Публикации »

Наступление на всех фронтах.

Строительство новых нефтепроводов российскими компаниями обусловлено прежде всего стремлением уйти от транзитной зависимости при организации экспорта российской нефти. Президент компании «Транснефть» С. М. Вайншток в интервью газете «Коммерсант» 17 июня 2004 г. отметил: «Россия имеет уникальную возможность ни от кого не зависеть в транспортировке нефти. У нас есть собственный выход на Тихоокеанское побережье, в Северный Ледовитый океан, в Черное море и на Балтику. Зачем же использовать транзит?»

Северо-Запад

Вторая причина расширения сети нефтепроводов — рост добычи нефти и необходимость выхода на новые рынки сбыта. В Послании Президента Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. обозначены приоритетные направления диверсификации поставок российской нефти. Это расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы (БТС), введение в действие нефтепровода Западная Сибирь — Баренцево море, определение маршрутов транспортировки с месторождений Восточной Сибири, интеграция нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Разработкой этих проектов занимается прежде всего государственная компания «Транснефть».

Среди инвестиционных проектов компании наибольший приоритет имеет БТС, которая включает в себя трубопроводные объекты и нефтеналивной порт в Приморске. БТС ориентирована на транспортировку российской нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья, а также стран СНГ, в первую очередь Казахстана. Уже введение первой очереди БТС 27 декабря 2001 г.  с пропускной способностью 12 млн. т нефти в год исключило необходимость использования латвийского нефтепровода и порта в Вентспилсе, через который раньше экспортировалась российская нефть. С 1 августа 2004 г. мощность БТС достигла 47,5 млн. т. К концу года «Транснефть» планирует довести пропускную способность нефтепровода до 50 млн. т, а в случае решения Правительства о дальнейшем увеличении мощности БТС, уже в 2005 г. «Транснефть» готова выйти на уровень 62 млн. т нефти в год. Перспектива дальнейшего развития БТС состоит в строительстве нового нефтепровода Харьяга — Уса, который обеспечит транспортировку растущих объемов добычи нефти в Тимано-Печорском регионе. 29 июля 2004 г. в ОАО «АК «Транснефть» прошло совещание с представителями независимых производителей, на котором был представлен проект строительства трубопровода Харьяга — Уса. Его мощность может составить 13 млн. т. 

Развитие северо-западного направления транспортировки нефти связано также с проектом строительства трубопровода Сургут — Мурманск, предложенным сразу пятью российскими нефтяными компаниями. Как сообщил С. М. Вайншток, выступая на 3-м Международном трубопроводном форуме, специалисты «Транснефти» изучают возможность размещения нефтяного терминала на территории Ненецкого АО — в поселке Индига и на мысе Святой Нос.

«Восточный проект»

Второе направление развития сети нефтепроводов связано со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где в ближайшем будущем ожидаются высокий прирост населения и высокие темпы экономического роста, что вызовет повышение потребления энергии и сделает АТР крупнейшим мировым рынком сбыта нефти и нефтепродуктов. Основные потребители АТР — это Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Индонезия, Австралия.  Если в 2002 г. объем потребления нефти и нефтепродуктов в АТР составил 992 млн. т, то, согласно прогнозам, к 2010 г. он возрастет до 15 млн., к 2020 г. — до 1970 млн.,к 2030 г. — до 2205 млн. т.

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года компанией «Транснефть» разрабатывается проект нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. В настоящее время «Транснефть» разработала Декларацию о намерениях строительства нефтепроводной системы, в июле 2004 г. закончено Обоснование инвестиций. Проект ориентирован на транспортировку нефти, добываемой в Восточной Сибири, Эвенкии и Республике Саха (Якутия). Поступление нефти в систему в районе Тайшета и Казачинского может составить 56 млн. т в год. Протяженность проектируемой системы по маршруту Тайшет — Казачинское — Сковородино — Перевозная — 4130 км. Нефтеналивной терминал в бухте Перевозная будет способен принимать танкеры дедвейтом до 300 тыс. т. Трасса проектируемого нефтепровода характеризуется сложными геологическими, гидрологическими и сейсмическими условиями. На основном ее протяжении предусматривается подземная прокладка трубопровода. Предстоит преодолеть свыше 435 км болот, более 1 тыс. км скальных и полускальных грунтов, зоны вечной мерзлоты, разломы, карстовые породы, селевые и оползневые участки. На пути находится около 50 больших и малых рек, десятки автомобильных и железнодорожных дорог. При этом в проект заложен комплекс технических решений и природоохранных мероприятий, которые исключат или сведут к минимуму возможное негативное воздействие на окружающую среду.

Центрально-европейское направление

Развитие центрально-европейского экспортного направления транспортировки нефти связано прежде всего с осуществлением крупного международного проекта — интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Новый нефтепровод обеспечит транспортировку нефти России и, возможно, стран СНГ в обход черноморских проливов, поскольку турецкие власти ввели значительные ограничения на проход танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы. Участники этого проекта — нефтяные и нефтепроводные компании России, Украины, Белоруссии, Венгрии, Словакии и Хорватии. Новый экспортный маршрут позволит российским нефтяникам выйти практически на все мировые рынки, включая североамериканский, через глубоководный порт Омишаль (Хорватия), способный принимать танкеры дедвейтом до 500 тыс. т. На начальном этапе предусматривается экспорт нефти в объеме 5 млн. т в год, затем он будет увеличен до 10 и 15 млн. т. Сейчас ведется работа по подготовке Межправительственного соглашения стран-участниц проекта.

Другой проект, в котором предполагает участвовать «Транснефть», — это строительство проходящего Трансфракийского нефтепровода Кыйикей — Ибрикхаба, который также обеспечит транспорт российских углеводородов в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Совет директоров «Транснефти» на заседании 28 мая 2004 г. одобрил участие компании в этом проекте. «Транснефть» ведет переговоры с турецкой стороной, но, как заявил С. М. Вайншток в интервью газете «Коммерсант» 17 июня 2004 г., не предполагает финансового участия в проекте. «Скорее всего, — считает президент «Транснефти», — нам предложат стать операторами этого маршрута. Российские нефтекомпании будут заинтересованы в этом проекте, если случится то, чего мы больше всего опасаемся — это увеличение производительности Каспийского трубопроводного консорциума и трубопровода Баку — Супса. Если ситуация с прохождением танкеров по Босфору не улучшится, рост объемов нефти, поставляемой на экспорт через порты Черного моря, не сулит ничего хорошего».  Новый трубопровод пройдет по европейской части Турции от населенного пункта Кыйикей на юго-западном побережье Черного моря до города Ибрикхаба на побережье Эгейского моря. Предусматривается строительство нефтепровода протяженностью 193 км, одной головной и одной промежуточной нефтеперекачивающих станций, терминалов в Кыйикее и Ибрикхабе  с нефтеналивными станциями, коммерческими узлами учета, резервуарными парками и причалами. Строительство всех объек-тов займет два года. Планируемая производительность проекта — 50–60 млн. т нефти в год.  По заключению специалистов ОАО «Гипротрубопровод», экономическая эффективность проекта может быть сопоставима с эффективностью транспортировки нефти танкерами через проливы.

Еще одним перспективным проектом «Транснефти» являются работы по увеличению пропускной способности на участке МНПП Никольское — Стальной Конь — западная граница России (ЛПДС «8Н»). Перспективные потоки нефтепродуктов обуславливают необходимость повышения мощности участка Никольское — Стальной Конь — до 9,2 млн. т в год, Стальной Конь — «8Н» — до 10,5 млн. т в год.

Не только нефть

Наряду с расширением сети нефтепроводов Энергетическая стратегия страны до 2020 года, утвержденная в августе 2003 года Правительством РФ, предполагает возможное снижение объемов экспорта нефти и увеличение поставок за рубеж нефтепродуктов. Большинство российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) проводят модернизацию с тем, чтобы наладить выпуск моторных топлив, соответствующих европейским стандартам качества. Таким образом, через несколько лет следует ожидать значительного роста экспорта светлых нефтепродуктов. Соответственно, должна вырасти и пропускная способность магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП).

В настоящее время большая часть экспортного потока светлых нефтепродуктов России отгружается через Вентспилский морской порт. По этой основной трубопроводной артерии на рынки северо-западной Европы ежегодно направляется 45-50% общего объема экспорта, что обусловлено мощностями нефтеперевалочного комплекса в Вентспилсе и ориентацией системы нефтепродуктопроводов, объединяющих большинство НПЗ России. Объем экспорта светлых нефтепродуктов в южном направлении составляет 30%, в прочих направлениях — 20–25%. Проекты строительства новых МНПП разрабатывает компания «Транснефтепродукт». Главная цель компании на ближайшие годы — вывести трубопроводные магистрали на побережья Балтийского и Черного морей. Решение этой задачи позволит снизить до минимума зависимость российского экспорта от сопредельных стран, послужит развитию стратегической инфраструктуры государства.

В настоящее время в ряду крупных перевалочных комплексов в Черноморском бассейне функционируют терминалы Порт Кавказ, Туапсе, Новороссийск. Краснодарский и Туапсинский НПЗ покрывают потребности Северо-Кавказского региона на 30%. Рынок этого региона насыщен нефтепродуктами, выпускаемыми в нарушение установленных стандартов. Строительство нефтепродуктопровода позволит организовать устойчивую поставку качественных нефтепродуктов дешевым и надежным транспортом. Компания «Транснефтепродукт» разрабатывает проект строительства нефтепродуктопровода Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск с выходом к существующему комплексу по перевалке нефти и светлых нефтепродуктов, нефтебазы «Грушевая» и «Шесхарис» ОАО «Черномортранснефть». Возможными поставщиками нефтепродуктов могут быть ОАО «Омский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» /«НОВОЙЛ»/, ОАО «Уфимский НПЗ», АО «Салаватнефтеоргсинтез», Самарские НПЗ (3 НПЗ: ОАО «Сызранский НПЗ», ОАО «Куйбышевский НПЗ», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ»), ОАО «КРЕКИНГ» (Саратов) и ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка».

 Обзор подготовлен по материалам компаний «Транснефть», «Транснефтепродукт»

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.08.2004
«Федеральный строительный рынок» № 32
Рубрика: ***




«« назад