Публикации »

С нами удобно работать. СМУ-303: передовые технологии прокладки инженерных сетей

Российские компании, работающие в сфере строительства и обслуживания инженерных сетей, делают ставку на освоение современных импортных технологий. Судя по всему, судьбу строительного заказа в российском коммунальном хозяйстве, подверженном старению и реформе, все в большей степени определяют мобильные и хорошо оснащенные компании, делающие ставку на hi-tech строительных технологий. Об этом мы беседуем с генеральным директором ЗАО "СМУ-303" В. В. МУСИХИНЫМ (в тексте: В. М.), и заместителем директора компании Л. П. САВИНЫМ (Л. С.)


ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

Л. С. - Сегодня в Петербурге бестраншейной прокладкой занимается целый ряд компаний. При прокладке трубопроводов крупных диаметров используются проходческие щиты, для меньших диаметров - домкраты, пневмопробойники. Наша компания располагает установками горизонтального шнекового бурения типа РВА 38/100/200 производства германской фирмы SCHMIDT-KRANZ. На данный момент у этой техники в Петербурге нет конкурентов по точности и скорости прокладки трубопроводов закрытым способом. В технологиях продавливания трубы с помощью домкратов ее конец может "увести" на несколько метров. В наших же установках точность достигается за счет пилотного бурения с лазерной головкой наведения.

В Киришах мы сделали прокол под 19-ю железнодорожными путями, длиной в 110 м, проложив самотечную ливневую канализацию и обеспечив необходимый уклон. На более мелких диаметрах длина прокладки может достигать 300 м. Кроме того, в процессе продавливания домкратом из трубы надо убирать грунт - это тяжелая физическая работа. Также мы выигрываем в уменьшении количества и размера котлованов. В результате при горизонтальном шнековом бурении мы можем обеспечить более низкую стоимость работ.

На данный момент мы единственная компания в Санкт-Петербурге, кто способом горизонтального шнекового бурения может прокладывать самотечную канализацию. Пока используем полиэтиленовые трубы, но если потенциальный объем заказов будет увеличен, то совместно с производителями ЖБИ возможно наладить производство специальных железобетонных труб - они используются, например, в Германии.

- Заказчики оценили эти преимущества?

Л. С. - Безусловно, да. Один из объектов - строительство канализации и водопровода для крупного торгового комплекса. Сроки сдачи - три месяца, общая протяженность трасс - примерно 10 км с четырьмя проколами под железной дорогой. Мы выиграли тендер, рассчитывая проложить большую часть сетей канализации и водопровода бестраншейным способом, так как обычными методами такой объем в столь краткие сроки, да еще и в довольно ограниченном коридоре для прокладки можно лишь с привлечением большого количества землеройной техники и людей. В данном случае это не дало бы результата.

ПОЛНЫЙ ЦИКЛ В УЗКОЙ НИШЕ

- Только ли техника помогает работе?

В. М. - Мы обеспечиваем полный цикл работы от проектирования до согласования и исполнительной съемки. Оборудование, которое мы используем, может применяться для прокладки подземных коммуникаций в защитных стальных футлярах, для прокладки чугунных, керамических, полиэтиленовых и других труб, в том числе с применением обсадных труб. Правда, иногда предпочитаем, чтобы вопросы согласования взял на себя заказчик - некоторые процедуры испытаний и сдачи очень сложны. 

Л. С. - Иногда в переговорах я привожу последний аргумент: господин Заказчик, Вы не представляете, как удобно с нами работать. Подпишите контракт, заплатите аванс… и до конца работы не вспоминайте о нашем существовании. А когда мы принесем Вам исполнительную документацию, заплатите остаток.

- Таким образом, Вы сможете взять на себя комплексную подготовку инженерных пятен?

В. М. - При осуществлении такой задачи на стадии разработки проекта важно увязать в земле различные коммуникации. Это задача крупных проектных организаций. Наш удел скромнее -  воплощать их проекты в действительность.

Сейчас актуально усилить наш специализированный участок, занимающийся управляемым горизонтальным бурением, техникой для геологического обследования трассы. Эта техника повышает результативность нашей работы. В огромном мегаполисе и на его окраинах верхний слой грунта насыщен инженерными коммуникациями, попадаются валуны, а также рельсы, шпалы и прочие продукты деятельности человека. Это все можно обойти при бурении, но для этого надо знать точное местоположение препятствий. Даже если сторонняя организация сделает такое исследование, она не будет нести полноту ответственности за ошибку. А для нас она может стоить очень недешево. Ведь в земле может найтись все - однажды, например, мы в ходе прокладки "удачно" нашли царский сейф. Пустой, правда.

Будем усиливать и проектную группу. С уважением отношусь к крупным проектировщикам, но меня не всегда устраивает существующая там кадровая политика. Опытные специалисты уходят по возрасту, а молодежь "прорасти" не успевает - ее зачастую искусственно держат в узде. А сегодня уже главный аргумент для молодежи не зарплата, а перспективы роста. Неудивительно, что ко мне приходят молодые специалисты из крупных институтов. Тем не менее, активно работаем с крупными проектировщиками, знакомим их с нашими возможностями.

Л. С. - У молодежи больше энергии и технологической культуры. Кроме того, технологии, по которым мы работаем, постоянно заставляют нас учиться. Начальнику нашего спецучастка 25 лет, у него в подчинении уже 7 ИТР. В основном привлекаем выпускников СПбГУПС и ГАСУ. Хотя выпускникам вузов опыта не хватает, они не стесняются задавать вопросы старшим, учиться на практике.

- Что помогло найти общий язык c железнодорожниками?

В. М. - Железнодорожники особенно заинтересованы в проведении работ без закрытия движения, с исключением возможной опасности для проходящих составов. Всякое пересечение железнодорожного полотна - это опасность нарушения его структуры. При нашей же работе не надо даже снижать скорость движения составов. Кроме того, железнодорожники ценят скорость проведения работ.

- Иногда подрядчики из бизнеса жалуются на инерционность в работе с бюджетными - или околобюджетными - структурами. Присоединяетесь к этому мнению?

В. М. - Скорее проблема не в крупных заказчиках, а в посредниках, которые стоят между ними и нами, субподрядчиками. На одном из автодорожных объектов, где мы выполнили немалый объем, заказчик уже перечислил генеральному подрядчику за нашу работу деньги еще в декабре. Но генподрядчик не перечисляет мне средства, мотивируя это тем, что пока не оплачены их объемы работ. Кто в этой ситуации неплательщик? Необходима более прозрачная система отчетности перед заказчиком, уже налаженная в крупных частных компаниях. Требуется и поменять качество "контролеров", входящих в комиссии. Понимаю их проблемы с кадрами - все, кто мог работать, ушли в бизнес. Желательно сделать более гибкими и СНиП - но не в плане упрощения, а в плане открытости новым технологиям.

- Технику предпочитаете импортную или отечественную?

Л. С. - Постепенно меняем технику на импортную, нашей все меньше. Помогают хорошие условия приобретения техники в лизинг - благодаря этому наладили работу с "Катерпилларом". Предпочитаем отказываться от аренды, в основном потому, что арендатор предоставляет технику со своим механизатором, а с него труднее спросить - не взыщешь. Что касается самосвалов, предпочитаем наши КАМАЗы. У нас не самые большие объемы перевозок, и эти машины вполне с нашими задачами справляются. Устраивает и проходимость. Предпочитаем и наши автокраны: лучше иметь пять наших, чем один импортный.

Послесловие от редакции. Это интервью интересно корреспондирует с публикациями этого номера, посвященными лифтовому хозяйству Москвы. Обратим внимание на активную тенденцию информатизации отрасли - как коммунального хозяйства вообще, так и строительства инженерных сетей в частности. Более того, можно сделать вывод о том, что одним из важнейших конкурентных преимуществ компаний становится уже не только и не столько импортная техника (при механизмах лизинга и перерабатываемых объемах денежных средств купить ее уже могут многие компании), сколько научное, информационное и инженерное сопровождение работы. Следовательно, для подрастающего поколения интеллектуальной верхушки строительного комплекса, ранее обреченной на прозябание в огромных НИИ или на "нижнее звено управления", появляется новый рынок труда - "белый воротничок".

Автор: по материалам редакции
Дата: 17.05.2004
«Федеральный строительный рынок» № 30
Рубрика: ***




«« назад