Монтаж лифтов: качество, которого пока не требуют
Пока еще не всеми признан, но уже многими нашими собеседниками обозначен следующий факт рынка: чем быстрее «пятна» становятся «стройплощадками», а затем «новостройками», чем ажиотажнее спрос на квадратный метр, чем больше денег и амбиций вливается в отрасль, тем… меньше необходимости заботиться о реальном качестве. Разогретый рынок недвижимости проглатывает любую или почти любую продукцию. Дом, сданный без отделки и даже сантехники, непрезентабельная столярка и электроустановочные изделия — это только видимая часть айсберга. Сколько дефектов проступит на этапе эксплуатации или через год–два? Механизм, который первым принимает на себя удар неуправляемой рыночной стихии, — лифт. О том, каково работать сегодня профессиональной организации по монтажу лифтового оборудования, рассказывает директор СУ-162 Михаил Васильевич Львов. — Михаил Васильевич, наши собеседники — лифтовики — считают, что одна из главных проблем на лифтовом рынке — приход небольших монтажных компаний, которые, не получая лицензий, перехватывают заказ за счет демпинга, в результате чего средние и крупные монтажные организации потеряли часть заказов, а качество монтажа на многих объектах оставляет при этом желать лучшего. Как быть: может быть, усложнить «барьеры входа» на рынок? — Думаю, что решение проблемы качества лежит в другой плоскости. Какие бы мы не выставляли барьеры, качественная монтажная работа сегодня не востребована строителями, и лицензирование — не тот способ, который заставит участников рынка работать лучше. Генподрядные организации, стремясь к извлечению сверхприбылей, работают над снижением издержек. Один из способов снизить себестоимость — подобрать субподрядчиков из числа фирм-«времянок», которые готовы работать чуть выше уровня себестоимости, и оставляет часть денежных средств в теневом обороте. Вероятно, ситуация изменится к лучшему при двух возможных условиях. Первое — когда будет обеспечена ответственность строительных компаний за качество здания, то есть когда подрядчик будет строить как бы «для себя». Второе условие — это постепенное «остывание» рынка недвижимости, в результате чего покупатели квартир станут более разборчивы и требовательны. Этому будет способствовать рост цен на коммунальные услуги: когда оплата эксплуатационных расходов приблизится к их реальной стоимости, и заметную долю в них займет строка «Лифт», собственники жилья начнут требовать реально обеспечить качество услуг. Особенно если пройдут пешком на свой 15–20 этаж… Главная проблема строительной спешки не только в том, что компании-«однодневки» плохо монтируют лифты. Даже если монтаж осуществлен профессиональной компанией, на высоком уровне качества, в первые полгода-год эксплуатации дома лифт принимает на себя несвойственные нагрузки, связанные с ремонтно-отделочными работами. Как правило, квартиры сегодня сдаются без отделки или в виде, который по современным стандартам не устраивает владельцев. Поэтому после того как «коробка» сдана фактически под заселение, то есть лифты запущены в работу, начинается период перевозки строительных и крупногабаритных грузов —мебели, материалов, мусора. Попытки временно защитить кабину лифта малоэффективны: не решается проблема несвойственных нагрузок, при перевозке кирпича, цемента и смесей в механизмы попадает пыль, крупногабаритные грузы повреждают элементы обрамления и купе. Некоторые последствия от перевозки строительных материалов всплывают не сразу: например, воздействие пыли проявляется в увеличении износа движущихся частей, и выход механизмов из строя происходит лишь со временем. — Можно ли надеяться на «общественное движение» собственников? Может быть, в качестве профессионального заказчика должны выступать представители городских властей или хотя бы ТСЖ? — По крайней мере, сегодня настоящей приемки со стороны собственника, который бы заказывал и принимал дом для себя, нет. Почему строительство коттеджей в целом более качественно, чем высотных зданий? Реальный собственник, возводя здание для личного пользования, контролирует строителя, придираясь к каждому окошку, а службу государственной приемки устраивает формулировка «соответствует ГОСТу». Что же касается работы ТСЖ, то их появление, возможно, изменит положение дел к лучшему. — Допустим, надежда пока на собственников. А каким образом им отстаивать «право на качество»? Обратиться в «самый гуманный суд»? — Не сказал бы, что и это выход. Пока действенного механизма, который бы заставил строительную компанию привлекать в первую очередь хороших, а не дешевых монтажников, не существует, и нужно работать в ситуации «как она есть». Тем более что далеко не все компании относятся к качеству монтажных услуг халатно, и портфель заказов у нас довольно значительный, хотя возможен и больший. Вопрос качества решится с развитием рынка, когда сам по себе определится спрос на качественные материалы, услуги, и в том числе лифты. И тогда строители будут сдавать дом без гонки, которую мы унаследовали с советских времен… — Определенные надежды на приход «евростандарта» в лифтовое хозяйство связывались с возникновением вертикали на базе производственных структур: крупные зарубежные компании брали на себя не только производство, но и монтаж, а также последующую эксплуатацию лифтов. Последнее время эту же практику пытаются перенять и российские производители. Способствует ли это качеству работ? — Когда фирма выполняет весь цикл работ — изготавливает, монтирует и обслуживает лифты, — идея замечательная. Но работает ли она в России? Действительно, этим путем идут поставщики зарубежного лифтового оборудования, например «Шиндлер», «Отис». Что же касается российских заводов, которые пытаются освоить данную схему, специфика советских пережитков образа жизни и производства сказывается на результате работы. Сегодня успех российских лифтов связан не с тем, что они конкурируют качеством, а со сравнительной дешевизной, возможностью быстро получать комплектующие и близостью к месту стройки. Если импортный лифт надо заказывать за 4–5 месяцев и осуществлять предоплату, то россияне «оборачивают» заказ за месяц. К этому надо стремиться и дальше, но одновременно понимать: если эксплуатационные расходы возрастут, то доли рынка могут поменяться весьма существенно. — Но, говоря о выходе на рынок монтажных услуг, многие подчеркивают, что в полном цикле ответственность за комплексное качество лежит на едином подрядчике, тогда как при нескольких участниках она «размывается» между производителем, монтажником и эксплуатационником, и спросить не с кого. — Интересное мнение, но не без лукавства. Виновника сбоя можно найти довольно быстро, другой вопрос, признает ли он вину. Но специалист определит довольно быстро, в чем причина поломки — производственных дефектах, заложенных на заводе, в некачественном монтаже или обслуживании. Часто также высказывается мнение, что, имея самостоятельное монтажное подразделение, производственники обеспечены быстрой обратной связью с ними и могут работать над качеством. Это действительно так, но и мы обеспечиваем подачу замечаний на производство как в неформальной, так и официальной форме, обсуждаем проблемы на совещаниях. Другой вопрос, что, действительно, многие проблемы лифтового оборудования возникают из-за некачественного обслуживания, а претензии предъявлялись к нам. На самом же деле обслуживающая организация, особенно на этапе отделочных работ, не желает бегать каждый день по подъездам и чистить узлы лифта от грязи. — Таким образом, имеет смысл выйти на рынок обслуживания? Это бизнес смежный, он позволит снизить риск от недозагрузки… — Мы целенаправленно пытаемся заниматься решением этих задач, но в этом направлении — очень жесткая конкуренция: на обслуживании трудятся достаточно мощные организации. Был даже такой эпизод, когда мы выиграли тендер на обслуживание 800 лифтов, но его результаты были пересмотрены в пользу более «удобного» участника конкурса. Думаю, впрочем, что ниша для работ по обслуживанию у нас есть: в Москве и Подмосковье строится жилье и элитное, и для среднего класса, и муниципальное. Соответственно, пользователи распределяются по уровню притязаний. Важен и фактор оплаты за обслуживание: бизнес по обслуживанию пока еще неприбылен, и станет таковым, когда жители начнут платить по настоящим расценкам, соответсвенно спрашивая с эксплуатационников. Тогда и станет понятно, можно ли работать, когда на одного человека приходится 70 лифтов. «CУ-162» АК «Мослифтмонтаж»
125315 Москва, ул. Часовая, 30
Тел. (095] 956-4456
Автор: по материалам редакции Дата: 27.10.2004 «Федеральный строительный рынок» № 33 Рубрика: *** |