"СтройЭлектро" - чем сложнее задача, тем качественнее решение
Компания "СтройЭлектро" во главе с генеральным директором А. А. ВОЗНЫМ смотрит на сложные и новые проекты как на возможность повысить квалификацию, стать непревзойденными мастерами своего дела - электромонтажа. Так у них и получается. - Очень серьезным тормозом в работе над многими объектами является развитый институт посредников. Например, мы планировали участвовать в строительстве объездной дороги, и в цепочке подрядчиков и субподрядчиков мы оказались лишь на пятом месте. В результате и наша прибыль была пятой по величине, поэтому интереса участвовать в таком проекте было немного. Засилье посредников приводит к значительным проблемам во всех аспектах строительства, и не только промышленного. - Одной из приоритетных задач государства является создание условий для активизации внутренних и внешних инвестиций. Внешние инвестиции идут в основной капитал. Инновационные технологии и человеческие ресурсы - задача более сложная. Как вы ее решаете? - Главное, что куда мы инвестируем - в собственное производство. Наличие своей базы по производству комплектующих, необходимых при монтаже и наладке энергетических объектов, дает нам в долгосрочной перспективе значительное преимущество. Думаем наладить производство металлоконструкций и электрооборудования - полностью закрыть вопрос самообеспечения. Когда проект ведут всего несколько компаний и проблем с поставкой комплектующих нет, процесс идет значительно эффективнее. Заказчик также страхует себя от риска приостановок в работе в случае недокомплектации. Подрядчик точно знает свои потребности и сам же их удовлетворяет. К примеру, срочный заказ в Киришах мы смогли выполнить используя исключительно свои производственные ресурсы и возможности. А если бы пришлось связываться со сторонними организациями, результата могло не быть. Но есть и примеры, когда такой подход оценен не был. Когда начиналась программа "Светлый город", мы предложили интересный план освещения улиц города, но наша инициатива поддержана не была. Другой пример из практики. Авторитетный заказчик выполнял поставки электротехнического оборудования на ответственный объект. При этом часть оборудования и кабельной продукции просто забыли заказать. У заказчика появилось сомнение, сумеем ли мы справиться при такой поставке. В итоге работали с "колес" по 24 часа в сутки. Ценой таких усилий объект был сдан в срок. - Поиск новых заказчиков - непростая работа, и руководитель столь крупного и многопрофильного предприятия должен выполнять ее каждый день… - Если не искать новых заказчиков, новых партнеров, бизнес рано или поздно умрет. Мы имеем постоянных заказчиков и всегда готовы сотрудничать с ними. Весь коллектив "СтройЭлектро" всегда находится в поиске, причем ищет не столько заказчика, сколько возможность применить свои знания, сделать интересную и сложную работу как можно лучше. К примеру, мы на протяжении уже 15 лет работаем с Управлением вневедомственной охраны. "Эра-Hen-kel" - немецкая компания, работа с ней требует особого подхода, но мы находим его уже 10 лет. Каждый год у них идет обновление производственных технологий, и они нуждаются в наших услугах. За все время работы "СтройЭлектро" только укрепляла свою репутацию ответственной и компетентной компании. Ни одной рекламации и задержки у нас не было, а это дает свои преимущества при поиске нового заказчика. - Практика строительства по нормативным срокам - удобный для строителя метод. Можно значительно лучше прогнозировать и планировать текущую работу и точно знать соотношение затрат и доходов. В вашем бизнесе эта система тоже востребована - может быть, стоит ее вернуть? - Вы знаете, тут, на самом деле, получается "палка о двух концах". С одной стороны, практика соблюдения нормативных сроков строительства дает возможность выполнять работу спокойно и качественно. С другой стороны, наблюдается интересная ситуация в расходах заказчика. Нормативы строительства соответствуют регулярным, заранее установленным выплатам за выполненные работы. Соответственно, если вы работаете два года, то задача - выплачивать рабочему зарплату каждый из 24 месяцев. Какой будет зарплата, если срок строительства составляет полгода, и какой - если три года? Тем более что нормативы строительства несколько завышены, а зарплата несколько занижена. Лучше мы будем работать быстро, выплачивая достойную зарплату, но так же качественно, как при соблюдении нормативных сроков. В итоге и заказчики, и рабочие будут довольны. - Скоро, видимо, будем просить прощения за этот вопрос, или откроем рубрику: "Кадровый дефицит". Как у Вас с рабочими? - Собственно говоря, это самая большая проблема, тем более что в нашей работе неквалифицированной рабочей силы просто не бывает. Вдвойне сложно решать ее, когда рынок труда просто не способен обеспечить нас высококвалифицированными кадрами, а мы должны обеспечивать качество электромонтажных работ. Не все способны работать в наших условиях, и с нашими темпами. В результате из десятка пришедших остаются от силы трое. В большинстве это неплохие ребята, пришедшие после армии. - Аркадий Антонович, определили ли Вы для себя новые ниши на ближайшую перспективу? Новые направления в электроэнергетике, потенциальные рынки услуг? - Для нас представляет интерес динамично растущий рынок строящегося жилья - емкий и полноценный. Мы сейчас выполняем большой объем работ по монтажу электрооборудования в трех жилых домах. - Выходить на рынок частного заказчика - необходимое условие развития бизнеса… - Частный заказчик, как правило, внимательно считает деньги и поэтому до сих пор придерживается принципа: "не с первого раза, зато дешево". Из-за такого подхода на рынок строительных услуг пришло большое количество мелких неопытных фирм, предлагающих все, конечно, по самым низким расценкам. - Какой политики вы придерживаетесь при составлении портфеля заказов? - Если рассчитывать по проектам средних масштабов - не менее 3 заказов в год. Многое в данном случае зависит от распределения заказа по времени - длительности партнерских взаимоотношений. - Чем "гордится коллектив"? - В течение 6 лет мы работаем с "Балтийской строительной компанией" по реконструкции железных дорог в Новгородской, Тверской, Вологодской, Ленинградской областях, в Карелии. Здесь мы впервые начали заниматься монтажом и наладкой тяговых подстанций, напряжением 110 кВ, 220 кВ, сложных релейных защит. Это стало хорошей школой для наших специалистов на будущее. Проект "БТС-30" с "Транснефтью" осложнялся очень жесткими сроками (сокращение в 2,5 раза против нормативных) и большой психологической нагрузкой. Технический надзор осуществляли 10-12 человек. Работы необходимо было выполнить со строжайшим соблюдением всех мыслимых и немыслимых нормативных документов и инструкций - важность проекта слишком высока. В таких условиях очень четко проявились человеческие и деловые качества каждого работника, профессионализм и ответственность за порученное дело.
- Аркадий Антонович, что вы можете сказать о взаимодействии с государственными компаниями? Нет ли трудностей в согласовании ключевых вопросов во время ведения проекта, эффективно ли выстроены организация и управление?
Автор: по материалам редакции Дата: 17.05.2004 «Федеральный строительный рынок» № 30 Рубрика: *** |