Публикации »

Перевооружение и квалификация. Стратегия, которая себя оправдала

Тридцать лет назад, будучи студентом и нуждаясь в квартире, герой нашего интервью устроился работать дворником. «Смотри, семьсот квадратных метров — под скребок», — напутствовал начальник. Сегодня он — ведущий дорожник Череповца, а заодно в шутку называет себя и «главным дворником»: кроме больших объемов строительства и ремонта дорог, организация содержит «под скребок» 1,5 млн. кв. м территории. Наш собеседник — Юрий Александрович Макаров, генеральный директор компании «Череповецдорстрой».

–Юрий Александрович, в отличие от многих региональных дорожно-строительных компаний, «Череповецдорстрой» идет по пути улучшения качества строительства за счет внедрения новой техники. Но вложения в технику, тем более импортную — это увеличение затратной части. Каковы причины, подтолкнувшие компанию на этот путь?

— Закупать новую технику мы стали активно особенно в последние два года, потому что стало понятно — объемы работ, которые готов предоставить нам город, «по старинке» не сделать — нужно было бы резко наращивать численность коллектива, а найти специалистов-дорожников сегодня непросто. Кроме того, с механизацией работать интереснее, чем с лопатой. На сегодняшний день у нас есть шесть «Катерпилларов», асфальтовый завод немецкой фирмы Tintomat, укладочная машина Dynapac. Недавно приобрели новый асфальтоукладчик Vogel. В районе вряд ли у кого есть еще техника такого класса. За счет механизации мы резко сократили процент ручного труда, даже установка бордюра выполняется техникой, а лопатой нужно лишь подравнивать небольшие огрехи. Когда же я начинал работу в дорожно-строительной отрасли, то доля ручного труда была в десятки раз большей, чем сегодня. Вторая причина — это возросшие требования к качеству дорожного строительства, а без специальной современной техники этого качества не добиться. Если объемы дорожных работ будут расти, то мы продолжим закупку новой техники.

— Маркетологи знают, что иногда не спрос рождает предложение, а наоборот — предложение услуги формирует последующий спрос. Вам потребовалось перевооружаться, потому что этого потребовали заказчики, или в основе — собственная инициатива, которую затем поддержал заказчик?

— Сыграли свою роль оба фактора. Два года назад мы начали приобретения современной техники по интуиции. Но когда я предложил городской администрации  новое качество дорожного строительства, она отреагировала увеличением объемов. Есть и другие примеры. Наш портфель заказов формируется постоянно, и даже в мае мы не знаем всех объемов предстоящих дорожных работ. В этом году городской бюджет получил значительное количество налоговых поступлений, благодаря хорошей работе «Северстали». Город развернул широкое дорожное строительство, и я был вынужден купить три новые машины под предстоящую работу. Иначе бы пришлось отказываться от работы, а мы стремимся держать марку.

— Какие финансовые источники задействуете, чтобы иметь возможность приобретать технику? В частности, кредитные средства, лизинг, рассрочки? 

— Главное в планировании финансов — знать, какие объемы работ предстоят. Остальное — чисто техническая работа директора.  Сегодня я могу использовать и кредиты, и лизинг, и рассрочки — главное, правильно рассчитать возможности фирмы по выполнению кредитных обязательств. Важно и то, что партнеры — поставщики техники — доверяют нашей компании, предоставляя технику с рассрочкой. Особо хотел бы отметить компанию «Катерпиллар»; недавно предприятие проводило семинар в Испании, в числе клиентов был приглашен и я. В течение недели нам продемонстрировали до 100 единиц современной дорожно-строительной техники. Приятно видеть, что ею интересуются в том числе европейские дорожники, а у нас «Катерпиллары» уже работают.

— Юрий Александрович, но как совместить вложения в технику с практикой конкурсов, когда одним из ключевых факторов является цена предложения? 

— Да, проблема имеется: не может быть одновременно «два хорошо»: дешевле и качественнее. Что касается заказов, которые я получаю от департамента ЖКХ г. Череповца, то решение о выборе подрядчика принимается не на основании цены, а по ряду других факторов. Заказчик смотрит, пришли к нему с «авторучкой» или с реальной техникой и коллективом. Но мне в свое время пришлось столкнуться с ситуацией, когда на крупном объекте, где мы работали практически десять лет, и работали хорошо, тендер выиграла компания, по уровню серьезно отстающая от нашей. Тем более что речь шла о миллионах, а вопрос решили десятки тысяч рублей разницы. Обидно было очень, но сейчас я даже рад, что так получилось — в городе объемов достаточно. Тем более что работаем мы примерно по тем же расценкам, что и менее вооруженные компании.

— А каким образом Вы преодолеваете фактор сезонности работ? Ведь Вам нужны квалифицированные работники, то есть «текучка» недопустима,   а как платить зарплату в течение всего года?

— Чтобы обеспечить загрузку в холодный период, мы взяли на себя задачи по содержанию дорог. Сегодня мы содержим порядка 500 км дорог в районе, из них около 100 — в городе. Это почти 1,5 млн. кв. м. Задача непростая — каждый день, к пяти часам утра, дороги должны быть чистыми. Убираем в том числе и территорию, прилегающую к городской мэрии, то есть работа все время на виду у жителей и городских властей. Решаем и задачи по благоустройству — ведем озеленение, оформление дворовых территорий. Большой прибыли, конечно, эти задачи не приносят, но наша цель в данном случае — не получить прибыль, а избежать убытка, загрузив людей работой на зимний период.

Автор: по материалам редакции
Дата: 09.12.2004
«Федеральный строительный рынок» № 34
Рубрика: ***




«« назад