"Арт-Эксперт". Не только образ, но и суть
Тему сценариев развития реставрационной отрасли в условиях рынка мы продолжили в беседе с генеральным директором научно-реставрационной компании "Арт-Эксперт", реставратором высшей категории М. Ю. АСЕЕВЫМ. - Компромиссы, безусловно, искать нужно, потому что без отработанной схемы приспособления зданий под использование в новых экономических условиях наш город не получит инвестиций - средств государственного и местного бюджетов на реконструкцию не хватает, поэтому требуется привлекать источники сторонних инвесторов. Решения по переделке зданий, приспосабливаемых для использования в современных условиях, должны приниматься в совместной работе сотрудников подразделений ГИОП и заказчиков. Компромиссы, пожалуй, невозможны лишь в вопросах конструктивной безопасности. Также нужно придерживаться главного принципа хартии реставраторов: помнить о том, что все изменения, привносимые в памятник, должны быть обратимы. - Тогда реставраторы оказываются в зависимости от надзорных инстанций. "Гуманитарные ценности" формализовать невозможно, и таким образом требования к инвестору (вполне, впрочем, аргументированные) могут оказаться неподъемны в финансовом плане. Это рычаг давления на бизнес. - Если решения принимать коллегиально, то, скорее всего, будут найдены здоровые компромиссы. Какие-то крайности в позициях всегда зависят от конкретных личностей. Но сейчас, когда объем реставрационных работ в Петербурге возрос, появляется все больше примеров, корректных с точки зрения реставрации и приемлемых для инвесторов. Пример из нашей работы - приспособление особняка графа И. Ф. Паскевича-Эриванского на Английской наб., д. 8 для Московского индустриального банка. Восстановлены уникальные парадные интерьеры, приспособлены для современного использования второстепенные помещения. Также нужно отметить, что более образованными становятся и сами пользователи. Они все реже пытаются делать трехэтажные надстройки в центре, не сносят капитальные стены. Для сохранения этой тенденции со стороны культурной элиты общества требуется квалифицированная просветительская работа, направленная на воспитание экономической элиты - тех, кто придет на памятники в качестве арендатора или собственника. "Добровольно-принудительные" курсы вряд ли помогут - должно создаваться информационное пространство, систему ценностей. Эту работу нужно вести деликатно и уважительно, в том числе и через печатную прессу. При введении здания в коммерческую эксплуатацию необходимо разделить задачи первой и второй категории. Задачи первой категории - это обеспечить устойчивость несущих конструкций, гидроизоляцию фундаментов и кровли, необходимые консервационные меры. Если после этого на дорогостоящую реставрацию - например, воссоздание живописного плафона, денег не хватает, но через 10 или 20 лет пользователь находит средства, реставрация продолжается. Другой вопрос в том, что задача государства в лице КУГИ определить среди потенциальных пользователей наиболее платежеспособных - тех, кто сможет не затягивать реставрацию на десятилетие. Но и заставлять провести комплексную реставрацию за год недопустимо. Организациям, которые берут в пользование памятники архитектуры, в частности - продолжать практику, когда в реставрационные работы направляются деньги, которые пришлось бы выплачивать за аренду. - Но от консервации на десятилетия недалеко до еще одного компромисса: отказаться от дорогостоящей реставрации, и воссоздать живопись в полиграфических решениях, камень - в гальванопластике, резьбу по дереву в гипсе и так далее... - Вполне естественно, что каждый изобретатель, сделав некое открытие, начинает его продвигать во все отрасли - от пищевой промышленности до реставрации. Это просто свойство коммерции. Но и в пищевой промышленности, и в реставрации должен быть создан некий ограничивающий механизм, позволяющий анализировать целесообразность и необходимость нововведений. Без крайней необходимости отказываться от традиционного материала не следует. Воссоздавая архитектурный образ, будь то здание, интерьер или предмет обстановки, нужно сохранять и технику, и технологию, потому что мы воссоздаем не только образ, но и суть предмета искусства. Если, например, предмет майолики пытаться воссоздать в фарфоре, то суть предмета не сохранится (объяснять, почему это так, нужно в отдельной статье, но это именно так). В некоторых случаях возможна точная копия с последующей модификацией под старый материал, но в таких решениях нужен индивидуальный подход - например, когда речь идет о технологических ошибках прошлого. В частности, такой ошибкой было использование каркасов из черного металла для металлодекора из выколотной меди, или применение путиловского известняка для изготовления скульптуры. Открыть же "зеленый свет" заменам нельзя - иначе весь город окажется сделан из гальваники, гипса и пенополиуретана. Кроме того, внедрением нового должен заниматься специалист как минимум высшей категории, то есть очень хорошо понимающий специфику работы. И еще. Дело в том, что в реставрации не существует прямой линии и прямого угла. На старинных фасадах, как правило, нет ни одного одинакового оконного проема. Лепной карниз, который мастер делал вручную, повторял геометрию стены. Пластиковый карниз окажется идеально прямым, но не будет соответствовать старинной эстетике. - А если речь идет о задачах воссоздания скульптуры? Может ли помочь, например, гальванопластика? - Гальваника часто не дешевле, чем литая скульптура или выколотная бронза, а долговечность ее несопоставимо меньше. Пример - воссоздание фигуры П. П. Рубенса на фасаде Нового Эрмитажа, над чем мы работали несколько лет. Попробовали различные техники, материалы, и нашли оптимальное решение - отливку в бронзе, с последующим окрашиванием под шпиатр. От материала, в котором был выполнен подлинник этой скульптуры, мы отказались - шпиатр не лучшим образом ведет себя со временем, а кроме того, подвержен воздействиям агрессивной окружающей среды. Что касается попыток замены скульптуры из мрамора или известняка, то целесообразнее использовать камнезаменитель. Ведь хотя сейчас возросла культура тонировки и фактурной имитации, воссоздать структуру и фактуру известняка на гальванопластической скульптуре почти невозможно. - Вернемся к проблеме передачи памятников. Памятник, попавший в частные руки, станет недоступен для простых граждан... - Знаете, пора бросить все эти "красные флаги" и лозунги о продаже социалистической собственности. "Общественность" не хочет, чтобы банкиры существовали как таковые; естественно, она не хочет и чтобы они сидели во дворцах. Не все здания города-музея должны быть открыты для всеобщего обозрения. Народ должен ходить в музеи, куда его, наверное, нужно один раз в месяц пускать бесплатно. А специалист, который занимается историей интерьера, сможет пройти в "режимное" здание по отношению КГИОП, или получить фотофиксацию из архивов. В конце концов, запреты всегда способствовали любознательности. - Может быть, решить вопрос сохранения памятников совершенствованием механизмов их аренды - более эффективным управлением госсобственностью? - Видите ли... те, кто достиг такой жизненной планки, когда на собственные средства может реставрировать дворцы - люди прагматичные и осторожные. Взяв здание в аренду, они не будут вкладывать в него огромные средства, не имея гарантий их сохранения. Гарантии - выкуп и жесткое соблюдение прав собственности. Уже дело законодателей и юристов предусмотреть меры для прямого воздействия на собственника в случае его нецивилизованного поведения. Однако нужно корректно подойти к обязательствам собственника - оценить, какие интерьеры должны быть отреставрированы или воссозданы, а в каких допускается евроремонт. Надо ли реставрировать старинный подвал? Пусть он будет перепланирован под современное использование. Это же относится и к верхним этажам здания. - Но все чаще встречаются примеры, когда от здания сохраняют только фасад, внутри же планировка полностью уничтожается - вплоть до ликвидации перекрытий. - Да, примеры есть, но речь идет о типовых интерьерах. Впрочем, к таким проектам должны проявлять внимание специалисты комитета по архитектуре, отслеживая несущую способность сохраняемых стен здания. Мне кажется, что более актуальна проблема внедрения новых проектов в исторически сложившуюся городскую застройку. В центре неизбежно будут появляться новые здания. Но внедрение должно быть осмысленным с точки зрения стилистики городской среды. 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., дом 30, пом. 18
- Михаил Юрьевич, один из вопросов, который поднимают Ваши коллеги-реставраторы в этом номере журнала - необходимость компромисса между принципами научной реставрации и необходимостью укладываться в рамки бюджета инвестора. Нужны ли они?
"Арт-Эксперт"
Тел.: (812) 325-97-38
Тел./Факс: (812) 325-91-84
E-mail: artexp@sp.ru
Автор: по материалам редакции Дата: 12.03.2004 «Федеральный строительный рынок» № 29 Рубрика: *** |