Лифтовое хозяйство страны: нужны деньги, кадры… и рыночные механизмы
О проблемах и надеждах работников лифтового хозяйства страны «Федеральный строительный рынок» рассказывал много и подробно (см. №3 за 2004 год). Вопросы организации отрасли обсуждались и на прошедшем в Петербурге семинаре «Производство, монтаж, эксплуатация, ремонт лифтов и эскалаторов».Специалисты из Екатеринбурга, Кременчуга, Череповца, Новосибирска, Тюмени, Челябинска, других городов России пришли к единому мнению: проблемы у всех общие — нехватка финансирования и квалифицированных кадров. Этот вывод был сделан на итоговом заседании «круглого стола», куда были приглашены руководители Жилищного комитета администрации Петербурга. Миллиард в лифтовой корзине Заместитель председателя Комитета Вячеслав Дмитриев занял свою должность всего три месяца назад, но с лифтовым хозяйством работает свыше 20 лет. Состояние лифтового парка города он охарактеризовал как «крайне плачевное». Около 50% лифтового хозяйства выработало свой ресурс. Неоднократно создаваемые долгосрочные программы по восстановлению, модернизации, реконструкции лифтов, к сожалению, упирались в отсутствие средств. Но есть и положительные тенденции: совместными усилиями Комитета и обслуживающих организаций удалось частично изменить отношение к лифтовикам и правительства СПб, и депутатов Законодательного Собрания, которые проголосовали в первом чтении за выделение отрасли на 2005 год 400 млн. рублей. Эти деньги нужно освоить, и задачу строительных управлений зампредседателя Жилищного комитета сформулировал так: «Нужно наращивать мощности и показать, что мы умеем работать. Необходимо улучшить состояние кабин, уменьшить простой лифтов. Когда население увидит и депутаты почувствуют результаты этой работы, губернатор будет помогать целевым финансированием. Тогда в 2006 году можно будет рассчитывать уже на миллиард рублей». Кадры решают все. Но где их взять? Владимир Дмитриев, директор РСУ-4, в оценках ситуации, сложившейся в кадровой составляющей городского лифтового хозяйства, был столь же категоричен, как и его однофамилец. «Хороший механик, — сказал он, — это человек, обладающий знаниями среднетехнического образовательного уровня. Такие специалисты не задерживаются при существующей зарплате». А восполнить этот пробел при благоприятных условиях можно будет в течение 3–5 лет — столько длится обучение. Кроме того, петербуржцы и раньше не шли в эксплуатационники: на 90% в этой сфере трудились выходцы из регионов, которым предоставлялась лимитная прописка, общежития, служебное жилье. Сейчас ничего этого нет, и «завтра мы можем остаться без кадров», — подытожил г-н Дмитриев. На вопрос о жилье руководитель Жилищного комитета ответил, что служебного жилья больше не будет. Жилплощадь сегодня предоставляется в аренду дворникам, сантехникам, сварщикам, участковым милиционерам. Мы должны добиться того, чтобы этот перечень должностей был дополнен должностью электромеханика лифтового оборудования. В исключительных случаях, возможно, жилплощадь будет закрепляться за работником на постоянной основе. «Мы ищем пути решения вопроса, потому что и в слесари никто не идет», — сказал чиновник. Социальный транспорт требует рыночного подхода Жилой фонд города Оренбурга насчитывает две тысячи лифтов. Их успешно обслуживают три специализированных предприятия. Но система обслуживания там организована по-другому. Несколько лет назад в Оренбурге была создана управляющая компания, в которую стали стекаться как бюджетные средства, так и деньги, собираемые с населения. Компания на конкурсной основе отбирает подрядчиков на техническое, диспетчерское обслуживание, диагностику. Таким образом, специалисты-лифтовики комплексно контролируют работу тех, кто обслуживает лифты: лифтеры, операторы и механики сосредоточены в одной организации. А в истории — то же, что и по всей стране: денег на модернизацию и капитальный ремонт не выделялось, и специализированные организации были вынуждены своевольно останавливать подъемники, отработавшие нормативный срок, особенно в высотных домах. Сегодня диспетчеризация в Оренбурге достигла 80%, что позволило не только успешно управлять сложным лифтовым хозяйством, но и избавиться от вандализма: большинство машинных помещений находятся под «недремлющим оком» вневедомственной охраны. Опыт оренбургских коллег заинтересовал всех собравшихся за «круглым столом» и, вероятно, будет учтен при проводимой реформе жилищно-коммунального хозяйства Петербурга. Но вот что с полной уверенностью можно сказать уже сейчас: лифт — не просто вертикальный транспорт, это транспорт социальный, призванный давать возможность инвалидам, старикам, детям не ограничивать свободу передвижений.
Конечно, если он работает.
Автор: по материалам редакции Дата: 27.10.2004 «Федеральный строительный рынок» № 33 Рубрика: *** |