Публикации »

ЗАО «СМУ-303» всегда берется за объекты, с которыми не справились конкуренты

Открытость компании — вот впечатление, которое складывается во время общения с финансовым директором ЗАО «СМУ-303» Леонидом Петровичем САВИНЫМ. Да и зачем что-то скрывать одной из лучших организаций в области прокладки наружных инженерных сетей?! Открытость новым технологиям, открытость энергичным профессиональным сотрудникам, открытость различным предложениям и контактам — так мог бы звучать девиз СМУ-303.


— Леонид Петрович, недавно Вы сдали новый объект — торговый центр «Лента». Расскажите об этой работе. Чем, на Ваш взгляд, отличается частный заказчик от государственного?

— Частный заказчик более требователен к соблюдению сроков работ. «Ленту» я назвал бы идеальным партнером, потому что там был создан график платежей, которого они жестко придерживались. Если же график нарушался, нас сразу ставили об этом в известность, и сообщали новую дату платежа. Взамен, естественно, мы должны были соблюдать сроки сдачи объектов. Мы с самого начала, до заключения договора, оценили свои возможности, а они — свои. Поэтому никаких проблем на стадии проведения работ у нас с «Лентой» не было.

— «Лента» — торговая компания, не строительная, поэтому возникает вопрос — как строилось общение с менеджерами компании, контактировавшими с Вами?

— Мы общались с генподрядчиком, фирмой «Вилия», которая строит все комплексы «Лента» в городе. Поэтому в вопросах строительства было полное взаимопонимание. В частности, Александр Владимирович Назаров, генеральный директор фирмы, — настоящий профессионал, хорошо организовавший работу всех субподрядчиков. Вообще, опыт общения с непрофессиональным заказчиком есть, но это обычно небольшие объекты. У крупных фирм, строящих комплексы, обязательно в штате есть специалисты-строители, с которыми мы и общаемся. К сожалению, хозяева не всегда к ним прислушиваются, поэтому иногда возникают казусы.

— Некоторые заказчики, желая контролировать движение средств и не конфликтовать с подрядчиком, создают «карманные» строительные фирмы. На Ваш взгляд, этика взаимоотношений партнеров по бизнесу улучшается или остается на низком уровне, когда генподрядчик или заказчик задерживает выплаты и не считает нужным принести извинения?

— Несомненно, сегодня правила ведения бизнеса стали цивилизованнее, чем десять лет назад. Наша фирма старается поддерживать культуру партнерства на достойном уровне и отстаивать свои принципы, поэтому со стороны партнеров мы ожидаем доверия. Но сталкиваешься с разными людьми. Например, заказчик перечисляет аванс, мы начинаем работу, а он через некоторое время начинает требовать регулярного отчета о расходовании средств. А весь аванс ушел в работу, и претензии заказчика появляются из-за не профессиональности в вопросах строительства и недоверия к нам, его партнерам. Но есть и положительный пример, когда компания, задержавшая аванс на два-три дня, много раз извинится за задержку и потом спокойно будет принимать каждый этап нашей работы. Такие партнеры доверяют нам, что позитивно сказывается на бизнесе.

— Леонид Петрович, нужно ли усложнить вход на рынок, дабы отсеять непрофессиональные ком-пании, пользующиеся не техникой Vermeer, как вы, а лопатой? Или ограничить присутствие на петербургском рынке иногородних строителей…

— Я думаю, не нужно барьеров, каких-то дополнительных лицензий. Административные органы власти должны сами решать, надо ли раскапывать проспект, чтобы проложить трубы, или проще и дешевле сделать это специальным оборудованием. Иногородних тоже не надо специально оттеснять — рынок все расставит по местам. Хотя у москвичей, например, такая же техника, как и у нас, они востребованы в Москве. Кстати сказать, мы сами можем работать в других городах. Для этого есть и желание, и потенциал, но пока что нам хватает работы в Петербурге. Что касается барьеров, они должны быть минимальны и определять профессиональность фирмы. В принципе, заказчик сегодня уже сыт теми, кто предлагает построить подешевле, потому что знает — такой объект через год развалится. Лучше нанять тех, кто выполнит работу по нормальной стоимости, но и служить такой объект будет долго. Часто приходится брать такие заказы, от которых все отказались из-за их сложности. Казалось бы, «СМУ-303» может диктовать свои условия, но мы не сторонники этого. Поэтому компания, которую мы выручаем, обращается к нам еще не раз.

— По-Вашему, крупные строительные фирмы будут создавать отделы для прокладки труб при выполнении комплексных работ, например, строительства дороги, или сохранится использование субподряда?

— В ближайшее время вряд ли какая-нибудь крупная фирма станет приобретать дорогостоящее оборудование для бестраншейной укладки труб, иначе им придется выходить на рынок, искать заказчика, чтобы техника окупилась. Ведь с задачей нашего профиля такие фирмы сталкиваются нечасто, поэтому им проще обратиться к специалистам.

— Дело здесь только в оборудовании или еще и в персонале?

— Я считаю персонал очень важным фактором, поэтому мы занимаемся его подготовкой. Сотрудники нашего производственно-технического отдела и специализированного участка — молодые ребята, несколько лет назад закончившие институт. Стараемся отбирать выпускников со специальностью «Водопровод и канализация».

— А насколько развит ваш изыскательский отдел?

— Сегодня он стал сильнее. Поискав за границей необходимое оборудование, мы в итоге нашли один НИИ здесь, в Петербурге. У них есть уникальный прибор для геологической разведки, поэтому теперь мы будем сотрудничать. Этот прибор уже прошел испытание на ул. Чапаева, где по решению районной администрации нельзя было вскрывать асфальтовое покрытие. Исследовав улицу в пяти разрезах, мы нашли там столько коммуникаций, которые будут задеты при бестраншейной проходке, что решили рекомендовать прокладку со вскрытием грунта.

— То есть, российское приборостроение еще существует. А что бы Вы пожелали отечественным производителям машин? Их продукцию уже можно сравнить с импортной?

— К сожалению, пока еще отечественная техника, в особенности экскаваторы, отстают от импортных машин Liebherr и Caterpillar, которые дороже, но практически не ломаются, а наши экскаваторы, получив с завода, сразу начинаешь ремонтировать. Автотранспорт используем отечественный, в основном это «КАМАЗ», так как у нас не такая интенсивность использования автотранспорта как, например, у дорожников, и нас вполне устраивает российская техника. Автокраны тоже применяем отечественные, а когда необходимо применение кранов грузоподъемностью от 30 до 100 т, арендуем импортные.

— Как происходит общение в строительной отрасли, и какие плоды оно приносит?

— Общение играет важную роль — помогает собрать информацию о товарах, продавцах и сэкономить деньги. Общаясь, узнаешь что-то новое о своих конкурентах и возможных заказчиках. Кроме того, решить какие-то проблемы между партнерами тоже лучше всего при личном общении. Конечно, не всеми наработками делишься с конкурентами, но этого никто и не ждет.

— Вопрос о профессиональных контактах прозвучал не напрасно. Сегодня в той или иной степени закончилось деление ниш на рынке, и конкуренция стала менее острой. Настало время объединяться ради общих целей, общаться. Какой информационной поддержки требует этот процесс? Реклама в этой ситуации — роскошь или двигатель бизнеса?

— Реклама — не роскошь. Когда мы только начинали рекламироваться, была неуверенность в результате, но когда был получен положительный эффект, мы «втянулись». Да, реклама имеет плюсы и минусы, но стоит не так уж и дорого, и позволяет заказчику составить объективное представление о наших возможностях. Тогда нас уже не будут просить сделать «прокол» диаметром 100 мм и длиною 7 м, потому что выгоднее это же расстояние прокопать лопатой, ведь один только выезд автопоезда с «Вермеером» стоит 50 тыс. руб. Это наша позиция — не взвинчивать цену, не обманывать заказчика. Сегодня мы хорошо и недорого выполним работу, а завтра наш заказчик кому-то нас рекомендует — тоже реклама. Ведь круг наших клиентов небольшой. Используем и такую форму рекламы: приглашаем людей посмотреть, как идет работа на наших объектах. Думаем даже снимать объект на видео, чтобы никого не возить на стройку, особенно если речь идет об удаленном объекте. У нас есть сайт в Интернете, мы занесены в Интернет-версию «Желтых страниц», откуда опять же можно «по ссылке» попасть к нам на сайт. Единственный вид рекламы, который не принес результата, — это представительская продукция, руч-ки и прочее. Так как у нас специализированная фирма, мы даем рекламу в профессиональной прессе, а не просто деловой. Вообще, репрезентативная реклама работает не хуже агрессивной, хвалебной. Положительно скажется на имидже «СМУ-303» и сертификат качества по ISO 9001-2000, подготовка к получению которого сейчас ведется.

— Систему внутреннего регламента составляете сами или заказываете его разработку? И насколько «тепло» персонал фирмы отнесся к предстоящей сертификации?

— В отношении регламента мы ничего не выдумывали. Сначала, допустим, бухгалтер сформулировал свое делопроизводство на бумаге, мы подогнали это под ISO, дали ему прочесть, он поставил свою подпись — согласен с новым порядком. Проблем здесь, в общем-то не было, потому что если бы какие-то отделы фирмы работали неэффективно, мы бы «падали вниз». У нас всегда работа велась согласно СНиП и другим руководящим документам в области строительства. Мы получали лицензию на основной вид деятельности (прокладку наружных сетей), поэтому все наши «ключевые» сотрудники — начальник ПТО, главный механик, технический директор — аттестованы.

— Кроме предстоящей сертификации, какие еще изменения произойдут в «СМУ-303»?

— В конце августа поступит новый американский «Аугерс» DD-6 для закрытой прокладки труб диаметром до 800 мм на расстояние до 200 м, а трубу в диаметром в 500 мм можно будет проложить и на 500 м. Материал трубы может быть полиэтилен либо сталь. В США, кстати сказать, чаще делают закрытую прокладку трубопроводов из стали, чем из полиэтилена, который у них дороже. В России стоимость полиэтиленовых и стальных труб совместима, но полиэтилен долговечнее.

Автор: Кирилл Винокуров
Дата: 20.08.2004
«Федеральный строительный рынок» № 32
Рубрика: ***




«« назад