Публикации »

С. И. Круглик: управлять должны те, кто реально отвечает за процесс

Вне зависимости от того, какую должность будет занимать С. И. КРУГЛИК, на момент нашей встречи Первый заместитель Председателя Госстроя РФ, в Правительстве ФРАДКОВА, ему не откажешь в знании предмета. Именно поэтому мы решили не снимать публикацию вслед за снятием ряда с должностей "первых лиц" Госстроя эпохи М. КАСЬЯНОВА: материал актуален и интересен вне зависимости от степени VIP. Пожелаем нашему собеседнику продолжить работу, которая так нужна нашему жилищно-коммунальному сектору.

-Форум, который проходит сегодня, было решено организовать более 5 лет назад, чтобы иметь возможность не помпезного, а рабочего обсуждения проблем ЖКХ с региональными "лидерами" сектора - то есть с руководителями предприятий, которые находятся в самой конечной точке преобразований. Их мнение важно, поскольку наши решения и возможные ошибки станут очевидны в первую очередь на их уровне. Мы из года в год шлифуем формат нашего общения. Раньше прежде всего давали слово региональным лидерам, но получалась "разноголосица" и люди уезжали, восприняв то, что понравилось. Сегодня мы отошли от этого формата - прозвучали выступления тех, кто занимается разработкой законодательства, кто пришел в ЖКХ как в серьезный бизнес. Будем обсуждать, какие барьеры у бизнеса стоят в этом секторе. Это, в том числе, отсутствие законодательства, уточнение роли муниципальных администраций администрации в функционировании ЖКХ. Остались последние два года, чтобы принять ключевые законопроекты. В 2006 году (когда вступит в действие Закон об организации местного самоуправления, и проблема ЖКХ выйдет на уровень муниципалитетов) они должны быть готовы к новой концепции управления хозяйством. То есть к тому, чтобы не вмешиваться в процедуры предоставления коммунальных услуг, а при заключении инвестиционных контрактов отследить баланс интересов инвестора, производителя и получателя услуг.

- Сергей Игоревич, начиная с 23 февраля разворачивается реформа административной системы. Она накладывается на перманентную реформу коммунального хозяйства. Как полагаете, будет ли полезна коммунальному хозяйству эта реформа "в квадрате"? 

- Наверное, ничего в нашей жизни не происходит случайно. Конечно жаль, что в известной степени пострадает аббревиатура "Госстрой" - мы с ней сроднились, и психологически потерять ее тяжело. Но, если вникнуть в суть и смысл происходящего, то все происходящее нормально. В ходе административной реформы разделяются оперативная и стратегическая работа, связанная с формированием нормативной базы, из-за несовершенства которой замедлились темпы преобразований. Мы до сих пор живем по жилищному кодексу 1984 года, который не позволяет относиться к земле как главному ресурсу. В судах лежат тысячи нерешенных дел, а жизнь давно ушла вперед.

В списке, который мы должны внести в Госдуму, 27 законопроектов и поправок. Это небывалый объем: напомню, что на одну лишь поправку о федеральной жилищной политике в ст. 15 Федерального Закона N 52, вышедшего 6 мая 2003 года, мы потратили полтора года. Предстоит же принятие блока из 27 законопроектов, которые в корне изменят отношение к жилищному сектору. Эта работа по нормотворчеству должна стать основополагающим направлением, и думаю, что в контексте административной реформы в ней появляются вполне реальные перспективы. Порядка 18 законопроектов и поправок будут посвящены вопросам ипотечного жилищного кредитования с целью снять существующие в этом секторе ограничения.

Если Вы внимательно прочитали Указ Президента, то обратили внимание, что законотворчество и нормотворчество переходит на уровень Министерства. Вопрос о лицензировании, а также часть функций, связанных с надзором, будут переданы в соответствующие специализированные федеральные службы. Соответственно, не будет дублирования функций на уровне Госгортехнадзора и Госстроя, и других не будет. Прохождение этих процедур будет радикально упрощено. Одновременно будет прописан порядок экспертизы, от разработки проектов до сдачи в эксплуатацию. Эти преобразования с одной стороны направлены на упрощение процедур, а с другой - на усиление персональной ответственности тех, кто занимается проектированием и контролем.

Думаю, что объединение промышленности, энергетики и строительства в рамках одного Министерства поможет в решении ситуаций, в частности, когда требуется стратегическое развитие территорий, предполагающее выделение энергоресурсов, создание промышленных мощностей. Например, одна из таких комплексных проблем - это водоснабжение.

Агентство займется практической текущей работой, которой сейчас занимался Госстрой. У нас около 9 подпрограмм в составе программы "Жилище". Одна из приоритетных - государственные жилищные сертификаты, на которые предусмотрено порядка 10 млрд. руб, а до 2010 года до 30 млрд руб., в соответствии с чем должны будут приобрести жилье порядка 200 тыс. семей военнослужащих. Следующие важные задачи - социально-экономическое  восстановление Чечни, завершение строительства комплекса защитных сооружений в Санкт-Петербурге. Регулярная задача - практическая работа по подготовке к зиме.

- А не затруднится ли, напротив, прохождение документов - ведь в новой структуре Правительства количество "уровней" повышается?

- Если Вы в своем предположении окажетесь правы, тогда, действительно, вся реформа затеяна зря. На самом деле самое сложное - выпустить закон из Правительства и провести нормальную процедуру согласования. Я не один раз занимался этим и знаю, что в рамках прошлого Правительства сделать это было крайне сложно. Думаю, что результатом проводимой реформы будет все-таки упрощение процедур, потому что ведомствам другого сектора невозможно доказать, почему мы меняем правоотношения в нашем секторе, в каком направлении меняем... А предыдущее правительство пыталось, каждое ведомство, в каждую норму вписать цитату, и согласовать это было архитяжело. Полагаю, что предстоящие изменения не усложнят процедуру согласований (ее усложнить невозможно, она до предела тяжела), а все-таки упростят.

- Как будет согласована налоговая политика в области ЖКХ и строительства?

- Если меняется налоговая политика в целом, нам, работникам ЖКХ, строительного комплекса и т.п., нужно вмешиваться в ситуацию в наименьшей степени. Если же меняется наш сектор, то налоговикам нужно будет согласовывать нормы поведения в секторе, опираясь на общие принципы установленные принципы.

- Не затормозят ли кадровые перестановки работу по подготовке законов?

- Люди работали и продолжают работать - не останавливались ни на один день. Идет работа в МЭРТ, Минюсте, Минфине, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, во многих других ведомствах, включая аппарат Правительства. Подчеркиваю - только кажется, что перерывы происходят и работа остановилась... Ничего не остановилось, все как работало, так и работает.

- Продолжится ли работа по преобразованию государственных унитарных предприятий в АО?

- Что касается МУП и ГУП, соответствующий закон вышел в декабре 2002 года. В соответствии с ним, им осталось 7 лет. Но мы прекрасно понимаем, что 7 лет и даже 3 года "коммуналка" не протянет. Местная муниципальная власть так научилась управлять МУПами в свою пользу через назначение директоров, что притока инвестиций туда не будет никогда. Не случайно, напомню, институт хозяйственного ведения уже безуспешно пытались ликвидировать и в 1994 г, в 1996 г.

Мы сейчас пытаемся в законопроекте об обороте имущества муниципалитетов прописать рекомендации о хозяйственном обороте для муниципальных предприятий коммунального сектора. На их место должны прийти АО. Возможно на первых порах создание АО со 100-% муниципальным капиталом - это первый шаг ликвидации МУП. Параллельно, должно быть отлажено тарифное регулирование, роль муниципальных образований в котором которое также снизится. Муниципалитет будет участвовать в капитале АО, как и другие собственники, то есть перестанет единовластно влиять на принятие решений и постоянно ссылаться на форс-мажор. Только тогда отрасль ЖКХ станет привлекательна для бизнеса. 

- Сергей Игоревич, но надежность работы систем ЖКХ часто ассоциируется с госсобственностью.

- В секторе ЖКХ понятия "государство"  и "надежность" сходятся лишь на уровне лингвистики, поскольку сегодня говорить о надежности жилищно-коммунального хозяйства практически не приходится. Впрочем, уже отошли от термина "государство" и привыкаем к термину "муниципалитет". Сегодня мы говорим о том, что если мы не дистанцируем муниципалитет от управления коммунальным сектором, то эта надежность понизится еще на порядок. Потому что управлять должны те, кто реально отвечает за процесс, а отвечать могут лишь те, кто реально вкладывает средства. Все-таки муниципальные средства - "обобщенные", и конкретно за них никто не отвечает. А если люди будут вкладывать конкретные средства и нести за них ответственность, то ситуация изменится.

Вторая сторона надежности - безопасность. Хотя мы прошли зиму почти без потрясений, взрыв жилого дома в Архангельске - действительно трагический случай. До тех пор, пока мы не пропишем в том числе уголовную ответственность, отвечать будет некому. В Архангельске комиссия говорит об утечке газа, но произошла она не случайно - были доступны трубы, отсутствовала  принудительная вентиляция - за эти и многие другие аспекты отвечают конкретные люди. Погибшим легче не будет, но должно быть легче тем, кто живет. Нужно исключить несанкционированный доступ в подвалы и чердаки. При проектировании зданий, газопроводы должны закладываться так, чтобы повреждения не приводили к скоплению газа в коридорах.

- Продвигается ли сотрудничество с зарубежными кредитными организациями, выделяющими средства на реконструкцию систем ЖКХ?

- Работа идет крайне сложно, т.к. такого рода решения принимались в 1998 году, до сокращения такого рода займов. в их случае гарантию по заимствованию несет Правительство РФ. Когда завершалось несколько других программ, в частности по транспорту и жилью, практически у всех городов возникла проблема возврата вложенных инвестиций. Как только проявляется некая гарантийная прослойка, у любого муниципалитета, и субъекта РФ возникает... желание не платить. Муниципалитеты будут продолжать вести себя так же, и никакие заимствования, ни Мирового банка, ни других сообществ не помогут в корне изменить ситуацию. Поэтому мы говорим об изменении законодательства, чтобы муниципалитеты, гарантируя условия работы своей тарифной политикой, могли привлекать в сектор инвестиции бизнеса, не обращаясь за кредитами, а именно гарантируя привлечение средств своим поведением на рынке.

Автор: по материалам редакции
Дата: 17.05.2004
«Федеральный строительный рынок» № 30
Рубрика: ***




«« назад