С. М. Вайншток: если нам поручат, мы сделаем
Одно из внутренних самоопределений «Транснефти» — «акционерная компания, преследующая государственные интересы». Добавим — и международные. Сегодня, когда цена на нефть превысила 40 и подходит к критической отметке в 50 долларов за баррель, ОАО «АК «Транснефть»» находится в числе немногих компаний, которые определяют здоровье не только российской, но и мировой экономики, а ее президент С. М. Вайншток поневоле становится субъектом международной политики. Неудивительно, что в кулуарах Петербургского экономического форума журналисты не давали ему прохода… Наш диалог длился чуть меньше десяти минут, но, к счастью, информационное поле вокруг «Транснефти» позволяет закрыть те вопросы, которые мы задать не успели. Отсюда — обилие примечаний. — Семен Михайлович, сегодня одним из сюжетов для полемики является развитие корпоративных систем транспортировки нефти. Активно развивает собственную систему терминалов «Лукойл», аналогичные проекты «Юкоса» захлебнулись лишь с началом известного «громкого дела». Тем не менее, чем объясняется Ваша бескомпромиссная позиция по удержанию транспортной инфраструктуры в руках государства? — Что касается вопроса о терминале в г. Высоцке Ленинградской области, построенном компанией «Лукойл», то я выступил с инициативой о передаче его компании «Транснефтепродукт» с тем, чтобы поставить этот порт под контроль государства. Я и сегодня считаю, что это правильное решение, особенно с учетом необходимости обеспечивать контроль государства за экономическими показателями нашей экономики, отслеживать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Инструментом формирования этих цен является в первую очередь контроль объемов экспорта, в том числе через порт Высоцк. Думаю, что руководить процессами транспортировки нефти должна государственная компания. Но, подчеркиваю, это никоим образом не должно повлечь за собою какие-либо посягательства на частную собственность компании «Лукойл»: терминал может и должен оставаться в частной собственности. Но технологические вопросы — например, строительство трубопровода к Высоцку для увеличения его производительности — это то, что может решить «Транснефтепродукт», и что никоим образом не может и не должен решать «Лукойл». Примечание: «Контроль за магистральными нефте- и газопроводами должен оставаться в руках государства», — заявил Премьер-министр Михаил Фрадков на заседании Правительства. По его словам, «Это наша инфраструктура и конкурентное преимущество, за этим надо следить». Он подчеркнул, что доступ к трубопроводу должен быть свободным, как и к другим любым ресурсам. Также необходимо обеспечить рост экспорта в Европу с использованием БТС. Премьер-министр также отметил, что до конца года необходимо определиться со строительством нефтепроводов в восточном направлении и в районе Западной Сибири и Баренцева моря. Эта же тема была поднята и во время зарубежной июньской поездки М. Е. Фрадкова. «Вопрос о частных трубопроводах на сегодняшний день не стоит», — заявил М.Фрадков на брифинге в Таллинне. В то же время, по его мнению, необходимо развивать нефтеразведку в России. В связи с этим частным, в том числе иностранным, компаниям будет предоставлена возможность вкладывать инвестиции в геологоразведку, отметил премьер-министр. Кроме того, по словам М. Фрадкова, данным компаниям будет предоставляться доступ к использованию государственных трубопроводов. Однако глава Правительства подчеркнул, что на сегодняшний день речь о «передаче иностранцам нефтепроводов» не идет. — Какова динамика увеличения экспорта в системе БТС? Сейчас БТС планируется вывести на прокачку нефти в объеме до 62 млн. т, однако хватит ли этого? — Мы, действительно, планируем вывести БТС на 62 млн. т. в год, хотя решение Правительства пока есть только о выходе на объем в 50 млн. т. Конечно, к концу года показатель в 50 млн. т будет достигнут. Для достижения этого рубежа потребуется $1,9 млрд. инвестиций в строительство ряда технологических объектов — в частности, нефтеперекачивающих станций, новых причалов в Приморске. Дополнительно потребуется расширение системы магистральных трубопроводов, это еще $1 млрд. Но что касается достаточности этих объемов, то не хватит и 50, и 60, и 100 млн. т. Нам необходимо развивать другие направления — и Северное, и Дальневосточное. В том и в другом случае нужно, чтобы соответствующие решения принимало Правительство. Если нам поручат, мы сделаем. Примечание: Из интервью газете «Коммерсантъ», 17 июня 2004 г.: — Предлагаемый «Транснефтью» маршрут Северного нефтепровода отличается от разрабатываемого нефтекомпаниями проекта трубопровода Сургут — Мурманск. В чем его основное отличие? — Я бы не стал утверждать, что конечным пунктом этого нефтепровода станет Мурманск. Это действительно будет северный маршрут, но, возможно, его длина будет меньше, чем предполагают нефтяники. Мы рассматриваем площадки в Ненецком АО — в поселке Индига и на мысе Святой Нос, работаем с моряками и НИИ, которые владеют информацией по судоходству в этом регионе. Такой маршрут я считаю более привлекательным для России, чем использование нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. С моей точки зрения, необходимо уйти от транзитной зависимости. Россия имеет уникальную возможность ни от кого не зависеть в транспортировке нефти. У нас есть собственный выход на Тихоокеанское побережье, в Северный Ледовитый океан, в Черное море и на Балтику. Зачем же использовать транзит? Трубы не хотим, земли не дадим — Одна из проблем развития инфраструктурных проектов — взаимодействие с региональными властями в части, касающейся землеотвода, стремление решить все социальные и политические проблемы за счет «Транснефти». Есть ли прогресс в отношениях между компаниями, создающими федеральную инфраструктуру, и местными властями? — Мы ожидаем, что этот прогресс окажется более зримым. Но сегодня пока еще сохраняются многочисленные сложности, которые мы предполагаем довести и до руководителя Правительства РФ М. М. Фрадкова. Это, в первую очередь, определенные напряжения в отношениях с региональными властями, когда нарушается законодательство в части выделения земли под строительство портов и трубопроводов. Есть даже и такие примеры, когда нам даже пытаются не выделять территорию для капитального ремонта подводных переходов. Проволочки в этих вопросах могут привести к экологической катастрофе, поэтому соответствующая политика региональных властей, мягко говоря, непонятна. Это — тот серьезный вопрос, который придется ставить перед Премьером. Примечание: «Дальневосточный проект» Транснефти — нефтепроводная система Восточная Сибирь — Тихий океан основан на анализе прогнозов добычи и потребления нефти в РФ и востребованности ее на рынках стран АТР. По поручению Правительства РФ «Транснефть» ведет подготовку Обоснования инвестиций. Трасса проектируемого нефтепровода проходит по территориям семи субъектов РФ — Иркутской, Читинской и Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Протяженность проектируемой системы по маршруту Тайшет — Казачинское — Сковородино — Перевозная — 4130 км. Трасса характеризуется сложными геологическими, гидрологическими и сейсмическими условиями. На основном ее протяжении предусматривается подземная прокладка трубопровода. Предстоит преодолеть свыше 435 км болот, более 1 тыс. км скальных и полускальных грунтов, зоны вечной мерзлоты, курумы, разломы, карстовые породы, селевые и оползневые участки, косогоры со значительными уклонами. На пути имеется около 50 больших и малых рек, десятки автомобильных и железнодорожных трасс. Для строительства нефтепровода принимаются трубы диаметром 1220 мм. В проекте подземной прокладки предусмотрено антикоррозийное трехслойное заводское покрытие из специальных материалов, изоляция стыков термоусаживающими манжетами. При надземной прокладке — эпоксидное покрытие, в качестве изоляции — также специальные материалы. Прокладка нефтепровода на переходах автомобильных и железных дорог в типовых и вечномерзлых грунтах планируется методом закрытой проходки, причем в вечномерзлых грунтах — с теплоизоляцией. Переходы через реки предусмотрено выполнять как традиционным траншейным способом, так и методом бестраншейной прокладки. При НПС и у линейных задвижек, где отсутствуют дороги, предусмотрены вертолетные площадки. Проектируются 32 нефтеперекачивающие станции, в том числе 13 с резервуарным парком с суммарным объемом 2670 тыс. куб. м. В состав производственных объектов морского комплекса входят грузовые причалы, в том числе один для танкеров дедвейтом 300 тыс. тонн, причалы портофлота, объекты вспомогательного назначения. Эколог — друг нефтяника — Большие претензии также предъявляются и к системе экологической экспертизы проектов: ссылаясь на охрану природы, можно приостановить любой строительный проект. На Ваш взгляд, следует ли найти альтернативу государственной экспертизе — например, «зазеркалить» ее деятельность общественным движением, вроде партии «зеленых»? — На мой взгляд, к проведению экологической экспертизы МПР сегодня относится очень последовательно и серьезно. Я думаю, что как только какая бы то ни было деятельность перестанет быть регламентирована, ни одного вопроса никогда не может быть решено до конца. Если мы «зазеркалим», по вашему выражению, их деятельность, или в какой-то иной форме привлечем активистов типа партии «зеленых», то решение вопросов экологической экспертизы не будет решено в силу двух причин: общественное движение, во-первых, не имеет регламента, а во-вторых, ни за что не отвечает. По моему мнению, сегодняшняя позиция МПР достаточно жесткая, и могу даже привести пример, когда наш дальневосточный проект не прошел с первого раза экологическую экспертизу и был возвращен на доработку. Мы вынуждены были полностью переделать проект. Примечание: Экологическая политика ОАО «АК «Транснефть» введена в действие в соответствии с приказом президента ОАО «АК «Транснефть». Документ был направлен дочерним АО для руководства в области рационального природопользования, охраны окружающей среды и соблюдения экологической безопасности при транспортировке, хранении и перекачке нефти. Руководителям предприятий по итогам работы за квартал, полугодие, год предложено давать оценку работы каждого специалиста с учетом требований экологической политики. Кроме того, положения Экологической политики должны учитываться при разработке регламентов системы управления окружающей средой, целевых и плановых экологических показателей. Социальная ответственность — Одна из важных тем — социальная ответственность крупных компаний. Что делается в этом плане «Транснефтью»? — Наш приоритет — не просто улучшение работы компании, но и борьба с бедностью в соответствии с задачей, поставленной Президентом РФ. Мы являемся исправным налогоплательщиком. Не забываем и своих работников — буквально месяц тому назад компания открыла новый дом отдыха на Черном море — он оборудован по последнему слову техники, наши работники смогут поправить в нем здоровье, получить профилактическую и медицинскую помощь. — Каковы основные направления работы с российскими кредитными организациями? — Нам приятно работать со Сбербанком, это серьезный партнер, и я очень надеюсь, что мы являемся интересным партнером для Сбербанка, тем более что на данный момент мы являемся единственной компанией в России, кредитный рейтинг которой равен кредитному рейтингу страны. Примечание: Агентство «РБК. Рейтинг» опубликовало первый рейтинг трехсот крупнейших российских компаний. В рейтинг включались как промышленные компании, так и компании сферы услуг. Первые три места заняли Газпром, ЛУКОЙЛ и РАО ЕЭС России. Далее идут РЖД, ЮКОС, TNK-BP, Сургутнефтегаз, АФК Система, Татнефть, АвтоВАЗ, Транснефть, Сибнефть, МТС, РусПромАвто и другие.
Автор: по материалам редакции Дата: 20.08.2004 «Федеральный строительный рынок» № 32 Рубрика: *** |