Публикации »

МЭЛ: кооперация как путь к успеху

"Мы работаем, чтобы удовлетворить Ваши сегодняшние потребности и предвидеть завтрашние" - таков лозунг завода "МЭЛ". В ориентированности не только на сегодняшние, но и на грамотно просчитанные завтрашние потребности рынка секрет успеха этого динамичного предприятия. Мы беседуем с генеральным директором завода "МЭЛ" В. М. МАМАСУЕВЫМ.


- Виктор Максимович, лифтовая отрасль - сообщество довольно закрытое. Тем не менее, Вы смогли войти в число производителей лифтов, что этому помогло?

- МЭЛ расшифровывается как "Московское электрооборудование и лифты". Это значит, что завод имеет два направления деятельности: производство электрощитового (низковольтного и высоковольтного) оборудования и лифтов. В лифтовое сообщество, о котором идет речь, МЭЛ входил всегда, но в качестве поставщиков станций управления  и периферии. Впоследствии, с приобретением высокотехнологичного оборудования по обработке металлического листа, у завода появилась возможность изготовления комплекта модернизации лифта (створки двери, купе из  металлического листа и т. д.). Была отлажена система кооперации между предприятиями лифтовой отрасли. Этот комплект изготавливался по заказу "Мослифта", количество достигало 250 комплектов в месяц. Кооперация давала возможность динамично развивать производство и каждого завода в отдельности, предоставляя рынку Москвы качественный продукт в виде лифта. Самое главное - это то, что мы, российские лифтовики, показали всем, что можем выпускать продукцию не хуже, чем западные фирмы.

Также было создано специализированное предприятие "МЭЛ-Сервис Центр", которое, взяв на обслуживание лифтовые станции, а в последствии и сами лифты, стало получать заказы на реконструкцию, модернизацию и замену лифтов. В настоящее время на техническом обслуживании "МЭЛ-Сервис Центра" находится около 1000 лифтов. За период 2001-2003 г. г. специалистами было произведено 25 замен лифтов, отработавших нормативный срок. Сегодня "МЭЛ-Сервис Центр" участвует в программе губернатора Московской области по замене и модернизации устаревшего парка  лифтов и готов представить в Москве свои услуги не только по замене, но и монтажу лифтов в новостройках, с последующим взятием их на техобслуживание.

- Известно, что лифт, поставляемый на новостройку, после первых двух месяцев эксплуатации становится испорчен из-за использования его в качестве строительного подъемника. Как у Вас обеспечивается сохранность новых лифтов?

- Сохранность лифта является большой проблемой при том , что вертикальный транспорт - это важнейший элемент жизнеобеспечения. Невозможно себе представить, как подняться на 22 этаж без лифта. Поэтому для нас является очень важным обеспечить как можно больший срок службы изделия. Для этого у нас разработана программа, в которой предусмотрена поставка лифта на объект с защищенной от повреждений кабиной. А вообще лифты нашего производства, так же как и крупнейших российских производителей, изготавливаются с использованием антивандальных материалов, не только купе кабины, но и вызывных и приказных модулей.

- Вы сотрудничаете или конкурируете с крупными  лифтостроителями России?

- С нашими партнерами, я бы их так назвал, мы не конкурируем, а оказываем взаимовыгодную помощь и поддержку. Не секрет, что в последние годы на российский рынок выходят активно азиатские лифтостроительные компании, которые предлагают достаточно высокое качество и стремятся к конкурентной цене. Я считаю, что у российских производителей достаточно большой потенциал для заполнения всего рынка и есть все возможности производить конкурентную по качеству лифтовую продукцию. Таким образом, мы стараемся работать в тесном сообществе с крупнейшими отечественными производителями лифтов, такими как МЛЗ, ЩЛЗ, с целью взаимной помощи в удержании российского рынка лифтов.

- Однако в Москве востребована высококачественная импортная лифтовая продукция. Считаете ли Вы, что необходима программа поддержки отечественного производителя на государственном уровне?

- Программа защиты местных производителей действует во всем мире. Можно назвать их лоббированием, но это именно защита, и местные власти обязаны делать это. Сегодня МЭЛ не только работает на уровне зарубежных производителей, но создает здесь рабочие места, платит в местный бюджет налоги.

Правительство Москвы приняло документ о защите местных производителей, но он был отменен МАП. Я думаю, что это не правильно: должна быть официально декларирована схема, на основании которой в строительный комплекс допускается продукция приемлемого уровня качества, и в случае, если по качеству продукция местного производства устраивает, то ее надо предпочесть импорту.

- Между тем, Правительство ведет переговоры о вступлении в ВТО, Евросоюз. Предмет полемики - барьеры для продукции. Может быть, с союзами подождать?

- Да, с вступлениями ради престижа торопиться не следует. Как минимум, нам надо лет пять, чтобы поднять свою промышленность. За это время мы сможем изучить зарубежный опыт, усовершенствовать свою технологическую базу и повысить качество выпускаемой продукции. Нам будет проще пройти тот путь, что проходили европейцы - им надо было искать самим, а мы пойдем проторенной дорогой. И когда мы можем предложить Европе продукцию, соответствующую их стандартам, границы можно будет открывать. Кстати, имея за спиной сильную конкурентоспособную промышленность, и нашему Правительству будет легче спорить об условиях, на которых будет принята Россия в ВТО.

- Каких  же успехов  Вы достигли на сегодня в производстве лифта и какие планы у Вас на ближайшую перспективу?

- На лифтовом рынке завод уже более 20-ти лет, вначале на заводе было организовано производство станций управления лифтами и периферийной электроаппаратуры, которые использовались лифтостроительными заводами, а также монтажными организациями при модернизации лифтов. Указанная продукция выпускается и в настоящее время. Специалисты завода разработали систему управления лифтовой станции нового поколения на базе микропроцессорной техники, в которой реализована распределенная система сбора и предварительного преобразования информации от датчиков и устройств лифта. Система прошла государственные испытания и готовится к постановке на серийное производство. Выпуск намечен на конец 2004 года.

Сегодня МЭЛ выпускает две модификации  лифтов, грузоподъемностью 400 и 630 кг. для массового жилья, которые разработаны, изготовлены и скомплектованы узлами безопасности, выпускаемыми лифтостроительными заводами России. Лифты прошли все испытания, получили сертификат  и разрешения Госгортехнадзора на выпуск лифта.

По решению руководства специалисты завода преступили к разработке новых конструкций лифта, отвечающих современным требованиям ПУБЭЛ, где предусмотрена новая система контроля  загрузки кабины, привод дверей, а также дверей шахт. Конструкция дверей шахты прошла сертификационные испытания на огнестойкость Е-30. Перед коллективом завода поставлена задача начать серийный выпуск новой конструкции лифта с 2005 года. На заводе ведется перспективная разработка безредукторной лебедки лифта на базе индукторной машины, которая  позволит обеспечить поставки лифтов завода МЭЛ современным электроприводом, имеющим конкурентные преимущества по сравнению с выпускающимися в настоящее время регулируемыми приводами отечественного и  зарубежного производства. На сегодняшний день МЭЛ может комплектовать лифт по желанию заказчика, как оте-чественными узлами, в т. ч. узлами безопасности и приводом дверей лифта, так и импортными аналогами, более качественными и более дорогими, таких известных фирм, как Fermator, Vittur, KONE.

- На данный момент, кроме зарубежных поставок, наращивают выпуск и крупные заводы России. Как меняется рынок, хватит ли на нем места небольшим производителям?

- Наша доля невелика, но думаю, она будет увеличиваться, хотя рынок жесткий. В кооперации с нашими парт-нерами, я полагаю, хватит места всем лифтостроительным заводам. При этом мы видим для себя, с одной стороны, задачу постоянного развития модельного ряда лифтов, а с другой - обеспечение качества и безопасности, надежности и комфортности нашего лифта для потребителей.

- Виктор Максимович, одна из проблем промышленных предприятий Москвы - инвестиционная привлекательность земель. Казалось бы, решение напрашивается - вывести площадки за пределы города. Между тем многие из директоров "переселенных" заводов говорят о безвозвратных людских потерях: рабочие не хотят ехать в область…

- Проблемы эффективного использования территории московскими предприятиями, безусловно, имеются и вырастают из устаревшей сегодня идеологии "натурального хозяйства". Зачем, например, держать в Москве цех литья? Зачем нужно гальванопокрытие, сварочное производство - энергоемкое, загрязняющее окружающую среду? Его надо выводить в область, это материально оправданно. А здесь надо организовать сборку в белых халатах, оставив в пределах города процентов 30 сотрудников. И это сделают все предприятия, если не сегодня, то через поколение. А что касается нашей территории, то для застройки она малопригодна: земли болотистые. Да и территория невелика, нам самим ее уже катастрофически не хватает.

- Однако сегодня на менеджеров многих самостоятельных предприятий сегодня оказывается давление - в силу ряда причин. Не всегда целью является продажа земли, но эффективность работы компаний, как правило, снижается…

- Поглощения - процесс объективный, и я за нормальное поглощение - вернее, за сотрудничество. Почему бы не объединить финансовые, организаторские, трудовые ресурсы? Но одно дело, когда группа приобретает компанию с целью расширения производства, увеличения прибыли. Тогда, в ряде случаев, новые собственники не меняют успешно работающий менеджмент. Но есть и другие игроки, я называю их собирательным словом "гнус". Используют ловушки в законодательстве, занимаются крючкотворством. Представьте себе - приходит постановление суда, находящегося в 1000 км от Иркутска, об аресте нашего имущества в Москве. Для приставов написано "исполнение немедленное". Мы выясняем ситуацию, оказывается - суд такой существует, но заседания такого не проводилось. Пытаюсь привлечь крючкотворов к ответственности, но не могу: они, зарегистрировав акции на одну компанию, действуют от лица другой. И так - с ноября. Не у нас одних эти проблемы… И мне сегодня приходится заниматься не заводом, а обороной.

- Как бороться с этим "гнусом"?

- Однажды поймав крючкотворов наказать: это будет уроком. Ведь, хотя формально действия ведутся в юридическом поле, фактически они являются противоправными.

"МЭЛ"
107497 Москва, 2- Иртышский пр-д, д. 11
Тел.: (095) 462-5247, 462-2862
Тел./факс: (095) 462-0952
Е-mail: welcome@zavodmel.ru
www.zavodmel.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 17.05.2004
«Федеральный строительный рынок» № 30
Рубрика: ***




«« назад