"Арт-Декор". Нырок в рынок
"Побеждает не школа, а мастер", - гласит, имея в виду старинные боевые искусства, старинная восточная пословица. Это изречение по праву применимо и к рынку реставрационных работ. Ведь важнейшую роль в уровне компании играет не абсолютное время пребывания на рынке, не послужной список десятков объектов и не восьмизначные числа банковских счетов - а то, насколько опытный персонал составляет основу коллектива. Несмотря на относительно небольшой срок существования самой торговой марки, компания зарекомендовала себя рядом высококачественно исполненных работ. Это заслуга специалистов, составивших основу коллектива. Пожалуй, именно это является главным выводом из беседы с А. Ю. БАХВАЛОВЫМ, директором молодой компании "Арт-Декор". - Андрей Юрьевич, на рынке реставрационных работ есть и крупные, и мелкие компании, и отдельные предприниматели. Однако в реставрации, как и других сегментах экономики, идет тенденция к укрупнению. На Ваш взгляд, неизбежна и положительна ли она? - Появление крупных компаний необходимо хотя бы в силу того, что мелким фирмам в одиночку не выполнить крупные заказы. Но, в целом, желательна тенденция не к укрупнению компаний, а к углублению специализации. Потребность же в реставрационных работах значительна - это связано с общей стабилизацией экономики. Места на рынке хватит всем. И если на крупные объекты должен приходить холдинг или консорциум, то средние и мелкие компании найдут себе менее заметные, но не менее ответственные работы. Наша компания специализируется на реставрации и воссоздании металлодекора. Есть ли потребность в нашей работе? Пройдем по "периферийному центру" Петербурга: сразу виден износ кровельных и карнизных свесов, резного металла, балконных решеток, входных сандриков. Эти на первый взгляд незаметные элементы - и история, и безопасность. Небольшие реставрационные компании вполне могли бы взять на себя обслуживание фасадов исторических зданий - ведь обычные МРЭО и РЖА предпочитают убрать с фасадов все "лишнее". Еще одно направление для повышения безопасности и одновременно соблюдения историзма - воссоздание балюстрад, отделяющих тротуары от проезжей части: именно так делается сейчас в Хельсинки, Амстердаме, Праге... Так выглядели и улицы Петербурга. Мы можем помочь и в решении проблем бытового вандализма. От хулиганов часто страдают нижние звенья водосточных труб. Опыт Хельсинки - водосточные трубы на городских площадях защищаются декоративной металлической решеткой. Полезно навести порядок в оформлении наружной рекламы: щиты обязательно должны быть декорированы в соответствии с историческим контекстом. Немаловажно соблюдение исторического оформления в рисунке оконных переплетов: металлопластиковые окна должны по цветовому решению соответствовать старинным деревянным рамам. Окрасить белый ПВХ-профиль, воссоздать с помощью накладных штапиков расстекловку - все это задачи, посильные небольшим компаниям. Одна из узкоспециальных работ, которые тоже под силу небольшим компаниям - воссоздание световых фонарей. Значимая для небольших компаний ниша - это работа на реставрационных субподрядах у компаний, не специализирующихся на реставрации. Например, мы плодотворно сотрудничаем с Мостотрестом: решаем проблемы, связанные с реставрацией металлодекора мостов, тогда как мостовики занимаются проблемами конструкций, механизмов. Эта работа ведется при участии и под патронажем КГИОП, потому что в этом случае будет выдержан единый стиль, соответствующий эпохе. ЧЕГО ОДИН НЕ СДЕЛАЕТ... - Андрей Юрьевич, сейчас мелкие компании работают на крупных объектах и часто делают там "погоду". Однако сейчас много говорят о нехватке квалифицированного управленческого опыта. Проблема особенно остра, если речь идет о консорциумах - временных объединениях нескольких мелких реставрационных компаний. Как быть? - Да, проблема есть. Подрядчик, как правило, привлекает шлейф субподрядчиков, те не всегда находят общий язык... Выручает, пожалуй, лишь то, что реставрация область узкая, все руководители друг друга знают, и обманывать не принято. Думаю, что в первую очередь нужно отрабатывать культуру контроля за финансированием и освоением средств. Кроме того, более детально подходить к проработке проектов, подготовке рабочей документации. Зачастую необходимо переделывать работу из-за недостатков проекта, а это - нецелевое расходование средств. - Реставраторам случается делать ошибки. Как наладить квалифицированный арбитраж в отрасли - но такой, который не станет механизмом выдавливания конкурентов? - Да, важно не допускать монополии на контроль, будь то реставрационные или общестроительные работы. Дело в том, что монополист неизбежно начинает выстраивать рынок под себя. Нельзя оставлять реставратора тет-а-тет с "представителем заказчика". В конфликтную комиссию должны входить и профессиональные реставраторы, и директора фирм, и представители контролирующих инстанций - КГА, КГИОП. НЫРОК В РЫНОК - Андрей Юрьевич, компании "Арт-Декор" пришлось начать самостоятельные действия лишь недавно. Что мешает сейчас входить в рынок? - Мешает налоговая политика. Налоги высоки и для малых, и для крупных предприятий, но крупным "выплыть" легче. При всем уважении к государству и его налоговой службе, ситуация, когда мы должны заплатить до 70 процентов оборота, делает работу неинтересной в финансовом и психологическом плане, а на голом энтузиазме далеко не уедешь… Налоговую политику надо пересматривать не только для реставрационной отрасли, но и для малого и среднего бизнеса. К сожалению, сейчас реставрационное дело приобретает все большую коммерческую основу, и главную роль в устойчивости компании играет коммерческая эффективность - умение директора вовремя добыть денег. Как ни банально прозвучит, но деньги на реставрацию должны "лежать кучей" - уже приготовленные к освоению. Нам же зачастую приходится заниматься их активным поиском. Сегодня одна из главных проблем - нехватка специалистов. Поэтому главное условие вхождения в рынок - это насколько профессионально работает коллектив, какие именно работы выполнялись специалистами, составившими основу компании. Вообще одна из неприятных тенденций - это снижение уровня реставрационной школы. - И что надо сделать для того, чтобы кадровый состав восстанавливался? - Совершенствовать порядок категорирования. Сейчас категория реставратору присваивается по ходатайству руководителя компании, но мы заинтересованы в "набивании цены" своих сотрудников. Думаю, что нужно вводить практику категорирования на основании реальных научно-практических работ реставратора, представленного к аттестации. Например, присваивать категорию на основании самостоятельно разработанной методики реставрации, после рассмотрения ее на комиссии с процедурой защиты. Речь может идти не о научном исследовании в объеме диссертации, но по крайней мере о работе, демонстрирующей владение предметом. Невредно прикладывать для комиссии и пакет фотофиксаций работ соискателя. Ведь сейчас по городу разбросана не одна сотня лицензий, а прочеканку набережных некоторые горе-реставраторы делают гипсом, ржавый металл обрабатывают пескоструйным аппаратом и огнем... - В завершение - вопрос о передаче памятников истории и архитектуры в частную собственность. Как директор реставрационной компании, Вы в этом заинтересованы. А личное мнение? - Мое личное мнение - сам факт частной собственности предполагает принцип "делаю что хочу", и полного выкупа подконтрольных объектов в частную собственность допускать нельзя. Предпочтительнее долгосрочная аренда, с обязательствами арендатора выполнять работы по консервации, реставрации и воссозданию, с последовательным представлением выполненных работ комиссии. "АРТ-ДЕКОР"
НИША ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ
196084 Санкт-Петербург, ул. Рощинская, д. 24
Тел. (812) 252-6056, 387-8017
Факс (812) 387-0456
Автор: по материалам редакции Дата: 12.03.2004 «Федеральный строительный рынок» № 29 Рубрика: *** |