказ такую критику никогда не сопровождает да и будет бессмысленна — дело в том, что комплектующие могилевского завода используются рядом российских производителей, а проблемы продукции примерно одинаковы для всех, кто покушается на серийный выпуск в средней ценовой категории. Как бы то ни было, нужно верить не слухам, а объективной статистике роста продаж. Что касается обвинений в демпинге, они также безосновательны: о демпинге можно говорить в том случае, если предприятие сознательно работает в убыток, тогда как «Могилевлифтмаш» работает с прибылью, инвестируя в производство: по данным предприятия, в 2003 г. в основной капитал было инвестировано до $2 млн., в 2004 г. —$2,5 млн. В следующем году инвестиции будут еще больше. РУП Завод «Могилевлифтмаш»
- новая распределенная система управления лифта, позволяющая уменьшить количество проводов и жгутов в шахте и повысить надежность работы;
- панель управления на всю высоту купе кабины, позволила перенести весь электромонтаж кабины с потолка (теперь он вмещается в панель);
- пол кабины неподвижный, взвешивающее устройство на верхней балке;
- стенки купе кабины между собой и полом крепятся при помощи защелок;
- потолок модульный (из трех модулей), замена ламп изнутри кабины;
- сборка кабины в шахте возможна одним монтажником в течение одного дня;
- новая лебедка со сниженными металлоeмкостью и объeмом масла в картере редуктора имеет уменьшенную величину шума.
Следует также отметить, что отдельным направлением коммерческих интересов завода является модернизация лифтового хозяйства. Срок эксплуатации лифта определен в 25 лет. За это время он проходит в среднем расстояние в 720 тыс. км. Наверное, не каждый автомобиль выдержит такой пробег. Естественно, изнашивается и лифт. Поэтому он требует либо замены, либо капитального ремонта. Работы могут проводиться без остановки лифта на длительный срок, с поэтапной заменой частей и механизмов. В настоящее время предприятие участвует в программах модернизации лифтового оборудования в Казани, Ростове-на-Дону, Рязани и многих других городах.
Все вышеперечисленное позволяет говорить о РУП «Завод «Могилевлифтмаш» как о стабильном, надежном партнере, с уверенностью смотрящем в будущее.
212798 Беларусь, г. Могилев, пр. Мира, 42
Отдел маркетинга:
тел +8 (10375222)23-2334
В России:
тел: (812) 327-3358, 327-3359
Автор: по материалам редакции Дата: 09.12.2004 «Федеральный строительный рынок» № 34 Рубрика: *** |