Костомукша: на ПИКе глобализации
Концепция ПИК — приграничного индустриального комплекса, созданного в Республике Карелия, — оказалась удачной моделью для привлечения зарубежных инвестиций в Костомукшу. Если различать причины и поводы явлений, то поводом для этой статьи стал запуск второй очереди «Кархакоса» — предприятия по выпуску электропакетов для автомобилей. Причина же в том, что в этом событии отра-зилась тенденция экономики страны, которая в последние лет пять медленно, но верно меняется под влиянием процессов глобализации. Строительный бизнес, оседлый и привязанный к «месту прописки», чувствует на себе изменения лишь в третью-четвертую очередь — после сырьевиков, машиностроителей, транспортников. Но… То вдруг престижный монтаж пытается забрать крупная транснациональная корпорация, то инвестор требует, чтобы проект не за страх, а за совесть соответствовал западным нормативам, то под влиянием тектонических процессов (говорят, китайской экономики) возрастают и падают цены на металл. Впрямую строителей пока не затронули ни рост цен на углеводороды, ни Киотский протокол, но очевидно, что требования к энергосберегающим и экологическим параметрам комплексов повысятся. Значит, потребуется перестраивать сложившиеся кооперации с проектировщиками и поставщиками оборудования. И так далее… Большая предыстория, или Почему Костомукша? Карелия не является лидером по привлечению зарубежных инвестиций. Однако если бы на всю территорию Республики пришло столько денег, сколько в Костомукшу, Карелия бы стала достойным соперником Москвы, не говоря о Ленинградской, Новгородской, Калининградской областях. Какова предыстория инвестиционного бума в Костомукше? Как известно, после Второй мировой войны Финляндия оказалась в непростом положении — на стыке геополитических интересов СССР и мира «развитого капитализма». Но, сохраняя нейтралитет и проводя гибкую экономическую политику, страна сумела выиграть. В сотрудничестве с Европой стратегией страны стала кооперация с ведущими фирмами, благодаря чему Финляндия добилась конкурентоспособности на мировом рынке, получив неофициально прозвище «Северная Япония». С другой стороны, заскучавший за железным занавесом СССР форсировал налаживание отношений именно с Финляндией в немалой степени для демонстрации миру, что взаимовыгодное сосуществования двух общественно-политических систем вполне возможно. Особенно важным для Финляндии это сотрудничество оказалось в период европейского экономического кризиса середины 1970-х гг.,который был преодолен за счет активизации работы с СССР. Деловые отношения России и Финляндии в области разработки полезных ископаемых вылились в привлечение финских рабочих к строительству комбината, предназначенного для снабжения концентратом руды сталелитейного гиганта в Череповце. «Костомукшу создали два человека — Кекконен и Косыгин», — сказал нам один из наших собеседников, ставший свидетелем рождения города и ГОК, известного сегодня как «Карельский окатыш». На самом деле ежегодно на строительство комбината в год прибывало до 3 000 финских рабочих, а наших — нет числа. Стоимость проекта, продолжавшегося 8 лет, составила $1,8 млрд. Факт «двойного гражданства» Костомукши не забылся — его отмечают все финские инвесторы, вкладывающие средства в экономику региона. Место — близко от границы с Финляндией. Людские ресурсы — более-менее: по крайней мере, на ближайшие несколько лет должно хватить. Решен вопрос энергообеспечения: имеется высоковольтная ЛЭП, организована поставка мазута по железной дороге. В будущем, когда по территории Карелии в направлении к Балтике пройдет северноевропейский газопровод со Штокмановского месторождения, не будет проблем с природным газом. Благодаря электрифицированной железнодорожной ветке, в целом решена и проблема транспорта. Впрочем, главные пожелания связаны именно с транспортом: некоторые автодороги таковы, что в результате транспортировки из-за «динамических нагрузок» (то есть толчков на ухабах) выходит из строя чувствительное оборудование. Не все понятно и с логистикой: несмотря на имеющиеся пограничные пункты пропуска, некоторые грузы должны идти через Санкт-Петербург, в результате чего возникают значительные задержки. Топ-менеджеры компаний мечтают и об улучшении авиасообщения, создании регулярных рейсов. Еще одно пожелание — строительство в Костомукше более-менее комфортабельной гостиницы, и прокладка высокоскоростной линии для обмена информацией через Интернет, это вопросы и телефонной связи. Но и Москва, и Костомукша не сразу строились. ПИК глобализации В 1990-х произошли два важнейших события: стартовали рыночные реформы в СССР, а затем возник и феномен единой европейской экономики. Как следствие, значительной перестройке подверглась экономика Карелии, снизился уровень жизни, были фактически потеряны многие рабочие места. Неудивительно, что совместными интеллектуальными усилиями специалистов Карелии и Скандинавии возникла инициатива трансграничной экономической интеграции. В 2000 году Республика Карелия, Региональный Союз Кайнуу, Региональный Союз Северной Карелии и Региональный Союз Северной Остроботнии сформулировали концепцию регионального сотрудничества под названием ЕВРОРЕГИОН КАРЕЛИЯ. Целью работы стал поиск новых форм сотрудничества на территориях, прилегающих к границе, а также создание новых рабочих мест и улучшение благосостояния населения. Проект был конкретизирован в идею ПИК — приграничного индустриального комплекса на территории Костомукши, ставшего моделью сотрудничества предприятий приграничных областей, и был поддержан программой TACIS — инициативой Евросоюза для стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии, которая содействует развитию гармоничных и успешных экономических и политических связей между Евросоюзом и этими странами-партнерами. Цель проекта ПИК — развитие современных предприятий малого бизнеса в Костомукше, создание новых рабочих мест и улучшение благосостояния людей по обе стороны границы. Основные сферы — дерево-обрабатывающая промышленность, энергетическая и электронная промышленности, освоение высоких технологий в производстве строительных материалов, в машиностроении, перевозках и на горнодобывающих предприятиях. «Кархакос» появился не сразу Как положено живому существу, «Кархакос» родился в муках. Как это происходило, нам рассказал один из основателей этого предприятия — Евгений Иванович Денисов. Появление нашего собеседника в Карелии довольно обычно. Кстати, несмотря на то что по всем статьям он человек состоявшийся, о «перестройке» высказывается довольно резко, сравнивая ее, по меньшей мере, с последствиями Второй мировой войны. И, напротив, положительно относится к сегодняшнему «укреплению вертикали»: порядка, по его мнению, станет больше. По образованию Денисов — инженер по автоматизации. В Карелию он приехал из Ленинграда, работал наладчиком бумагоделательных машин на Сегежском ЦБК. Затем недолго отработал в «Карелэнерго», но кабинетная работа после должности наладчика на высокотехнологичном производстве показалась скучной. Поэтому, узнав о начале строительства комбината в Костомукше, за неделю перевелся на стройку. Застал еще то время, когда в город (в соответствии с известной европейской легендой) заходил прирученный партией геологов медведь, его подкармливали сгущенным молоком из банки. Параллельно со строительством комбината рос и город, и наш собеседник получил приглашение перейти на работу в городскую администрацию, возглавив там отдел жилищно-коммунального хозяйства. Вспоминает: зажиточные горняки парковали свои «Жигули» на возделанных с трудом газонах, а цветы для благоустройства закупали в Юрмале. Уговоры не помогали, и тогда начальник отдела ЖКХ, «вступив в союз» с начальником ГАИ, стал снимать с автомобилей номера. «Если машина припаркована в неположенном месте, значит ее владелец не знает правил парковки. В таком случае можно было отобрать номера и заставить пересдавать экзамены, — не без злорадства вспоминает наш собеседник. — В общем, порядок был. Но постепенно стали возникать финансовые затруднения, поэтому с работы пришлось уйти на должность главного энергетика одного из сибирских предприятий». В 1990 году Евгений Иванович возвращается, чтобы принять участие в создании на территории Костомукши совместного предприятия по выпуску инфраизлучающих нагревателей — «Инфракос». «Если бы не «обвал» в 1998 году, предприятие стало бы одним из лучших», — уверен он. Но, как известно, частицу «бы» история и экономика не признают: предприятие пришлось закрыть, и на его базе была создана компания «Кархакос». «Своего пристанища, — вспоминает Денисов, — фирма не имела: скиталась по чужим углам, и чтобы объехать площадки, приходилось затратить полдня. Выбрав свой финансовый потолок в 2003 году, учредители приняли решение искать стратегических партнеров. Мы не говорим, что мы продались. Мы вошли в состав финской компании PKC Group. Можно было и дальше жить «удельным князем», но никто бы от этого не выиграл — ни я, ни наши работники». Хотя возможность принимать решения единолично ушла, с вхождением в состав зарубежной компании наш собеседник получил должность исполнительного директора. Историю борьбы с автомобилистами мы привели для того, чтобы были понятны сегодняшние принципы работы на «Кархакосе», о которых поговорим ниже. Главный принцип на предприятии — это качество. Допустимая планка брака на миллион изделий — 70 ошибок, то есть за месяц 500 работников предприятия суммарно могут допустить в работе не более трех ошибок. Удается не только соответствовать требованиям, но и снижать процент брака. Между прочим, работают на предприятии в основном женщины, а именно создание женских рабочих мест является важнейшей задачей промышленных регионов. Еще одна интересная, чисто европейская деталь организации производства: некурящим работникам за здоровый образ жизни в конце года выдается премия, равная примерно четверти ежемесячной зарплаты. И если верить статистике, то 67% работников не курят. Производственных линий, аналогичных установленным на «Кархакосе», в мире всего четыре. Монтировать их приезжали специалисты из пяти стран. Поначалу русские руководители «Кархакоса» были шокированы таким детальным распределением ответственности, но потом и сами втянулись в систему международной кооперации. Сейчас «Кархакос» стал широко известен в узком кругу производителей качественных электропакетов, поставляя продукцию автомобильным концернам Европы и США. О сотрудничестве с российскими автомобилестроителями пока речи нет: не дорос российский автопром до продукции «Кархакоса»… Отдельно нужно сказать об инженерных системах. На относительно компактной территории предприятия проложено до 20 км кабельных сетей: это телефония, автоматика, компьютерные сети. Парк ЭВМ предприятия может быть расширен до 200 машин. В цехах автоматически поддерживаются нужные влажность и температура воздуха — за этим следит автоматика, смонтированная представителями финской фирмы АО «ТБАЕ-НОРТХ ТЕКНИКС», возглавляемой директором Кари Пиираинен. Компания, выполнявшая подряд по инженерным системам, получила опыт на создании пограничных пропускных пунктов, которые обустраивались на средства Евросоюза. На конкурсе по устройству инженерных систем звучали и более доступные по стоимости предложения, в частности, от российских компаний. Но финны были наняты на проектирование, поставку и монтаж инженерных систем по той причине, что цена не была главным фактором. Все оборудование на заводе должно иметь высокую степень устойчивости — аварийная остановка системы недопустима. Смонтированная на «Кархакосе» система автоматического управления приточно-вытяжными системами вентиляции и отопления полностью компьютеризирована. Данные о состоянии температуры в помещении и на улице, о температуре воды с микроконтроллеров собираются в центральную ЭВМ. Компьютер, собирая информацию, задает режимы работы оборудования. Если выйдет из строя ЭВМ, система не останавливается, а продолжает работать по последним заданным параметрам до перезагрузки системного блока. Если выходит из строя контроллер какой-либо из единиц оборудования, то соответствующие устройства могут управляться в ручном режиме. В алгоритмах заложены оптимальные режимы энергосбережения, есть возможность оптимизировать режимы, оценивая изменения параметров на графиках. Что касается резонов финской стороны для создания СП, они также более чем весомы: для работы на «Кархакосе» требуется много рабочих мест, а уровень оплаты труда в Финляндии примерно десятикратно выше. Таким образом отразилась на рынке труда глобализация: предприятия с большой ролью рабочей силы начали терять рентабельность. Спасение европейская экономика нашла в аутсорсинге — выводе производственных площадок. В основном они были найдены в Юго-Восточной Азии, Китае. Но скандинавы — народ оседлый, поэтому предпочли осваивать Карелию, а именно — Костомукшу. По крайней мере, губернатор Оулу Эйно Сиуруайнен в недавнем выступлении подчеркнул, что местные предприятия вместо Китая должны стремиться более активно размещать свои производства в Костомукше. Тем более, что качество труда «трудолюбивых, старательных русских женщин» оказалось не хуже, чем у их финских соседок и китаянок. Есть резон и общегосударственный: в Финляндии (Кайнуу, Северная Карелия, Северная Остроботния) высок процент безработицы. Например, в Кайнуу он составляет 20%, а в Кухмо 30%. Чтобы найти работу, люди уезжают из приграничных территорий в Южную Финляндию, в крупные индустриальные центры. С созданием Евросоюза проблема миграции осложнилась оттоком квалифицированных финнов в другие страны Европы. «И хотя сотрудничество в области предпринимательства с Республикой Карелия шло медленно, — говорит президент компании PKC GROUP Harri Suutari, — предприниматели после создания ПИК решились инвестировать средства в Карелию: в кадровую ситуацию была внесена стабильность, и финские компании получили возможность продолжить свою деятельность в регионе. Разумеется, выиграла в кадровом отношении и Костомукша. Численность персонала на заводе с 500 вырасла еще почти на 300 человек. Таким образом, PKC Group стала вторым крупнейшим работодателем в Костомукше, уступая только комбинату». «Теком-Проф»: Работают профи Теперь о строительстве предприятия. Заказчиком-застройщиком на строительство второй очереди ООО «Кархакос» выступила компания «Теком-Проф», местное предприятие. Возглавляет ее Анатолий Николаевич Чечнев. История предприятия «Теком-Проф» уходит в советское время, его родословная ведется от Ленинградского треста «Севзапметаллургмонтаж». Отделение было создано для строительства Костомукшского горно-обогатительного комбината. Сегодня «Теком-Проф» — инжиниринговое предприятие, обслуживающее инвестиции в промышленное и гражданское строительство и обеспечивающее поставку сварных металлоконструкций для российских и зарубежных предприятий. С развитием трансграничного сотрудничества открылись перспективы для развития международных связей. Один из партнеров — компания Kvaer-ner Pulping, которая специализируется на строительстве объектов энергетики. Задача, которую решает «Теком-Проф», — поставка металлоконструкций газоходов для котлов, которые производит Kvaerner. Отдельные задачи решаются также и для других предприятий металлургии. Например, для Надвоицкого алюминиевого завода «Теком-Проф» поставляет электролизеры. Есть определенные перспективы по работе с автомобилестроителями: для них понадобится поставка кузовов для большегрузных самосвалов. Работа на второй очереди «Кархакоса» была получена в результате победы на конкурсе. Интересно, что Е. И. Денисов, отвечая на наш вопрос о принципе выбора подрядчика, признался: «Я очень бы не хотел, чтобы в результате конкурса победа досталась кому-то, кроме «Теком-Проф». Они хорошо знают всe местное начальство, владеют достаточным инженерным потенциалом для организации строительства подобного масштаба в сжатые сроки, имеют опыт работы с фирмой «ЕТС». По сравнению с тем, как была организована работа по строительству первой очереди, было внесено одно изменение. Первый раз функции заказчика выполнял ООО «Кархакос». На строительстве второй очереди для выполнения задач инжиниринга была привлечена компания «Теком-Проф». Представитель компании-проектировщика «ЕТС», главный инженер Виктор Степанович Ефремкин, вспоминает: когда к нему обратились с просьбой разработать проект и назвали срок реализации второй очереди, то вначале он не поверил: может быть, через 2 года? Но сроки оказались сжатыми до предела. «Теком-Проф» взялся за работу «с листа», то есть не дожидаясь окончания и согласования проекта. Через год объект уже сдавался в эксплуатацию. Не только «Кархакос» «Кархакос» не единственный проект на территории Костомукши, встроенный в систему международных финансовых и товарных потоков. Упоминаем об этом потому, что с участием компании «Теком-Проф» получил жизнь еще один современный промышленный объект в Костомукше. Вследствие совершенствования технологий добычи «Карельский окатыш» высвобождает рабочих, которые должны быть трудоустроены, причем желательно в том же регионе. Поэтому ГОК развивает смежные направления бизнеса, благо это позволяют и территория, и транспорт, и энергетика. В конце 2005 года начнет работу предприятие по производству высококачественной извести: в проекте используется технология и оборудование швейцарской компании Maerz и ряда других ведущих западных компаний. Введение в эксплуатацию печи Maerz по производству высококачественной извести позволит стать новому предприятию лидером в ее производстве; эта известь используется при изготовлении синтетического карбоната кальция, а это сырье будет востребовано крупнейшими производителями бумаги. После ввода в эксплуатацию производительность печи Maerz составит 112 тыс. т извести в год. Сейчас ведется доработка транспортной схемы: перевалка сырья для продукции высокой степени чистоты не может осуществляться рядом с перевалкой концентрата. Интересно также отметить, что в Костомукше разворачивает производство и гигант деревообработки IKEA. Работает завод по производству компонентов для промышленной пиротехники. Не будем навязывать читателю свое мнение, но для себя мы, сотрудники редакции, делаем следующие выводы. Не так важно, как скоро вступит в ВТО наша страна. Наиболее активные регионы, используя свои пространственные, социокультурные и все из возможных преимуществ, уже встраиваются во всемирную экономику. По советской привычке к замкнутому пространству это можно было бы назвать «ползучей экспансией» зарубежного капитала. На самом же деле это объективный и взаимовыгодный процесс, имя которому — глобализация. ООО «ТекомПроф»
По отзыву руководителей компании-проектировщика, такая параллельная работа — явление нормальное, но при двух условиях: во-первых, проектировщик и заказчик-застройщик должны хорошо сработаться, во-вторых, должны использоваться современные технологии проектирования. Современное программное обес-печение, которое использует «ЕТС», позволяет поэтапно структурировать работу над проектом. На первом этапе работы разрабатывается трехмерная модель здания. Когда оно «состоялось» в предварительном проекте и понятны его контур, размеры, весовые характеристики, парусность, можно приступать к строительно-монтажным работам, нулевому циклу, а проектировщики ведут проработку детальных расчетов — определяют параметры колонн, балок. Металлоконструкции стенового ограждения заказывались в Швеции, потому что в России аналогичные производства пока только налаживаются: отличается сортамент металла. Например, для одного из системных профилей используется сталь марки 345, аналогичная российской низколегированной. Черный металл при равной несущей способности имеет существенно больший вес: аналог «европрофиля» толщиной 0,8 мм из черного металла будет иметь толщину более 2 мм. Выше и стоимость такого профиля, и расходы на транспортировку, и монтажные работы. Металлокаркас здания собирается на высокопрочных болтовых соединениях без использования электросварки: бетонирование применяется только при строительстве фундаментов и устройстве полов. Все это позволяет собрать здание очень быстро и аккуратно, в чем, собственно, и состоит «конек» партнерства «Теком-Проф» и «ЕТС».
186930 Россия, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Ленина, 17-а
Тел (81459) 77-337
Факс (81459) 77-897
E-mail: tekomprof@onego.ru
Автор: по материалам редакции Дата: 09.12.2004 «Федеральный строительный рынок» № 34 Рубрика: *** |