Легко ли быть лидером? Щербинский лифтостроительный завод
Лифтовики - монтажники, эксплуатационники - говорят о Щербинском лифтостроительном заводе как о чуде, а в их глазах на секунду мелькает вера во всемогущество российской промышленности. Обладая теми же, а по некоторым оценкам меньшими "стартовыми возможностями", что аналогичные предприятия, завод уверенно вырвался в лидеры, и - "далеко пойдет, если не остановят". А завод сосредоточился на том, что и должен делать - на производстве. - Недавно мы отметили 60-летие завода, - рассказывает Макс Айзикович Ваксман. Поэтому мы - одно из первых лифтовых производств. Завод переживал и подъемы, и спады. Сейчас мы на хорошем подъеме - по нашим подсчетам, в объеме производства лифтов вышли на первое место. Достигли этого нелегко, потому что, если вспомнить трудные 1994-1996 годы, когда объем производства у нас упал чуть ли не в 10 раз, нам удалось собрать коллектив, мобилизоваться и сделать технологический и конструкторский рывок. Сегодня мы можем выполнить любой заказ и в России, и за ее пределами. В этом нам очень помогло создание системы торговых домов в регионах. Это наши дочерние предприятия, которые занимаются рекламой и маркетингом нашей продукции во всех регионах России. Они изучают местные условия, людей, рынок - что и позволило нам уверенно выйти на объем 4000 лифтов в прошлом году. Сейчас на повестке дня рост, результаты первого квартала позволяют сказать, что мы уверенно сделаем в этом году 5000 лифтов. Причем не останавливаемся на российских границах, создаем торговые дома на Украине, в Азербайджане, Казахстане, Белоруссии. Таким образом, охватываем и территорию СНГ. Хочу остановиться на роли наших инженеров: мы ничего не смогли бы сделать без освоения всей гаммы лифтов. Поэтому, сделав упор на мощную инженерную подготовку, нам удалось собрать коллектив инженеров, которые могут обеспечить выпуск любого лифта. Сотрудничаем и с зарубежными фирмами. У нас регулярно бывают представители лифтовых производств Германии, Италии, Испании. 10 лет назад совместно с крупнейшей мировой фирмой OTIS мы создали совместное предприятие, которое сегодня успешно выпускает лебедки. Эта продукция используется, в том числе, в наших лифтах. - В перспективе, года через четыре, мы собираемся увеличить выпуск лифтов всех моделей до 8000 тыс. в год, добавляет коммерческий директор, Александр Викторович Цыганков. - При этом планируем расширить номенклатурный ряд, начать выпуск лифтов более современной конструкции, не уступающих продукции мировых лидеров. Мы уже имеем сертификат системы качества по ISO 9000, в ближайшие месяцы пройдем сертификацию на новый уровень на стандарт серии ISO 9000 в TUV. Для реализации этих планов требуется запуск новых производственных мощностей. Уже есть договоренности о расширении территории завода, закупках дополнительного оборудования. В этом нам помогают наши партнеры, готовые вкладывать в производство. Да и прибыль мы намерены пускать на развитие производства, чтобы не уступать конкурентам. - Как оцениваете перспективы Вашей ниши? Ведь на рынок медленно, но верно входят мелкие производители. И, с другой стороны, не все гладко у крупных заводов... - В мире машиностроение, в том числе и производство лифтового оборудования - наиболее подвижный рынок. Мне кажется, и сегодня, и в перспективе все потребности в лифтах могут быть удовлетворены силами отечественных предприятий. Конечно, нам трудно бороться в элитном сегменте, когда заказчик заранее настроен на импортную технику и готов переплатить за нее втрое. Эта техника дорогая и сложная, она востребована из-за того, что возрастает высотность домов. Известно, что в Москве уже планируется строительство 60-этажных зданий. У нас пока предложений для таких высот нет, но задача соответствующая стоит - и думаю, что мы сможем с ним справиться. Потребность же в лифтах среднего класса не утихает, и, очевидно, будет нарастать из-за износа основного лифтового парка. Сегодня только отсутствие средств не позволяет заменить половину лифтов, физически выработавших нормативный срок. Одновременно развивается жилищное строительство, причем процесс набирает обороты. Но, несмотря на это, рынок требует от нас большего и большего, работа ведется в жесточайших условиях конкуренции. В средний сегмент идет экспансия фирм Кореи, Китая, Италии, и устоять можем, лишь предложив привлекательную цену при хорошем качестве. Таким образом, сегодня наши важнейшие позиции в конкуренции - баланс цены и качества. В дизайне мы сейчас уже не уступаем импортной продукции. Нужно преодолеть отставание в системах управления, но думаю, что это скоро будет сделано. Даже при "прочих равных", мы сможем победить - ведь в отрасли более лояльное отношение к нашим лифтам. Правда, смущает демпинговая политика ряда крупных корпораций - обладая большими ресурсами, они могут себе это позволить, а играя по правилам, им на наш рынок не забраться. - Преимущество нашего завода перед крупными конкурентами, - добавляет А. В. Цыганков, - высокая мобильность, потому что предприятие сравнительно небольшое, а значит структура очень управляемая. Мы способны обеспечить индивидуальный подход - внести в конструкцию изменения, если этого требуют изменения в проектах зданий. Все чаще востребованы нетиповые лифты - мы беремся за любой заказ и выполняем его в кратчайшие сроки. Ведь от приемки заказа и до выдачи задания в производство у нас серийные лифты 1 день. Новый же лифт разрабатывается и сдается в производство в течение не более 2-3 недель - с готовой рабочей документацией, всеми чертежами, расцеховками, комплектовочными ведомостями. Что касается дизайна, наша продукция одновременно и комфортна, и защищена от "типового" вандализма. Стараемся, чтобы продукт подходил не только для социальных объектов, но и отбиваем все большую долю по коммерческому жилью. Есть поставки (правда, лифтов с частично импортными комплектующими) на дорогое элитное жилье. - Макс Айзикович, расскажите о региональной сети - и Вы, и многие Ваши коллеги в отрасли отметили, что это важнейшая составляющая успеха. - Мы долго искали это решение, пытались организовать на местах местное производство. Пытались сделать это в Казани, Екатеринбурге, Саратове, Башкирии. Но лифт сложная машина, она требует хорошей инженерной базы, а мелкие производственные комплексы не могут позволить себе работу на уровне современных требований. Мы, например, сейчас имеем современные линии порошковой окраски, обработки листа. Купили в прошлом году финскую линию FinnPower, она работает просто с бешеной производительностью. Заменили полностью систему подачи воздуха. Обновили центр подготовки технической документации. Все это - оборудование импортное и очень недешевое, мелкие компании его себе не могут позволить. В общем, мы поняли, что на местах делать лифт можно, но лишь на уровне сборки и подсборки. Например, такое предприятие оказалось выгодно развернуть во Владивостоке. Сегодня стоимость отправки одного вагона из Москвы равна половине стоимости лифта. Если в нормальный вагон входит два собранных лифта (это изделия довольно громоздкие), то в наш вагон "Москва - Владивосток" мы научились втискивать конструкции и комплектующие на 10 изделий. Уже там, на месте, осуществляется подсборка. - Один из Ваших наиболее влиятельных конкурентов идет по пути "полного цикла" в отрасли - производство, монтаж, обслуживание. Почему Вы не стремитесь замкнуть эту цепочку? - В основном потому что наша лифтовая отрасль формировалась не так, как на Западе. Производство лифтов относилось к ведению Минстройдормаша СССР, сервис - к структурам Трестов Союзлифт и Мослифт, монтаж - к системам, подконтрольным Минмонтажспецстрою. Развал советской административной системы в значительной мере расколол и отрасль. Мы пытались использовать опыт зарубежных конкурентов и заняться монтажом - частично занимаемся сейчас, потому что качество монтажа очень важно с точки зрения последующей эксплуатации изделия. Но монтаж - не главная позиция в стратегии. Не пошла работа и по сервисному обслуживанию - может быть, она интересна, но она не для нас. Мы должны сосредоточиться на производстве, поэтому прибыль реинвестируем в оборудование. Ту же политику проводим и в регионах. Торговые дома в основном занимаются продажей, а монтажом - лишь в случае, если они были организованы на базе монтажных предприятий. - Серьезно ли повлияет на Ваши позиции принятие новых ПУБЭЛ? Неслучайно говорят о "войне стандартов", а гармонизация не есть ли отчасти "капитуляция стандарта"? - Раньше зарубежный и российский стандарты отличались сильнее, сейчас больше гармонизированы. Чтобы это не привело к ослаблению позиций отечественных производителей, нам дано время для адаптации производства. Но трудностей это не вызовет - некоторые требования новых ПУБЭЛ даже слабее, чем были раньше. Впрочем, это облегчит зарубежным компаниям вход на рынок, потому что раньше свою серийную продукцию им приходилось адаптировать к нашим требованиям, проходить сертификацию. - Макс Айзикович, что происходит с кадровым составом? - Мы проблем с рабочими не ощущаем. Если в советские времена на заводе работало 1400 чел., сегодня - около 2000. Сохранили основную часть рабочего коллектива. У нас есть, например, станочник, который проработал на одном и том же токарном станке 50 лет и с приличным качеством работает до сих пор. Многие проработали 20-30 лет. Люди не уходят, потому что ценят стабильность, да и зарплата хорошая. Кроме жителей Щербинки, где мы являемся градообразующим предприятием, на работу к нам едут и из других пригородов - Подольска, Климовска, Серпухова. В эти города ходят наши автобусы. Важен и другой фактор. У нас - сильная и сплоченная команда, хороший коллектив. Держимся в твердом кулаке, что позволяет не только работать и побеждать, но и отражать атаки "недружественных поглотителей". От редакции. Наши собеседники начали интервью с информации о 60-летии завода. Но не менее знаменательная дата - недавнее 70-летие самого Макса Айзиковича. Пожелаем ему и коллективу энергии, сил, терпения и воли для того, чтобы приумножить достигнутое.
Добиться встречи с генеральным директором этого предприятия, М. А. Ваксманом, было непросто - человек занятой. Но за те полчаса с небольшим, что длилась аудиенция, мы смогли узнать многое. Главное, пожалуй, в следующем. Причина взлета предприятия не только в том, что оно сохранило кадровый костяк и по мере возможностей обновляет станочный парк. Скорее - дело в грамотной модельной и сбытовой политике. Что касается модельной политики, то она представляет собой компромисс между безукоризненной серийностью изделия и индивидуальным подходом. Причем индивидуальный подход также поставлен "в серию" - на разработку лифта принципиально новой конструкции нужно около двух недель, документация же по типовой модели готова в течение нескольких часов. Что же касается сбытовой политики, она состоит в развертывании сети региональных представительств в статусе дочерней организации. Вопросы наладки, сервисного обслуживания, исполнения гарантийных обязательств делегированы в регионы.
Автор: по материалам редакции Дата: 17.05.2004 «Федеральный строительный рынок» № 30 Рубрика: *** |