Элитный сегмент лифтового оборудования: профилактическое обслуживание или "ликвидация последствий"?
В элитном сегменте лифтового оборудования, где есть надежная ниша для небольших компаний по производству, монтажу и обслуживанию лифтов, необходимо ориентироваться на высокое качество профилактического обслуживания оборудования, а не на "ликвидацию последствий" аварийных остановок. - Мы обслуживаем лифты в зданиях с высокими требованиями к качеству обслуживания лифтового оборудования. (Ред.: заглядывает в буклет компании, где перечисляются Государственная Дума, здания аппарата Президента, ряд престижных бизнес-центров.) В определенный момент, когда у заказчиков появилась потребность не только в очень дорогих лифтах, но и оборудовании средней стоимости при высоком качестве, мы вышли на Группу компаний Elex, которая ведет родословную от известного итальянского машиностроительного концерна Falcone. Интересна история рождения этой компании: когда в 1980-х гг. OTIS приобрел Falcone, группа "оппозиционно настроенных" к технической политике OTIS инженеров образовала Elex. OTIS ориентируется на крупносерийную продукцию, тогда как у инженеров Falcone был большой опыт в создании лифтов, более полно отвечающих потребностям клиентов. Сейчас номенклатура лифтов, предлагаемых Elex, весьма широка. Это редукторные и безредукторные лифты со скоростью до 4 м в секунду, лифты без машинного помещения, гидравлические лифты грузоподъемностью до 20 т, специальные подъемники, панорамные лифты, лифты во влагозащищенном и пожарозащищенном исполнении. Продукция в большей степени ориентирована на специальные потребности заказчиков. Так, один из объектов, который ведем в настоящее время, - госпиталь НИИ им. Бурденко, где мы устанавливаем нестандартные кабины для перевозки носилок с лежачими больными. К сожалению, в сегодняшней обстановке конкуренции и жесткого информационного прессинга крупных торговых марок заказчики не всегда способны оценить индивидуальный подход и часто обращаются к фирмам, которые "на слуху", предпочитая стандартную продукцию. Однако все чаще возникают и специфические требования, связанные, например, с нестандартными размерами, дополнительными опциями, дизайном. Фирмы-гиганты отказываются от таких заказов, передавая их субпоставщикам. Считаю, что работа по продвижению продукции Elex в России идет успешно. В целом, в Москве за последний год смонтировано порядка 20 лифтов, и это не предел: в настоящее время мы активно нарабатываем связи и пробиваем более широкую дорогу продукции. Надеемся, что вскоре, с реализацией некоторых высотных проектов, будет востребовано несколько наших лифтов со скоростью подъема от 2 до 3 м в сек. - Как правило, специфическая техника требует специфического обслуживания. Однако объекты "Траст-лифта" разбросаны в значительном радиусе. Каким образом можно обеспечить качественное обслуживание этой техники, тем более что ПУБЭЛ требуют прибыть на "авост" за полчаса? - Мы поставляем, монтируем, снабжаем наши лифты запчастями. Стремимся обеспечить и обслуживание. Однако сложность работы на элитных объектах в том, что наша компания зависит от среднего уровня цен на рынке, и по ценам, которые берут за обслуживание крупные компании, нам работать невыгодно. Хотя, если речь идет о реальной нагрузке в 100 лифтов на одного механика, качества обслуживания ждать не приходится. Поэтому нам пришлось создать собственную систему диспетчеризации лифтов, используя проводную телефонную связь. Технически можем подсоединить к системе диспетчеризации любой объект. Не могу сказать, что наши цены заоблачны, но они выше, чем у "монополистов". Это позволяет и обеспечить достойную зарплату механикам, и не перегружать их объемом работы. Ведь предел для грамотной и качественной профилактической работы - 20-25 лифтов. Даже в Финляндии, с качественно иной культурой и намного меньшей высотностью застройки, на механика KONE приходится порядка 40-50 лифтов. Проведя анализ и построив статистику, создали две базы обслуживания - в северной и южной частях города. На каждой базе в дневное время работает по 3 машины, которые обеспечены мобильной связью. Подчеркну, их основная задача - работа по профилактике, и лишь в случае необходимости - аварийные мероприятия. Поэтому ряд, в том числе достаточно ответственных, объектов обслуживаем с машин. Как правило, этого достаточно: мы полагаемся на качество оборудования и профилактическое обслуживание, а не на зрелищную "ликвидацию последствий". Впрочем, опыт заставил нас включить в систему и постоянно присутствующих на объектах специалистов. На некоторых объектах держим персонал круглосуточно, на некоторых - только в дневное время. Система работает надежно. - Сейчас отечественные заводы, может быть, не до конца определившись в маркетинге, претендуют и на создание "нишевых" позиций: панорамных, нестандартных по размерам, скоростных лифтов. Но клиент, пожелавший нестандартный лифт, требует и "нестандартного качества". Так вот, стоит ли отечественным производителям ориентироваться на дорогую мелкосерийную продукцию, или уступить эту нишу зарубежным коллегам? - На этот вопрос непросто ответить так, чтобы никого не обидеть. Но наш опыт работы с российскими производителями показал, что пока наши заводы сильнее в серийной продукции. Отработка конкурентоспособной модели европейского уровня требует не только финансовых затрат, но и большого опыта. Например, если слаботочные кабели от станции к лебедке уложить рядом с силовыми, лифт будет периодически выходить из строя из-за электромагнитных помех. Зарубежные производители такую ошибку не сделают. Наши же клиенты, да и сами производители, столкнувшись с такой проблемой, предпочитают отказаться от развития позиции: неудачи отражаются на имидже крупносерийной продукции. Тем не менее следует продолжать работу по созданию скоростных лифтов, возможно, совместного производства. Сейчас у нормальных по качеству российских лифтов скорость - 1,6 м в секунду. Но растет и высотность строительства, а при уровне до 40 этажей потребуется каскадные и скоростные решения. Мы пока можем поставлять на такие объекты только итальянские лифты оригинального производства или другие импортные позиции. Когда 40-этажные дома станут востребованы в массовой застройке, потребность в скоростном отечественном лифте будет велика. Также, полагаю, существенно изменится стоимость обслуживания лифтов: даже когда рынок перейдет к стандарту 24 этажа и выше, требования к качеству обслуживания возрастут. Я сам жил на 21 этаже и знаю, каково подниматься со скоростью метр в секунду. На тридцатый этаж такой лифт будет подниматься почти две минуты, что никого не устроит. - С какими клиентами работать проще - государственными или корпоративными? - С самостоятельными корпоративными клиентами, потому что одна из проблем работы с государственными предприятиями - график финансирования. Руководителям корпораций проще принимать решения - они не скованы сложностью госбюджетных потоков. Впрочем, в итоге проблемы решаются.
В лифтовой отрасли "случайных" людей нет - как правило, в бизнес попали те, кто начинал работу с государственного сектора. Не является исключением и генеральный директор компании "Траст-Лифт" Сергей Викторович Тимофеев - в бизнесе он с 1990 г., с эпохи становления рынка в отрасли. Несколько лет он проработал директором сервисной службы фирмы KONE, благодаря чему на практике познакомился с организацией обслуживания импортных лифтов. Те времена вспоминает с легкой ностальгией - конкуренции импортных лифтов почти не было. Лишь потом, с появлением OTIS и целого ряда европейских и азиатских компаний, обстановка на рынке стала не просто конкурентной, а напряженной. Тем не менее создавая компанию "Траст-Лифт", наш собеседник предпочел работу в сегменте "выше среднего".
Автор: по материалам редакции Дата: 16.07.2004 «Федеральный строительный рынок» № 31 Рубрика: *** |