Город для горожан: цена вопроса
Должен ли мэр города глубоко разбираться в строительстве? Если хочет видеть вверенный его заботам субъект территории благоустроенным, с новыми жилыми кварталами массовойзастройки, современными промышленными предприятиями,то конечно. Градоначальник Череповца Михаил Сергеевич Ставровский с первых слов показал, что он по своей сущности созидатель. –Мы много ездим по стране, есть, с чем сравнить. У вас, Михаил Сергеевич, в городе, безусловно, образцовый порядок. Ефим Владимирович Басин, в прошлом один из руководителей строительной отрасли СССР и России, сожалел, что теперь не вручают дипломы городам за благоустройство. — Дипломы по-прежнему вручают. В этом году г. Череповец получил Свидетельство о присуждении специального приза за высокие показатели в озеленении города за 2003 г., подписанное министром промышленности и энергетики Б.Б. Христенко. С удовольствием вспоминаю визит в наш город Е. В. Басина в ранге министра по строительству и коммунальному хозяйству. Из всех, кто был на этом посту (хотя министерства и назывались по-разному), считаю, что он самый толковый. Умница, практик, теоретик и, главное, умеет слушать и понимать. Многие высокие чины сюда приезжают, пытаются учить, а он не гнушался по подвалам бродить, живо интересовался состоянием ЖКХ. — Тогда давайте начнем с комментария к мнению Басина о способах решения жилищной проблемы. Он считает, что перспективно не дорогостоящее многоэтажное строительство, а возведение малоэтажек. Российский аналог американского плана Маршалла. В США такая система привела к успеху. — Я понял вопрос, хорошо знаю тему и полностью согласен с Ефимом Владимировичем. Есть две причины, по которым следует развивать именно такое строительство для людей. Первая — огромное количество земли в России. То, что не позволяет идти этим путем странам с ограниченными земельными ресурсами. Вторая — в наше время централизованная система жизнеобеспечения человека уже не так необходима, как еще недавно. Современные технологии позволяют при наличии одной лишь электроэнергии решать все остальные проблемы — водоснабжения, теплообеспечения, утилизации отходов и т.д. Главное — тепло и вода. Для их выработки и подачи используется электрическая энергия, на 90% полученная за счет сжигания газа. Поскольку цены на газ будут расти далее и сравняются с ценами на мировом рынке, то и электроэнергия неизбежно будет стоить, как на Западе. Следовательно, тепло, которое мы производим централизованно, с учетом передачи по сетям наверняка окажется дороже, чем то, которое даст маленький газовый котел, установленный в коттедже или небольшом доме на несколько семей. Это не мечты, а реальность. В нашем городе, как и в других, есть и централизованная система коммунальных услуг (электроэнергетики, обслуживания домов и т. п.), и автономные, индивидуальные дома, которые, получая электроэнергию, легко справляются с остальными проблемами. Еще один довод в защиту малоэтажек — взрывоопасность централизованного обеспечения высотных домов бытовым газом. Происшествия в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске в этом убеждают. Далее, почему можно децентрализовать предоставление коммунальных услуг — наличие водных ресурсов. Главным дефицитом во всем мире является питьевая вода. Особенно страдает центральная Европа. Уж не говорю об Африке или Южной Америке. Эта проблема решена на европейском Cевере и в Cкандинавских странах. В России более менее благополучный регион в этом отношении — Северо-Запад. Мы имеем открытые водоемы, и у нас есть возможность добывать подземную воду. К тому же наши земли еще не пропитаны насквозь вредными веществами и являются естественным фильтром, в отличие от Европы, где положение просто катастрофическое: там вынуждены чистить даже воду из скважин. У нас с водой все в порядке: и есть электроэнергия и технология переработки стоков. Ну и такой важный момент, как стоимость строительства. Здание выше пяти этажей требует применения дорогостоящих стройматериалов, прежде всего по несущим конструкциям: это металл, железобетон — то и другое очень дорого. Тонна металла сегодня стоит $ 700. Он используется в виде арматуры в стенах, фундаменте, перекрытиях и т.д. Напротив, для малоэтажной застройки не нужно таких материалов. Можно обойтись деревом, металлопластиком для наружной обшивки и «сэндвичем» при создании нормального теплоизолирующего слоя. Дешевле и внутренняя отделка. Более того, удешевление здесь достигается за счет применения метода базовой комплектации: на базе готовятся отдельные секции панелей, компьютер выбирает любой вариант планировки, и дом собирается, как из кубиков. Вроде бы все факторы — за коттеджное, малоэтажное строительство. А оно развивается медленно. Что же мешает? Психология, ментальность наша. На Руси всегда считалось, что дом — это крепость. Так было и в эпоху междоусобиц, и при внешних нашествиях сотни лет. Такое представление («вот придет вор и обворует») сохранилось на генном уровне. Да, сегодня попасть в многоэтажку нисколько не сложнее, чем в двух-трехэтажный дом. Но зато люди из 50–60 таких домов (в городе или за городской чертой), объединенные в сообщество, вполне могут иметь свою службу охраны. Поэтому малоэтажное направление, конечно, перспективно прежде всего как способ получения дешевого жилья. Сегодня в Череповце кв. м жилплощади на вторичном рынке стоит 20 тыс. руб. (я бы ни за что не купил). Дом, которому сорок лет и чей износ достаточно велик, — не конкурент новой квартире хорошего качества и планировки, где себестоимостькв. м не превышает 13 тыс. руб. А это жилье, причем с качественной отделкой может стоить 8, максимум 9 тыс. руб.за кв. м. — «Союзстрой» сегодня обещает уложиться в $300 без коммуникаций и $600 — с коммуникациями. — Я так и сказал. — Но вопрос вот какой. Строителей очень беспокоит, что в стоимость «пятна» включаются отчисления на инфраструктуру, значительно превышающие потребности конкретного объекта. Такой отрицательный опыт есть в Петербурге, где «Ленэнерго», например, требует вместе с возведением дома строительства трансформаторной подстанции, мощности которой хватит на целый район. — Энергетики должны быть сами заинтересованы в развитии своей инфраструктуры, потому что они получают потребителя. Они же не бесплатно раздают электроэнергию. Второе. Муниципальные власти готовы предоставить землю для объектов инфраструктуры. Построить школу — святое дело. Но можно возвести школу на сто домов, а можно организовать подвозку детей к действующей школе, как во всем мире делается. Это, кстати, гораздо дешевле новостройки. Тем более, что у нас по демографической ситуации количества школ достаточно. Следующий момент. Магазины.В новом поселке мы отведем землю, на которой предприниматель с удовольствием поставит супермаркет. Попытка нажиться на строителях, думаю, продиктована прежде всего отсутствием стратегии в решении жилищной проблемы, потому что старая концепция не годится, а новой нет. Бесплатное жилье никто в мире строить уже не берется — ни богатая Америка, ни Япония. Социальное жилье — другое дело и другая тема. Мы живем жилищным кодексом образца 1927 г. (с разными вариациями и поправками), который не адаптирован к новым экономическим условиям. Более того, мы создаем у людей иллюзию возможности «выхлопотать» квартиру у государства, и снижаем у них мотивацию своими силами помочь себе с жильем. — Но ведь надо же кому-то решиться и сказать народу, что теперь бесплатных квартир не будет… — Мы так и говорим. И о жилье, и о коммунальных услугах. Мы защитим только тех, кто по уровню доходов не может полностью оплачивать эти услуги. Им выдаем субсидии, а все остальные должны платить полностью. Тем более, что в Череповце только 10% населения с доходами на социальном уровне. Такая же ситуация и с жильем. — И все же, Михаил Сергеевич, какой должна быть инвестиционная составляющая в социальном тарифе? То есть с кого больше взять: со строителя за «пятно» или с населения как с потребителя? С другой стороны, если население обязать платить больше, каковы будут социальные последствия такого шага? А также: должны ли жильцы, оплачивая услугу, вкладывать таким образом средства в развитие монополиста? — Нет. Если мы будем перекладывать на население развитие инфраструктуры, то никогда жилищную проблему не решим. Ее надо разделить между муниципалитетом и строителем. Задача муниципалитета подготовить земельные участки к застройке и выделить их по определенной цене. Цена у земли должна быть обязательно, причем экономически обоснованная. Такая, при которой основная финансовая нагрузка не ложилась бы на инвестора. Иначе возникнет ценовой перекос, кривая экономика. У нас и так до сих пор в разных отраслях не изжита политика дотаций. Но любая дотация снижает мотивацию у производителя работать эффективнее, экономнее, уменьшать издержки. С другой стороны, почему в стране строящееся жилье такое дорогое? Потому что многие местные власти пытаются обложить застройщика непомерной «данью», включая в его себестоимость стоимость земельного «пятна», энергетики, прокладки инженерных сетей. К тому же и наши уважаемые строители, выступая одновременно в качестве инвестора (хотя на сооружение дома они берут заемные деньги у населения), заказчика и подрядчика, достигают рентабельности под 200%. Естественно, цена такого жилья является недоступной для рядового гражданина. Но пусть лучше строитель не гонится за большой рентабельностью, а зарабатывает от оборота, как делается во всем мире. Стройте много, дешево, и вы получите желаемую прибыль. Или вы построите один дом и долго будете реализовывать дорогие квартиры. Москва тому пример. Там некоторые дома по три года не заселяются. Один из вариантов решения проблемы — ипотечное строительство. Под него муниципалитет в нашем городе будет выделять земли по ценам, которые сложились в результате инвентаризации земельных ресурсов и имеют кадастровый номер и оценку. У нас давно уже выполнен кадастр земель в электронном виде и создана электронная карта города. Тогда можно реально развернуть коттеджное строительство. Туда не надо «тащить трубы», потому что как только начинается прокладка тепловых и прочих труб, тут же происходит удорожание строительства. В этом случае, конечно, экономичнее вариант многоэтажки. — Строителей Питера и других регионов вот еще что беспокоит: престижные «пятна» под застройку начинают расходиться по рукам москвичей… — Заходят и к нам. Но мы их на свой рынок не пускаем не потому что москвичи, а потому что исповедуют другие принципы. Они выступают в качестве заказчика, приезжают и говорят: «Дайте нам землю бесплатно, а мы вам взамен отдадим десять квартир». Эта схема негодная. Мы всем сказали (а к нам на прием многие рвутся): «Нет, ребята, вы будете работать по нашим правилам. Вот участок, на него конкурс, покупайте». Но на конкурс выставлять собираемся лишь те участки, которые нам не нужны, потому что основная земля для застройки предназначена под ипотеку, и мы никому ее не отдадим. Там уже есть сети, а значит, будут минимизированы расходы на инфрастуктуру. Именно ипотеке мы открываем «зеленую» улицу. Если вы, москвичи или питерцы, приходите участвовать в строительстве по нашей программе, ради бога, но будете выступать только в качестве подрядчика, а никак не заказчика или инвестора. Инвестором выступит государство и система уполномоченных банков, участвующих в ипотечном кредитовании. А вы везите рабочих, механизмы, оборудование, пожалуйста. И стройте. При условии, что ваша цена окажется конкурентоспособной и вы выиграете конкурс. — Каково ваше мнение о гастарбайтерах — рабочих из Украины, Узбекистана, Таджикистана и т. д.? Нужны ли они, или мешают трудоустройству местного населения? — В Германии сколько работает турок? Много. Значит, в таком положении есть резон. Давайте эту тему разделим на две части. Первое: турку можно заплатить меньше. Следовательно, государство должно создать такие условия, при которых готовы работать его местные граждане. Если в регионе безработица и там готовы нанять «дешевых» турок, а своим платить пособие, то с точки зрения государственной политики это неправильно. Человек, не имеющий достойной жизненной мотивации (а труд, особенно для молодежи, — важная составляющая жизни), деградирует. В данном случае коренное население. Другое дело — ситуация в Череповце. У нас на кв. м нагрузка по выпущенной продукции едва ли не самая высокая в России. Я только что вернулся с открытия очередного производства по выпуску посуды с тефлоновым покрытием. Сооружение и технология с уникальным оборудованием стоимостью в 7,5 млн. евро. Так его строили белорусы. Почему они приехали?У нас некому работать. Конкуренцию на рынке труда составляют те, кто ничего не умеет делать, и те, кто чуть-чуть что-то освоил. Но к нашему современному производству они не подходят. Город представляет «большая химия», где нужен высокий уровень квалификации. Сложная металлургия, а не просто производство чугуна. Хотя и там требуются мастерство, опыт, знания. Перерабатывающие предприятия с современными технологическими линиями. Даже «пищевка», даже «коммуналка» в Череповце сегодня требуют инженерного обеспечения, хороших мозгов. Если зайдем здесь в подвалы многих (не всех, конечно) домов, то не увидим традиционной картины — большого количества каких-то ржавых труб. Там стоят импортные теплообменники, системы автоматического регулирования температуры теплоносителя, подготовки горячей воды, балансировки здания, ряд датчиков, с которых компьютер списывает показания. Так из 1200 домов оснащено 700. В следующем году эту работу продолжим. А поскольку у нас нет людей, мы возьмем на рабочие должности и узбека, и таджика, и белоруса. И будем платить им столько же, сколько получает череповчанин. Так оно и происходит. Нам это даже хорошо. Потому что мы можем своим строителям сказать: «Смотрите, ребята, как приезжие работают. Поэтому давайте думать, как укомплектовать ваши организации квалифицированными кадрами». Еще один пример. В городе две фирмы, «Череповецдорстрой» и «Дорсантехстрой», занимаются ремонтом дорог. Взглянув на выполненный заказ, я всегда могу сказать, кто из них ремонтировал дорожное полотно. Первая, частная, во главе которой стоит хороший хозяин, Макаров, делает быстрее, дешевле и качественнее. — При наличии в городе одного-двух очень крупных предприятий (как мы наблюдали в Киришах, Сургуте, Костомукше) это, с одной стороны плюс, с другой, мэр города становится отчасти заложником такой ситуации. Так в Тихвине было высвобождено 800 человек (сократилось производство). И у городской власти сразу головная боль — как их трудоустроить. В связи с этим скажите, каково работается городской власти рядом с «Северсталью»? — По-разному. Города с моноструктурной экономикой имеют свои плюсы и минусы. Это факт. Если предприятие работает стабильно, это хорошо. Мне, наверное, повезло. Я уже девятый год являюсь мэром, и мы с предприятиями работаем на условиях социального партнерства. Сейчас я ратую за то, чтобы в Череповце была небольшая безработица, порядка трех процентов. Сегодня она просто смешная — 0,2%, а по сути ее просто нет. Рынок труда свободен. Людей нет. Вчера у меня была Ольга Валерьевна Наумова, директор холдинга крупнейшего в России метизного производства. Туда входят заводы Орла, Волгограда и наш Череповецкий сталепрокатный. Она сказала: «Мне нужно сто семей рабочих привезти. Что делать?». Я говорю: «Давай, будем строить жилье, землю дадим. Это обойдется всего в 20 млн. рублей. Если приобретать старый фонд на рынке, потратишь 40 млн. рублей. Вот такой выбор. А у меня готового ничего нет». Поэтому у нас металлурги, проводя реструктуризацию производства, прекрасно понимают, что люди, которые, не дай бог, будут уволены, не должны создавать социальной напряженности. Глава «Северстали» Алексей Александрович Мордашов, молодой и хорошо образованный человек, вполне отдает себе отчет в том, что собственник несет за наличие или отсутствие рабочих мест полную ответственность и разделяет ее вместе с мэром города. Если мы начнем с ним ругаться и спорить, выяснять, кто сильнее, то пострадают и тот, и другой. Одного не выберут мэром, а у другого будут серьезные проблемы. Поэтому все инструменты взаимодействия, которые существуют в мире, в том числе соглашение между профсоюзами, работодателями и властью, используются обязательно. И потом, мы уникальный город в том плане, что 60% взрослого населения трудится в промышленности. В то же время остро не хватает людей в сфере обслуживания, в транспорте, коммунальном хозяйстве, торговле и т.д. Был совершенно развален строительный комплекс в силу объективных причин. Но он, кстати сказать, восстанавливается. — Местные строители говорят: «Надо, чтобы власть защитила нас от пришельцев из других регионов». — А вот этого делать никто не будет. Качество работы, стоимость — больше их ничто не защитит. Только в одном случае они останутся в выигрыше: при абсолютно равных показателях, мы предпочтем своего строителя. Но если уж наши запросят цену выше иногородних, то извините, учитесь работать в условиях конкуренции. Вот я привел пример с Макаровым. Конечно, он захватил рынок дорожного строительства.И слава богу. Он получил подряд, сделал быстро и качественно. А вторая организация с подобной работой все лето возилась за такие же деньги. Так кому мы отдадим предпочтение? Если иногородние предложат более выгодные условия, мы им отдадим заказ. И это правильно, по-государственному, если хотите. Кстати сказать, своим такое жесткое «воспитание» только во благо. Пусть задумаются. А если задаться вопросом, чем должна заниматься в городе власть, могу ответить, что у нас многое сделано раньше, чем в других областях России. Это создание городской информационной системы, преобразование коммуналок, улучшение качества питьевой воды и т.д. Мы знаем, чем живут горожане, слышим их чаяния. Они, например, говорят своей власти: «У нас плохие дороги» или«У нас плохой транспорт». И мы вкладываем деньги в дороги и транспорт, потому что состоим на службе у города. И никак не наоборот.
Автор: по материалам редакции Дата: 09.12.2004 «Федеральный строительный рынок» № 34 Рубрика: *** |