Механобр-техника: переработка мусора - перевооружение отрасли
Платы первой персоналки "Эппл-Макинтош" паялись в гараже, в глухой американской провинции. Первый АК-47 был выточен сержантом Калашниковым в железнодорожном депо. Первый Ford - сделан из фермерской телеги отца великого Форда... Аналогичных примеров немного - во всех случаях речь идет о коренном перевооружении отраслей. Аналогичную задачу - перевооружение мусороперерабатывающей промышленности и создание новой отрасли - ставит перед собой руководство компании "Механобр-Техника". Задача казалось бы несбыточной, если бы не несколько фактов. Первый: разработка компании выиграла конкурс инновационных проектов Минпромнауки. Второй: компания подтвердила высокую квалификацию на инновационном рынке неоднократными экспортными поставками. Третий: речь идет не о группе кабинентых изобретателей, но о тесной кооперации проектной организации и ряда предприятий промышленности. Мы беседуем с директором по развитию НПК "Механобр-техника" Василием Александровичем АРСЕНТЬЕВЫМ. - Одна из актуальных задач - переработка ЖБИ, образующихся после разбора зданий первых массовых серий. На данный момент доступной российской технологии для переработки железобетона нет. Именно поэтому мы совместно с Кировским заводом подключились к решению этой проблемы - созданию и постановке в серийное производство нескольких типоразмерных рядов оборудования, которое позволит перерабатывать кирпичный и железобетонный лом. Переработка ЖБИ - одна из сложных задач, потому что металлическая арматура, содержащаяся в бетоне, препятствует его разрушению. Сам бетон - тоже композитный материал, содержащий цемент, песок и щебень. Задача - получить продукты переработки зданий для вторичного использования. Концептуально проблема решена следующим образом. Как правило, за рубежом используются щековые дробилки, действующие по принципу сжатия. Бетон же как раз сопротивляется сжатию и не работает на растяжение. Зарубежная дробилка разрушает плиту ударами тяжелых молотов, но есть ряд проблем - устойчивость элементов, большая энергоемкость. Требуется установка этого оборудования на фундамент. Мы же создали виброщековую дробилку - в ней нет раздавливающего сжатия как в стандартных щековых дробилках, а разрушение происходит за счет многократного вибрационного воздействия на подвергаемый дроблению материал. То есть принцип отбойного молотка. Эта дробилка не боится попадания металла. Прототипы были испытаны в Белоруссии, на Жлобинском машиностроительном заводе. Оценили нашу машину и в Японии - купили лицензию на ее производство. Установки готовятся в модульном и мобильном исполнении. Модульное исполнение дешевле - агрегаты доставляются на трейлере и монтируются с помощью крана. Они не нуждаются в фундаментах, потому что динамически уравновешены. Возможен и мобильный вариант - на шасси производства Кировского завода. - Как скоро оборудование будет в серии? - К оборудованию проявляет большой интерес ряд компаний. Мы надеемся на производство и сбыт 15-20 установок в год, начиная с 2005 года. - Как использовать продукты, полученные из переработанных ЖБИ? - Что касается арматуры, проблем с переработкой нет, качественный лом в цене. Остальные составляющие - щебень и цемент с песком. Наши вибрационно-конусные дробилки позволяют извлечь из бетона чистый щебень, причем более высокого качества, за счет устранения лещадности. Ведь в старых ЖБИ лещадность достигает 30-40%, после нашей дробилки этот показатель снижается до 15%. Такой щебень можно использовать для отсыпки дорог. Сложнее утилизировать связку цемента и песка. Но и здесь есть вариант использования- эти отходы могут быть использованы в качестве вяжущего материала для захоронения бытового мусора. После специальной обработки состав можно смешивать с бытовыми отходами, в результате чего мы получим консолидированный материал, не выделяющий в атмосферу вредных веществ. - Одна из проблем автомобилизованной страны - облысевшие покрышки... - Да, причем ряд проблем с их утилизацией помогут решить именно строители. Проволочный каркас корда может быть переплавлен, а резина переработана на резиновую крошку. Судя по опыту стран Скандинавии, Канады, она может быть отлично использована для повышения качества покрытия автодорог. Улучшаются морозостойкость и водостойкость дорожных покрытий. Правда, наши дорожники пока отбиваются от этого предложения. Еще вид отходов, переработка которых интересна для стройиндустрии, - это стеклобой. По нашим подсчетам, в городе его образуется до 100 тыс. тонн в год. Часть стеклобоя, до 30-40% общего количества, могут забрать в переработку стекольные производства. Остальное пригодится для производства стройматериалов: раздробленный стеклобой - эффективная добавка в шихту пенобетона, одновременно конструкционного и изоляционного материала. Незаслуженно забыто и пеностекло - химически стойкий теплоизоляционный материал. - Вероятно, в лучших традициях пионерского детства будет объявлена операция "миллион - родине"? - Опыт Москвы - создание предприятия, которое развивает сеть приемных пунктов, принимающих стеклобой, нестандартную тару. Есть особая категория граждан, которые будут сортировать и сдавать эти материалы. Ведь, обратите внимание, проблема алюминиевых банок уже решена - их собирают и сдают. - Одна из проблем - переработка золошлаковых отходов. - Пока эта проблема не решается. Может быть, ситуация изменится при увеличении доли угля в топливном балансе. Тогда пригодятся наши установки по дезинтеграции и сепарированию.
Учитывая специфику журнала, мы попросили нашего собеседника в первую очередь осветить возможные следствия внедрения разработанного оборудования для строительной отрасли.
199106 Россия, Санкт-Петербург, В.О., 22 линия, 3
Факс: (812) 327-7515, 325-6202
Тел.: (812) 331-0250, 331-0257
http://www.mtspb.com
E-mail: gornyi@peterlink.ru
Автор: по материалам редакции Дата: 17.05.2004 «Федеральный строительный рынок» № 30 Рубрика: *** |