Публикации »

Административная реформа - перспективы возможные и невозможные

Номер 1-2 (29) журнала сдавался в печать как раз тогда, когда Президент В. В. ПУТИН объявил об отставке правительства. Событие, учитывая его масштаб и массовость, вызвало немалый общественный резонанс. Мнения были разные, их было много, а мы, труженики пера, в результате, оказалась в интересной ситуации - интервью взяты, все слова сказаны, все готово, да не то… Впрочем, к смене VIP-состава нам не привыкать, и легкая паника сменилась желанием проанализировать, чего же ждать строительному сообществу от смены правительства.


Еще Петр Великий боролся со старыми порядками русской системы управления, и ценой величайших и жесточайших усилий добился административной реформы. Петр действовал под давлением внешней агрессии - государство, обескровленное войнами, нуждалось в оптимизации системы управления, выстраивании систем контроля. Сегодняшние общенациональные проблемы - возникновение международного терроризма, экономический разрыв между "золотым миллиардом" развитых стран и остальным миром, пропасть между "золотым миллионом" россиян и просто россиянами, повышают требования к качеству государственного управления. Проблема актуальна не только для России - государственные исполнительные органы развитых стран все больше напоминают команды менеджеров, которые используют в своей чиновной работе накопленные знания в области бизнес-администрирования.

Поэтому административная  реформа в России, о которой так давно говорили и которая так быстро проводится в жизнь, есть результат кризиса прежней системы, основу которой составляли настоящие профессионалы "предметной области", но не управления.

Надо сказать, что спланированная молниеносность проведения реформы оценивается большинством как выгодный политический шаг, радикально отличавшийся от кадровых "загогулин" предшествующей эпохи. Поступок, безусловно, произвел правильное и положительное впечатление. Но изменение структуры правительства и всей системы - долгосрочный проект, оценить реальные результаты которого можно будет не раньше чем через полгода. Основные направления, которые могут получить дополнительные импульсы для развития сводятся к следующим:
- социально-экономическая политика. Новый проект составления бюджета, предложенный министром финансов А. Кудриным, должен повысить качество распределения и контроля за бюджетными средствами;
- условия для развития бизнеса - хозяйственной деятельности предприятий всех отраслей;
- выделение отдельных, наиболее перспективных отраслей и их государственная поддержка; 
- создание федеральных целевых программ по восстановлению и строительству современной инфраструктуры - транспортные узлы, связь,  промышленные объекты, жилищно-коммунальное хозяйство.

Заместитель премьера А. Д. Жуков подчеркнул: "Конечная цель реформы - сделать государство более компактным и эффективным". Ту часть функций, которую по инерции выполняло государство, теперь необходимо передать в частный сектор. В свою очередь, оставшиеся задачи должны решаться быстрее и грамотнее, и тогда повышение качества государственного управления напрямую повлияет на показатели экономического роста. Если эта цель будет достигнута, можно быть уверенным в том, что социально значимые и экономически необходимые реформы будут реализованы не только на бумаге. А условия, необходимые для успешного развития бизнеса в стране, будут создаваться с учетом реалий современных российских особенностей - гибкая налоговая система, бюджетная политика, государственные инвестиционные целевые программы. Такого успеха можно добиться лишь при прочих равных условиях, то есть почти невозможно. Но задачи у правительства амбициозные, и решать их надо. От того же, насколько в действительности хороша новая структура правительства по своим техническим и функциональным характеристикам, зависят и результаты всех остальных, жизненно необходимых реформ. Не призвано ли изменение в структуре правительства, на самом деле, увеличить раздутый бюрократический механизм политической и экономической системы управления? - такой вопрос задают сегодня многие, и не безосновательно. Планируется провести жесткую работу по существенному сокращению числа чиновников, сокращению избыточных функций министерств и ведомств, а также резко сократить структурные подразделения в министерствах. "Наша задача - сделать работу понятной и прозрачной, чтобы руководители всех уровней власти отчетливо осознавали свою ответственность за подготовку и принятие решений", - сказал М.Е.Фрадков. Хочется верить, что потом нам не скажут: "Хотели как лучше - сократить армию чиновников, разделить полномочия согласно их функциональным обязанностям, а получилось как всегда -  вместо 79 исполнительных федеральных органов - 85, а вместо разделения труда - несогласованность на всех уровнях, извините".

Петр I боролся со старыми порядками русской системы управления, и ценой величайших усилий добился административной реформы. А ведь сейчас - на пороге нового тысячелетия, реалии совсем другие и возможности президента тоже не безграничны.

САМЫЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ:

1. Создание новой структуры правительства, в основе которой лежит функциональное разделение: министерство вырабатывает стратегию, агентство - исполняет, служба - контролирует.
2.  Уменьшение количества министерств до 17 единиц за счет консолидации и создания крупных министерств ( м. б, назовем их Максистерствами?) и передачи части полномочий нижестоящим федеральным службам и агентствам.
3. Создание новой структуры аппарата правительства во главе с бывшим руководителем администрации президента Д. Козаком.
4. Радикальное сокращение количества заместителей премьера до одного в лице Александра Жукова - бывшего председателя бюджетного комитета в Государственной Думе РФ.
5. Теперь заседания правительства, как в добрые старые времена Виктора Черномырдина будут проходить в открытом режиме. Журналисты, работающие в Белом доме, смогут теперь постоянно наблюдать за заседаниями кабинета министров. Эпоха смешных и интересных афоризмов наших министров возвращается.

Самые незаметные изменения в Правительстве следующие:
1. Увеличение общего числа исполнительных органов с 54 до 79 (см. оценку журнала "Эксперт", № 10, 15-21марта 2004 г.).
2. Большинство министров-хозяйственников Правительства Михаила Касьянова заняли в новом кабинете исполнительные должности, или продолжили возглавлять свои министерства или заняли поста начальников федеральных служб и агентств.
3. Проблема дублирования полномочий окончательно не решена. И как она будет решена - пока непонятно.

Изобразить структуру нового правительства в виде схемы на странице журнала почти невозможно - нужен ватман размера А1. Поэтому мы решили ограничиться описанием только тех звеньев, которые имеют непосредственное отношение к нашему читателю - строителю.

По крайней мере очевидно, что основной интерес в аспекте регулирования крупного строительного заказа представляют министерства:
- транспорта и связи (транспортное строительство)
- промышленности и энергетики (практически весь реальный сектор, а также новый Госстрой)
- министерство природных ресурсов (освоение месторождений).

Автор: по материалам редакции
Дата: 17.05.2004
«Федеральный строительный рынок» № 30
Рубрика: ***




«« назад