Реставрация древнерусских фресок XII века
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, расположенный в г. Пскове, является одним из немногих произведений древнерусского искусства, зачисленных ЮНЕСКО в список особо ценных памятников мировой культуры. Причина мировой известности собора - в уникальных росписях, созданных около 1140 года и поражающих полнотой своей сохранности и высочайшим художественным уровнем исполнения. За последние годы усилиями реставраторов эти уникальные фрески расчищаются из-под поздних записей и искажений, и их удивительный мир открывается перед нами, обретая полную жизнь. Одним из приоритетных направлений в работе Межобластного научно-реставрационного художественного управления является реставрация древнерусских фресок XII - XVII веков. В стенах Управления в настоящий момент собраны ведущие специалисты в этой области, которые занимаются реставрацией уникальных памятников древнерусской монументальной живописи Новгорода и Пскова, Казани и Свияжска, Старой Ладоги и Тихвина, Троице-Сергиевой Лавры и Александровой Слободы. Наиболее древние росписи сохранились в храмах северо-западной Руси. За последние годы художники-реставраторы завершили реставрацию целого ряда уникальных ансамблей монументальной живописи XII столетия - периода становления древнерусской художественной школы, когда закладывались основы для будущего расцвета русского иконописания, прославленного именами Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. К настоящему моменту полностью завершена реставрация фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде (1130 г.), Георгиевской церкви в старой Ладоге (1180-е гг.), близки к завершению работы в новгородских храмах Антониева монастыря (1125 г.) и Спаса-Нередицы (1199 г.). Одним из центральных памятников XII века, над которыми сейчас трудятся реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления, являются фрески Спасо-Преображенского собора в Пскове. Собор Мирожского монастыря был построен и расписан около 1140 года по инициативе новгородского архиепископа Нифонта, в чью юрисдикцию в XII веке входил Псков. Во Пскове в это время еще очень сильно ощущалось влияние старых языческих культов, и задачи христианского просветительства, стоявшие перед владыкой Нифонтом, нашли отражение и в содержании росписей собора Мирожского монастыря - первого из всех немногочисленных тогда псковских храмов, украшенного фресками. По мысли святителя Нифонта, росписи были призваны раскрыть перед неискушенным псковским зрителем основные догматы христианского вероучения и показать основные этапы священной истории. Основные элементы системы декорации сохраняют следование устойчивой византийской традиции, выработанной еще в X веке и не изменявшейся на протяжении всего средневековья. Так, одним из главных сюжетов, с которого начинается повествование евангельских событий, является "Благовещение", почти всегда располагавшееся по сторонам от центрального алтаря. Архангел Гавриил изображен здесь как посланец небес, принесший Богоматери весть о том, что она родит Спасителя мира. Его фигура, показанная в сложном повороте, уравновешенна и величественна, и в ней отчетливо звучат реминисценции классического античного наследия, на которое опирались работавшие здесь греческие мастера, приглашенные архиепископом Нифонтом для украшения Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Росписи собора мыслились как своего рода иллюстрированное Евангелие, где в картинах изображены все главные события священной истории. Евангелическое повествование занимает своды и верхнюю зону стен собора, и здесь последовательно ведется рассказ о спасительной миссии Христа. Художники располагают сюжеты таким образом, что они имеют не только поярусное (построчное) прочтение, но объединены в компактные тематические группы. Одной из главных тем в Евангельском повествовании оказывается так называемый "страстной" цикл, в котором показываются сюжеты, предшествующие Распятию Господа, а также события Его явлений ученикам, последовавшие после Его Воскресения. В северном объеме храма сосредоточены лучшие по сохранности сцены "страстной" части Евангельского цикла, среди которых выделяется знаменитая сцена "Оплакивание" - один из признанных мировых шедевров средневекового искусства. Эта композиция демонстрирует нам во всей полноте высочайшее мастерство работавшего здесь художника. Мастер блестяще компонует повествование, не перегружая композицию персонажами и в то же время исчерпывающе раскрывая перед зрителем сущность изображаемого события. Фигуры скорбящих ангелов и учеников Христа, склонившихся над Его телом, концентрируют внимание зрителя на центральных образах сюжета. В образах Христа и Богоматери сосредоточены все принципы художественной выразительности, которые разрабатывались византийским искусством на протяжении нескольких веков и наиболее отчетливо проявились в живописи XII столетия. Сложные пластические построения ликов завершаются проработкой почти чистыми белильными бликами, которые мыслятся как отблески небесного, божественного света, формирующего изображение, преобразующего материю и вдыхающего в нее новую высшую жизнь. Сочетание мистического озарения и эмоциональной наполненности создает то особое духовное напряжение, которое становится отличительной особенностью образов XII столетия. Анализ таких хорошо сохранившихся композиций, как например "жены мироносицы у Гроба Господня", раскрывает перед нами совершенство технологических приемов, используемых художниками. Фрески собора Мирожского монастыря отличаются чрезвычайно богатым колоритом, в котором, кажется, использованы все известные в Средние века краски. Здесь применялись исключительно привозные минеральные красители, которые добывались в азиатских провинциях Византии. Основу колорита составляют вариации синего, голубого и зеленого тонов, приготовленные из лазурита и малахита, дополненные сочетаниями красной и желтой красок различной тональности. В качестве связующего использовалось известковое тесто, что обеспечивало краскам не только особую долговечность, но также яркость и чистоту тонов. Краски наносились на еще сырую штукатурку, и известь грунта, высыхая одновременно с известковым связующим красок, превращалась в единый монолит, чем и объясняется необычайная долговечность фресковой техники. За свое более чем 850-летнее существование фрески Спасо-Преображенского собора подвергались самым различным разрушениям, и их современное состояние далеко не всегда можно назвать удовлетворительным. В задачу реставраторов входит, прежде всего, укрепление грунта и красочного слоя фресок, обеспечение их дальнейшего существование и предотвращения их разрушения. Вторым и наиболее сложным этапом реставрации фресок Мирожского монастыря является их раскрытие. Эти фрески пережили много событий, но одним из решающих в их жизни стали ремонтные работы, проводившиеся на рубеже XIX-XX столетий, когда вся роспись была грубо промыта, а затем переписана темперными красками. Работавшие тогда богомазы старались соблюсти древний рисунок и даже пытались, в своем поновлении воспроизвести художественный язык древних мастеров, но в результате росписи XII века были полностью искажены и обезображены. Задача настоящей реставрации заключается в полном раскрытии фресок из-под поздней записи. Работа эта чрезвычайно трудоемкая и кропотливая, поскольку слой записи, предварительно размягченный специальными растворителями, необходимо удалять очень медленно и аккуратно, дабы не повредить при этом авторскую живопись. Однако уже сейчас в соборе полностью раскрыто около трети всей древней росписи, и она открывается перед нами в своем первозданном виде. Реставрация этого уникального памятника монументальной живописи продолжается, и нас ждут новые открытия.
Автор: В. Д. Сарабьянов Дата: 17.05.2004 «Федеральный строительный рынок» № 30 Рубрика: *** |