Публикации »

Лучше не отдам долг соседу, а оплачу квитанцию ОАО "РКС"

Уставной капитал - 1 млрд руб. У РАО "ЕЭС России" и "Газпромбанка" - пакеты по 25%, пакетами по 10% владеют "ЕвразХолдинг", "Еврофинанс", "Интеррос", "Кузбассразрезуголь", "Ренова". Организованы 23 дочерних компаний ОАО "РКС", капитал каждой из которых составляет 10 млн. рублей. Нужны ли еще аргументы в пользу того факта, что коммунальное хозяйство - большой бизнес?


ОАО "РКС" создано с целью повышения качества коммунальных услуг и формирования конкуренции на рынке ЖКХ, чтобы помочь в реформировании системы коммунального хозяйства, синхронизировать этот процесс с идущими в стране реформами электроэнергетики, газовой промышленности, местного самоуправления. Появление конкурентной среды сделает ЖКХ более эффективным, повысит его инвестиционную привлекательность. Поставленные задачи решаются с помощью создания региональных дочерних или зависимых компаний ОАО "РКС", которые сотрудничают с местными администрациями. Эти компании получают право на оказание коммунальных услуг, арендуют или берут в доверительное управление имущество предприятий ЖКХ. Одна из приоритетных задач - уменьшение затрат на 20-30%, что резко повысит эффективность коммунального хозяйства. ОАО "РКС" ведет переговоры о перестройке системы ЖКХ с администрациями 37 регионов. По состоянию на 11 сентября 2003 года подписаны договора о сотрудничестве в этой сфере с руководством 27 федеральных и муниципальных образований.

Мы встретились с Председателем правления ОАО "РКС" С. В. Яшечкиным на пресс-конференции, которая прошла после пленарного заседания форума, посвященного реформе коммунального хозяйства. Надеемся, что наш диалог о российской "коммуналке" мы сможем продолжить в следующих номерах нашего журнала.

- Что касается сегодняшней повестки дня, это взгляд компании на то, как нужно строить отношения между частным капиталом, публичной инфраструктурой и органами власти. Бизнес видит и политическую волю, и наличие у государства ресурсов, чтобы наконец осуществить реформу одной из важнейших, с точки зрения жизнеобеспечения, отраслей экономики. Спрос на реальные структурные реформы был отложен более чем на десять лет. Создание "демонстрационных площадок", о чем сегодня упоминалось - работа точечная, и системного эффекта она не давала. Но там, где власти пошли на создание условий для защиты инвестиций, для внедрения договорных механизмов взаимоотношения между бизнесом и властью, появляются долгосрочные позитивные результаты.

Сегодня важно, что макроэкономическая ситуация в стране и состояние основных фондов оставляют все меньше места для субъективных решений. Эти факторы делают нашу стратегию безальтернативной - бюджет справиться с объемом задач в ЖКХ не может. Поэтому у нас есть уверенность, что все составляющие и исполнительной, и законодательной власти, все бизнес-сообщество готово к реформам. Причем в формах не ортодоксальных, а адаптированных социально-экономической среде, которая де-факто сложилась. Конечно, сегодня трудно говорить о том, что малые поселения имеют шанс сразу получить существенные результаты от проведения реформ. Безусловно, мы вынуждены начинать с крупных поселений, так как законы экономики не обойти, и если уровень наших условно-постоянных затрат становится больше, чем доходная база по объему рынка где мы производим операции и услуги, безусловно, никто вкладывать частные деньги не будет. Но мы достигаем договоренности с областными властями, об этапности вовлечения поселенческих инфраструктур в проект.

Этот год позволил нам на основе практического опыта серьезно пересмотреть модель бизнеса, которую мы предлагаем для развития в региональных проектах. Если поначалу казалось, что эффективные управленцы смогут снизить неэффективные издержки и развивать предприятия за счет этого эффекта, то сегодня очевидно, что управление текущими рисками - одна из центральных, но не единственная задача защиты и возврата инвестиций. Сегодня "РКС" в первую очередь инжиниринговая инвестиционная компания, и только во вторую очередь компания, управляющая рисками текущей эксплуатации. Иными словами, приоритетная цель - помогая муниципалитетам сформировать спрос на реабилитацию и развитие инфраструктуры, сформировать программу на всю инвестиционную емкость, оценить ее, и найти для ее реализации инвестиционные источники. Взамен нам нужны эффективные гарантии. На данный момент управлять рисками текущей эксплуатации в регионах тяжело: это и экологические проблемы, и завязанное на бюджетную иглу и человеческий фактор ценообразование. Впрочем, объективные условия бизнеса диктуют, что возврат инвестиций можно осуществлять только с баланса предприятий, эксплуатирующих инфраструктуру, в т.ч. вновь созданных. В связи с этим и становится актуальным частное операторство по управлению. Но мы собственное управление не навязываем - если компания готова управлять текущими рисками на объектах, куда мы вкладываем инвестиции, мы готовы нанимать такие компании.

ИЗОЩРЕННЫЕ МЕРЫ

- Одна из проблем устойчивости бизнеса и защиты инвестиций - неплатежи. В эту зиму в регионах, где мы работаем, нам пришлось принять с 1 января функцию сбыта. В отношении неплательщиков есть процедура, в которая разрешает ограничивать их в потреблении - снизить уровень обслуживания, оставив обеспечение жизнедеятельности предприятия. Этот механизм достаточно сбалансирован. Мы потратили примерно 700 млн. руб, на то, чтобы затыкать кассовые разрывы, чтобы не пострадали добросовестные плательщики. Таким образом, знаменитых "веерных отключений" мы стараемся не допустить, работая избирательно. Но хотел бы обратить внимание, что мы должны выполнять социальные обязательства. Социальным ли обязательствам является уплата налогов во внебюджетные фонды и бюджет? Я считаю - да, причем главным. Выплачивать налоги, которые потом распределяются на дотации и субсидии, и есть главная социальная обязанность. С удовольствием готов выставить всем 100-% счета, согласно установленных государством тарифов, без учета льгот и субсидий. А всем, кто имеет реальное право на льготы - предоставлять услуги бесплатно, получив для них компенсации из бюджета. Лишь это правовой путь, а остальное искусственно. И мне кажется, если мы - потребитель, поставщик, собственник - перестанем лукавить, то многие проблемы незаметно уйдут.

- Какие меры будут приниматься к неплательщикам в жилом фонде?

- Изощренные. А если серьезно, задача любой расчетной системы - максимально исключить субъективный фактор. На учете полезного выпуска воды сидит сотрудник или стоит счетчик. Второй вариант более приемлем, хотя и более дорогой. Управляя сбытом по первой технологии, невозможно принять меры по отношению к неплательщикам, так как отпуск будет не совсем соответствовать действительности, а существенным условием для принятия мер должна быть легитимная фиксация объема и качества поставленной продукции, которые можно предъявить в суде. Я вижу следующий выход. Мы готовы авансировать все недоходные предпроектные затраты, а именно развитие схем генпланирования, ГИС, расчетные системы, включая персонифицированные счета и системы учета. Речь идет о том, чтобы пользователь приходил домой, вставлял пластиковую карточку в считыватель, и если средств на ней нет - свет не включится. Денежки есть - свет горит. Нет - не горит. Тогда не надо контролеров, судов. Строго говоря, функция биллинга, расчета, может вообще не быть привязана к сетям, производителям тепла, воды, электроэнергии. Она может быть отдельной услугой. Тем и хороши системы с мгновенным распространением товара - сразу виден результат. Я всегда говорил, что не боюсь изменения закона об электроэнергии, потому что скорость распространения электрона - 300 тыс. км/сек. Как только применили новое правило, через секунду все его ощутят. И мне бы хотелось, чтобы человек, получая красивую квитанцию с логотипом "РКС", бежал оплачивать ее со словами "Лучше не отдам долг соседу, а оплачу квитанцию ОАО "РКС"". А непонятные бумажки, с неразборчивым названием и на плохой бумаге, выбрасывал в мусор.

И еще о качестве. Это понятие сложное, но оно позволяет измерять разницу между хорошей и плохой компанией. Сомневаюсь, что кто-то сможет на вкус определить химический состав воды, хотя от этого зависит, сколько мы тратим на лекарства. Каковы показатели качества электроэнергии? Их 11, а пользуются лишь двумя. Получается, что для определения уровня услуги есть инструменты - но монополистам они сегодня не нужны. Поэтому наша компания считает: необходимо насадить философию качества среди потребителей и производителей. Сегодня мы стараемся удержаться на уровне требований как к качеству деятельности, так и в стандартах открытости, публичности компании. К концу года наша работа в области качества пройдет аудит.

МОНСТРЫ НЕ ПРИДУТ

- Сергей Викторович, одна из возможных форм привлечения средств в развитие инфраструктуры - развитие концессий, в том числе bot. Однако не приведет ли снятие барьеров к тому, что российская система обслуживания капитального хозяйства будет разрушена атакой зарубежного капитала - он сможет без особого труда захватить рынки, но, не имея социальной ответственности, с такою же легкостью с них уйти...

- Сегодня мы, "РКС", пытаемся применять некое квази-bot. Но, к сожалению, дело даже не в отсутствии законодательства. Мы боимся не западной компании, и Вам не надо их бояться. Мы общаемся со многими крупными "коммунальными монстрами", работающими по всему миру (не буду их называть чтобы не обидеть). Они к нам не придут, не беспокойтесь, по простой причине. А именно, они говорят: "Да, мы готовы создать даже совместные предприятия, но вкладывать мы будем не себестоимость, а технические компетенции. Дайте суверенные гарантии, и мы "еще вчера" привезем трубы, специалистов, технику". Нам же, при нашем объеме бизнеса, это проще купить, чем затем делиться доходами. Собственно же деньги они вкладывать не будут.

Вы можете пронаблюдать это не только на примере bot в коммуналке - аналогичная картина и в большой энергетике. Зарубежные компании предлагают нам платить фиксинг за управление, но риски сбыта, обеспечения топлива на непонятном российском рынке "доверяют" нам. Думаю, ближайшие 10 лет зарубежных компаний здесь не будет. Мы пытаемся выполнять миссию крупного капитала сами, так как в отличие от них готовы идти на более мягкие условия работы. Мы лучше управляем рисками, связанными со сбытом продукции, лучше взаимодействуем с властью всех уровней, поэтому имеем перед ними конкурентное преимущество.

Другой вопрос в том, что на западе иная "длина денег". В сфере bot мы сегодня столкнулись с такой проблемой, что практически нигде в классическом  виде невозможно заключить договор, потому что нет оборотоспособности имущества. Поэтому мы нашли другой подход - глубоко обследуем фонды и формируем инвестиционную программу, через публичные процедуры получаем на ее реализацию ресурсы. Вопрос в том, откуда вернутся деньги - и возникает проблема управления инфраструктурой, о которой я говорил выше.

- Может быть, вместо непонятных зарубежных денег использовать резервы ЦБ - ведь они могут стать основой для "длинных кредитов"?

- Думаю, бюджетную дотацию оборотного капитала в муниципальных образованиях надо заканчивать. Этот допинг распределяется непонятным образом, причем зачастую нет не только проектно-сметной документации, но и ТЭО проектов. Позволительно спросить, куда ушли миллиарды, направленные "целевым образом"? Наш опыт ожидания бюджетных денег в г. Владивостоке показывает, что 200 млн, которые должна была прислать Москва, были перечислены, но до места назначения "потонули" во взаимозачетах.

Нужно обратить внимание на систему налогообложения. Собственно, концессия придумана именно для развития инфаструктурых проектов, и иных целей не имеет. Для сложных инфраструктурных объектов всегда предусматривается специальный режим налогообложения. Правовая база по концессионным соглашениям всегда стоит особняком, это временная передача права собственности, и эти отношения регулировались специально. Приведу пример: МВД мы, фактически,  нанимаем - платим налоги, оно нас защищает. Мы же не платим на эту услугу НДС. Я хотел бы, чтоб к инфраструктурным проектам подход был таким же - там, где износ инфраструктуры превышает нормативные сроки и влечет серьезные риски для жизнедеятельности, можно и нужно применять специальное налогообложение, повышая привлекательность проекта. Издержек непроизводительного характера и так много, расчеты показали, что в ипотечном кредитовании порядка 30% непроизводительных расходов. А ведь ипотека только поощряет спрос, она еще не приводит к возникновению источников тепла, воды.

СЛОВО И ДЕЛО

- Каковы параметры инвестиционной программы компании?

- Мы рамочно планируем программу этого года в размере примерно 110 млн. долларов. Формируется она достаточно сложно из-за тех проблем, о которых я говорил: не то что проектно-сметную документацию, даже ТЭО найти сложно. В лучшем случае нам представляют перечень объектов и мероприятий. Как бы взгляд эксплуатационника: "Что бы еще сделать?" Реальных проектов мало. Один из них, наиболее крупный, мы намерены начать на Водоканале г. Ростов. Это глубокая модернизация системы водоснабжения города - перекладка систем водоснабжения, прокладка водоводов, водоочистка. Объем инвестиций - порядка 30 млн. долл. на 3 года, соответствующее соглашение подписано. Сейчас идут переговоры о создании проектной компании и формировании уставного капитала, и думаю, что в июне компания начнет работу. До 30% инвестиций надеемся освоить уже в этом году.

В прошлом году инвестиции были направлены в выстраивание корпоративной структуры, создание дочерних предприятий, головной штаб-квартиры и региональных организаций. Порядка 400 млн. руб. - инвестиции в оборотный  капитал. Инвестиционная деятельность - порядка 5-6 млн долларов, это строительство и модернизация теплоисточников, перекладка крупных транспортных систем.

- Что представляет собой "проектный фонд" РКС? 

- Цель - создать инвестиционный фонд, профессионально отбирающий дорогие большие проекты для коммунального комплекса, и позволяющий предоставлять средства на длительный срок. Мы столкнулись с проблемой отсутствия "длинных денег". Фонд будет являться источником финансирования перспективных проектов, а поддерживать его кредитоспособность будет резервный фонд. Это позволит кардинально увеличить длину денег и снизить риски для инвесторов.

Надо отметить, что сегодня у рынка безобразно низкий КПД. Это связано с тем, что сегодня отсутствует планирование развития городов и муниципальных образований, с учетом стратегически важных изменений в экономике. Так, отсутствует стратегия оценки топливно-энергетического баланса. Деньги, казалось бы, вкладываются в газификацию, передовые эффективные технологии, хотя на самом деле на местных топливных ресурсах можно реализовать технологию значительно более эффективную. Отдельные компании, продвигая свои технологии, навязывают оборудование, ставят его, и действительно получают результат в ограниченном районе или доме. Но с изменением топливного баланса "через двух мэров" может оказаться, что эти сооружения надо закрывать. Поэтому мы специально заключаем договор муниципального заказа, который позволяет получить источник в проектных затратах на инвестиционные проекты, куда мы вставляем и затраты на создание инфраструктуры расчетных систем. Если идти по другому пути, то денег, как нет сейчас, так и не будет.

Автор: по материалам редакции
Дата: 17.05.2004
«Федеральный строительный рынок» № 30
Рубрика: ***




«« назад