Публикации »

Монолитному строительству — великолепный российский цемент!

Я всегда с уважением смотрю на возведенные в конце позапрошлого, начале прошлого веков купеческие «лабазы», склады, фундаменты домов, упорно не желающие разрушаться, несмотря даже на вражеские снаряды. Возведены они были, выражаясь современным языком, по технологии «монолитного домостроения». А потом пошло-поехало. То ли после революции растеряли секреты наших умельцев «новые российские образованцы», то ли указания «свыше» не те поступали, но... Немало бетонных и железобетонных конструкций рухнуло уже на нашей памяти (последний громкий случай — крыша плавательного бассейна в Новосибирске). И не прекращается спор, что появилось раньше — яйцо или курица, т. е., кто виноват: строители или изготовители некачественного цемента? Но как всегда, истина где-то посередине. Может быть, блочное строительство? Но его качество, особенно в жилищной сфере, оставляло желать много лучшего...

О МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Первый раз возведение дома методом монолитной технологии я наблюдал еще при коммунизме. Финны возводили на болотистом пустыре по ул. Я. Гашека в СПб Центр микрохирургии глаза С. Федорова. Ни башенных кранов, ни грохота автомашин — все тихо и как-то незаметно. А рядом «наши» затеяли возведение кинотеатра «Балканы». Шум, грязь, 3 или 4 крана, грузовики непрерывно подвозят бетонные блоки. Надо отдать должное: наши, начав позднее, построили быстрее финнов. Но и разрушаться детище позднего коммунизма стало вскоре после сдачи объекта в эксплуатацию: покосились полы в зрительных залах, отвалилась гранитная и мраморная облицовка, провалились асфальтовые покрытия и т. д. Зато финское сооружение до сих пор стоит, как новое, и даже «голубой глаз» (символ Центра) вращается без остановки более десятка лет.

Сегодня специалисты всерьез утверждают, что массовому монолитному строительству нет альтернативы, по крайней мере, с точки зрения стоимости. Оно не требует собственной производственной базы. Технология монолитного строительства — заметный шаг навстречу архитекторам и градостроителям, она существенно расширяет полет их фантазии как с точки зрения планировки, например, квартиры, так и пластики фасадов зданий. Для монолитного строительства поставляется самое современное оборудование в самые сжатые сроки.
Алюминиевая или стальная опалубка перекрытий, стен, компенсирующие элементы и угловые щиты собираются в панели практически любых размеров и конфигураций, приспособленных к любой планировке и удовлетворяющих потребности в возведении любых внутренних и наружных стен. Это современно, красиво, герметично, быстро и дешево. Это  новый уровень качества.

ЦЕМЕНТ ДЛЯ МОНОЛИТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Информация к размышлению:

Крупнейшим потребителем цемента в мире является Китай. По приблизительным данным, здесь на нужды строительного комплекса в 2002 г. было использовано 640 млн. т цемента. За Китаем следуют США — 111,3 млн. т, Индия — 99 млн. т, Япония — 65 млн. т, Южная Корея — 54,3 млн. т и Испания  — 44,8 млн. т. Россия находится в конце первой десятки — 35 млн. т в 2002 г.

(По данным аналитической службы компании «Евроцемент»: Россия с 1962 по 1990 гг. занимала одно из ведущих мест в мире по производству цемента, достигнув максимального объема в 1989 г. — 85,3 млн. т. В 2002 г. Россия произвела 37,7 млн. т).

Говорить о массовом использовании импортного «хлеба строительства» (как часто называют цемент) говорить не приходится. Доля импорта в Россию в последние годы не превышает 0,2% к общему объему производства в стране. Указанного количества отечественного цемента хватает только для себя и то с трудом. Этим пользуются недобросовестные производители. Из доклада действительного члена Российской инженерной академии Т. Кузнецовой следует, что по причине плохого качества цемента «произошло множество разрушений, приведших к человеческим жертвам». За качеством поступающего в строительные организации цемента предлагается установить особый контроль. В последние годы в Москве, например, за него отвечала Инспекция государственного и архитектурного надзора. Распоряжения мэра столицы и правительства Москвы категорически запрещали реализацию на московском рынке цемента, не имеющего разрешающих документов специальной организации — «Мосстройсертификация».

Кстати, с удивлением узнал, что с незапамятных времен только Москва выдает сертификаты соответсвия на все цементы, производимые на 44 заводах страны, а значит, и гарантирует его высокое качество...

За рубежом наш цемент не купили бы. В цивилизованных странах предприятия, выпускающие цемент, уже давно имеют специальный сертификат ISO-9000. Без него производителю путь на рынок со своим товаром наглухо закрыт. В России лишь несколько цементных предприятий получили сертификат серии ISO.

По идее, такой механизм призван защитить потребителя от некачественной продукции и обезопасить рынок стройматериалов. Однако на практике все обстоит иначе. Почему?

«ВОПРОС ЭТОТ БОЛЕЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ, НЕЖЕЛИ ТЕХНИЧЕСКИЙ»

В беседе с генеральным директором АНО «Севзапстройтест» Петром Михайловичем КАШКАРОВЫМ я попытался выяснить — «почему»...

— Почему сертификаты соответствия на цемент выдаются только в Москве?

— Москва очень любит централизацию. Дело не в технических проблемах, ибо сертифицировать цементы могут очень многие органы по сертификации и испытательные лаборатории Российской Федерации. Их больше полусотни. В Санкт-Петербурге два центра могли бы это делать даже с учетом требований европейских норм. По существующим правилам аккредитации Москва наделена правом выбирать органы сертификации и испытательные лаборатории, которые и производят выдачу сертификатов в соответствии с системой ГОСТ Р и ее подсистемой ГОСТ Р в строительстве. И если цемент сделан в соответствии со стандартом, он будет высокого качества.

— Выходит, в системе Госстандарта и Госстроя была своя монополия?..

— Ну, если говорить о системе сертификации этого материала — она и осталась. Пока это все в руках московских специалистов. Нам никогда не давали заниматься вопросами сертификации и испытаний цемента. Хорошо это или плохо? Существуют два мнения. Первое: в Правительстве, якобы, бытовала уверенность, что на местах производители «полезут» в шкалу показателей качества любыми путями, вплоть до «покупки» руководителей местных органов по сертификации и испытаниям. Как только появляется оборот капитала, возникает оборот интересов. Второе, на мой взгляд, более разумное, но до сих пор не узаконенное: расширение прав использования испытательной базы и органов сертификации не только в Москве дало бы возможность сравнения фактического качества вне зависимости от того, кто определяет его. А базис сравнения и конкуренция дают возможность снизить стоимость таких испытаний и цемента в целом. Любая централизация — это монополизация, повышение стоимости. Децентрализовать систему сертификации и испытания цемента можно, лишь изменив структуру системы сертификации. Должен быть создан Центр по аккредитации органов по сертификации, который в соответствии с Законом о техническом регулировании будет определять, кто может, а кто не может этим заниматься.

(оконч. см. в сл. ном.)

Автор: Анатолий Комаров
Дата: 20.08.2004
«Федеральный строительный рынок» № 32
Рубрика: ***




«« назад