Публикации »

"Мослифт". Люди, которые работают на результат

На визитной карточке А. А. ЗОЛКИНА две эмблемы. Первая - герб Москвы. Вторая - собственный лаконичный логотип "Мослифта". Это отчасти символично, потому что сегодняшний "Мослифт" - это организация, успешно ведущая бизнес в одном из наиболее социально-ответственных направлений - обеспечении работы вертикального транспорта. Ведь всего в Москве установлена четверть российского лифтового парка - более 100 тыс. лифтов. Половину этого хозяйства обслуживает "Мослифт".


КТО ОСТАНОВИТ ВАНДАЛА?

Первая и главная проблема, которую поднял в диалоге наш собеседник - вандализм. К этой нерадостной теме мы в ходе разговора вернулись не раз. Наверное, действительно обидно, когда "на отлично" сделанная работа становится жертвой "контингента" - часто лифтовики почему-то именно этим словом именуют "социально-неблагополучных". Иногда, впрочем, раздражение прорывается и в термине "скинхеды" - тоже вполне заслуженном…

- Отрицательная энергия почему-то выплескивается на лифт, на стены подъезда, на детские площадки. Знаете, обидно, когда лифт дня три как отремонтирован, а вся кабина расписана маркером, разрисована, - рассказывает Анатолий Алексеевич. Правда, громить кабину после модернизации теперь труднее: вызывные аппараты, приказные панели, плафоны устанавливаются в антивандальном исполнении, которое не боится ни механического, ни температурного воздействия.

Постепенно решается другая социальная проблема - проникновение подростков в шахты в поисках "острых ощущений". Мы уже в течение трех лет устанавливаем дополнительные устройства, которые блокируют лифт в случае несанкционированного проникновения в шахту. В жилых домах муниципального фонда все лифты оборудованы такими устройствами безопасности. Тем самым радикально снижено количество несчастных случаев.

- Анатолий Алексеевич, вандалы неуютно чувствуют себя перед объективами видеокамер. Но сами жители зачастую отрицательно относятся к установке камер видеонаблюдения - это, мол, ущемляет…

- О правах личности нужно говорить в пределах частной собственности, то есть в границах квартиры. Лифт, подъезд, двор  - собственность коллективная, это общественное место, и камеры лишь помогают наведению порядка. Например, во всех жилых домах района "Тверской", что в Центральном округе Москвы, в подъездах установлены камеры видеонаблюдения, и в результате количество краж из квартир и уличных преступлений резко снизилось. Лично я уже согласен, чтобы за моей безопасностью следили, пока я еду с работы, вхожу в подъезд, поднимаюсь на лифте. Мы, в союзе с АО "МосОТИС", активно участвуем в реализации специальной программы "Безопасность москвичей", которую приняло правительство Москвы.

Сегодня почти 80% лифтов установлены в муниципальном жилом фонде. Согласно ГОСТ, лифт может эксплуатироваться в течение 25 лет, затем он подлежит замене или модернизации. Надо отдать должное Правительству Москвы, которое приняло и  осуществляет долговременную программу обновления лифтового парка города. Для того, чтобы за счет имеющихся средств было обновлено как можно большее количество лифтов, наше предприятие разработало и осуществляет новую технологию продления ресурса лифтов - модернизацию лифтов. Вместо полной замены оборудования мы меняем основные механизмы, электроаппаратуру - все, что влияет на техническую надежность и безопасность. Это повышает вандалозащиту, вдвое дешевле, чем полная замена лифта и продление ресурса лифта еще на 25 лет.

КТО ОСТАНОВИТ ИНОСТРАНЦА?

- Анатолий Алексеевич, сегодня на рынке работает ряд лифтовых компаний. Появляются и новые "игроки" - в том числе "не российской прописки". Не придется ли отбивать обратно рынок у ретивых иностранцев?

- Ничего отбивать не придется. Рынок заставляет нас каждый день, выходя на работу, думать о конкуренции. Наше промедление могло бы привести к потере объемов: на московском рынке действуют и европейские компании, такие как OTIS, Sсhindler, KONE. В регионы внедряются китайские, корейские, японские компании. Но лучше ли было раньше, когда отрасль была жестко централизована и конкуренции в ней не было, а выпускались одни и те же, не во всем удачные, модели лифтов? Иностранцы и в ту эпоху присутствовали на рынке - в представительских зданиях ставились лифты KONE, OTIS. Иностранные компании и сегодня демонстрируют высокий дизайн и качество, но мне кажется, что российские лифты по параметрам "цена-качество" более приспособлены к российским реалиям - в отличие от зарубежной продукции, они работают в любых условиях.

Активизация иностранных лифтовых компаний полезна уже тем, что заставила отечественных производителей повернуться лицом к рынку, внедрять новые технологии. У нас тоже появились лифты с достойным дизайном, простые в обслуживании, с лучшими энергосберегающими характеристиками. Постепенно осваивает производство собственного лифта и "Мослифт". Мы реконструировали цеха нашего Сервисного центра и организовали производство лифта по нашей разработке. Она вполне конкурентоспособна. Нами получены необходимые разрешения и уже выпущено и установлено 15 лифтов. Также мы совместно с институтом "МосжилНИИпроект" разработали конструкцию новых каркасно-приставных шахт, которые способны украсить любой фасад, выступили разработчиками подсистемы управления лифтами (АСУД-248), входящей в автоматизированную систему управления объединенной диспетческой службы Москвы. Также занимаемся монтажом и обслуживанием систем видеонаблюдения, домофонов. Активно работает наше автохозяйство - оно ведет не только техническое обслуживание лифтовиков, но и оказывает ряд транспортных услуг населению.

Мы постоянно ищем новые пути для повышения качества обслуживания лифтов. Год назад был введен телефон "горячая линия" для жалоб и предложений. Один из главных критериев для уровня заработной платы в подразделениях - отзывы населения о работе подразделений. Я сам проверяю выполнение сигналов "горячей линии", звоню людям. Часто слышу "спасибо": мало того что починили лифт, еще и плафон заменили... Бывало и так, что у меня уже лежит отчет о выполнении, но на объекте никто не появлялся. В таких случаях наказываем виновных лиц, вплоть до рабочего.

- Вам хорошо известны проблемы крупных лифтовых заводов. В чем они состоят?

- Сегодня уже экономически невыгодно иметь полный производственный цикл на территории одного предприятия. "Промышленные гиганты", пытающиеся освоить производство лифта, начиная от винтика и заканчивая лебедкой, обречены на неудачу. Тем более это бессмысленно на территории Москвы... Нужно анализировать опыт перестройки зарубежной промышленности - например, заводы Renault, некогда располагавшиеся в Париже, сегодня вынесены за пределы города. На западе никто не пытается производить все запчасти на одной территории - выручает кооперация. Также и в производстве лифтов российские предприятия вполне могут распределить заказы на запчасти между различными заводами, а сборку, комплектацию и отладку изделия - экологически чистые мероприятия - проводить на небольшой территории.

- Насколько реально появление новых производителей на рынке лифтового оборудования?

- Это возможно. Резко нарастил объемы Щербинский завод, начал производство лифтов МЭЛ. В Омске к производству лифтов приступил оборонный завод. Думаю, что большие возможности открывает промышленная кооперация. Этому, в частности, способствует работа объединения предприятий лифтовой отрасли страны АКЛ-Лифт, которое возглавляет Ф. А. Лячин. Проводятся съезды, конференции лифтовиков России, разрабатывается необходимая документация.

КТО ОСТАНОВИТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ?

- Буквально вчера мы присутствовали на собрании российских коммунальщиков. О реформе ГУП говорят как о деле уже решенном. Но все ли резервы были выжаты из этой формы управления - конкурентоспособны ли госпредприятия?

- Да, но при условии, чтобы весь остальной бизнес также был прозрачен. Лишь когда каждый бизнесмен будет платить все налоги, как плачу их я, когда он будет подотчетен по всей вертикали… Сегодня я руководитель госпредприятия, но не так давно работал в коммерческой структуре. Так вот, ответственность за состояние дела намного выше в государственных организациях, потому что я как руководитель подотчетен, и если организация работает плохо, меня можно снять с должности. В коммерции же этого рычага нет.

Сегодня надеяться на полный успех чисто коммерческих организаций рано, потому что лифтовой рынок еще не сформировался. Но в том, чтобы его формировать, заинтересованы и мы, и "коммерсанты". Сегодня, например, все оборудование находится на балансе дирекции единого заказчика. Не решен вопрос с финансированием: нет строки на техническое обслуживание лифтов в расчетной книжке, хотя в ней и перечислены антенна, радиоточка, вывоз мусора. Сегодня, когда идет реформа коммунального хозяйства, государство уже не должно заниматься благотворительностью: тарифы на содержание лифта должны быть доведены до жителей. Мне кажется, что проблема вандализма вырастает из иждивенческих настроений, когда никто не несет ответственности за "общее" имущество. Хочешь пользоваться - значит, плати.

Есть и другая проблема. Мы, государственное предприятие, не стремимся к максимизации прибыли за счет увеличения нагрузки на работников. Как профессионал я знаю, что даже с учетом мобильности бригады, положенные 35-40 лифтов - это нормальная нагрузка. Если пытаться обслужить 80 лифтов, начинается экономия на качестве. Если бы эти нормы соблюдались всеми, лифты бы не простаивали.

- То есть проблема привлечения "длинных денег" будет решена за счет населения? За счет "инвестиционной составляющей тарифа", как говорят нефтяники?

- Мы подсчитали, что в месяц будет достаточно 25 рублей с проживающего. Это равно стоимости двух поездок общественным транспортом. При этом уровне платежей к 2008 году мы сможем остановить старение парка лифтов за счет планомерной работы по модернизации. Сможем решать и все задачи по установке антивандального оборудования на этажных площадках и кабинах лифтов. Ведь наша производственная программа прозрачна - существует тарифная цена, известны цены на металл, энергоресурсы.

Следующий шаг после привлечения в отрасль необходимых средств - это установка тарифов, которые позволят эксплуатирующим организациям вести ремонт и модернизацию лифтов, не находясь при этом в убытке. Сегодня присутствует мнимая конкуренция: небольшие фирмы сбивают цену, обещая сделать быстро, дешево и с пятилетней гарантией. Фактически же речь идет об экономии на качестве, а проблемы ложатся на плечи клиента - с чем уже столкнулись многие регионы. Не хотелось бы повторения на лифтах ЧП, которое произошло на аттракционе в Лианозово.

- Есть ли способ не допустить таких "бабочек-однодневок" на социально значимый рынок? Ведь игра в конкурсы, которые заказчик проводить обязан, часто приводят к искусственному занижению цен.

- Отрицательно отношусь к ежегодно проводимым конкурсам на обслуживание лифтов. Сегодня и Правительство Москвы, и частные заказчики, и региональные структуры Госгортехнадзора поняли - лучше работает та организация, что имеет долгосрочный договор - именно она сохраняет и развивает инфраструктуру, ведет качественное техническое обслуживание лифтов, заинтересована в развитии и совершенствовании собственной производственной базы и расширении услуг, оказываемых населению. "Мослифт" - предприятие государственное, не является монополистом и все работы выполняет по расценкам, утверждаемым Правительством Москвы.

- Что можете добавить в нашу публикацию?

- Первое. Реформа коммунального хозяйства необходима, но недопустимо играть на чувствах людей. Государство не может заниматься псевдо-благотворительностью, и все обещания провести реформы бесплатно - дилетанство тех, кто не работал в жилищном секторе.

И второе. Работа, проделанная Правительством Москвы, огромна, а сложившаяся команда - профессиональные и ответственные люди. Люди, которые работают на результат.

Автор: по материалам редакции
Дата: 17.05.2004
«Федеральный строительный рынок» № 30
Рубрика: ***




«« назад