Публикации »

А. В. Данилин, ООО "Ресдан": Сохранить памятники может только профессионализм

О проблемах взаимодействия инвестора, заказчика и реставратора рассуждает наш собеседник - генеральный директор ООО "РесДан", Заслуженный строитель РФ Александр Викторович ДАНИЛИН.


БИЗНЕС ИЛИ НЕ БИЗНЕС

- Александр Викторович, профессиональные реставраторы на страницах нашего журнала всегда подчеркивают, что реставрация не бизнес, а призвание, наука, искусство... Бизнес же, инвестирующий в объекты культурного наследия, так и остается бизнесом - экономным, прагматичным и нетерпеливым. Результатом "нестыковки" профессионального реставратора и профессионального бизнесмена часто оказывается порча памятника. Где компромисс?

- Я разделяю реставрацию на два направления: первое - это консервация и реставрация музейных объектов и предметов декоративно-прикладного искусства, и второе - реставрация и воссоздание архитектурных памятников с приспособлением для современного использования. В первом случае работы должны проводиться с сохранением того, что дошло до нашего времени, без спешки, с применением достижений реставрационной науки для музейного показа памятника.

Во втором случае, когда архитектурный памятник имеет художественную, историческую и культурную ценности, и дальнейшее его использование предполагает приспособление под арендатора или пользователя с учетом современных требований, возможен поиск решений, удовлетворяющих требованиям охраны памятников и эксплуатации. При этом считаю не всегда оправданным подход по выбору реставрационных организаций не по профессионализму, а по рыночным меркам - в частности, проведение тендера без утвержденного рабочего проекта реставрации и приспособления с инженерными изменениями.
Для сохранения и реставрации архитектурных памятников и зданий исторической застройки, переданных в аренду организациям, необходимо заинтересовать арендаторов в выделении средств на реставрацию и проведение реставрационных работ, засчитывая стоимость выполненных научно-изыскательских, проектных и реставрационных работ в счет части арендной платы. В качестве первоочередных работ необходимо проводить работы по укреплению фундаментов, ремонту кровли и фасадов и укрепительно-консервационным работам.

- Какие еще объекты ведет компания?

- Мы работаем на зданиях, которые приспосабливаются для использования в современных условиях. В 2001 году принимали участие в первоочередных противоаварийных работах по зданию корпуса N 1 НИИ СП им. Н. В. Склифосовского (странноприимный дом Шереметьева). Генподрядные работы по реконструкции и приспособлению памятника ведет корпорация "Трансстрой". Нашей организации поручены работы по реставрации фасадов и интерьеров. 

В 2003 году генподрядчик "Центрстройинвест-2000" пригласил нашу фирму выполнить реставрационные работы по дворовому фасаду ансамбля "Дом Пашкова", памятника архитектуры. Надеюсь, что это сотрудничество продолжится и в дальнейшем.

Много работаем на восстановлении церквей Москвы и Подмосковья. Один из объектов - Зачатьевский монастырь, где мы восстанавливали стену, реставрировали Церковь Сошествия Святого Духа. Нужно отметить, что монастырям сейчас финансированием помогает город. Сейчас настоятельница монастыря собирается воссоздавать разрушенный в тридцатые годы храм, и мы готовы принять участие в этой работе. Небольшие объемы ведем в церкви Тихвинской иконы Божьей Матери - памятник интересен по своей архитектуре. Надеюсь, что комитет бюджетного планирования Москвы сейчас добавит средств на реставрационные работы - тогда мы сможем развернуть работы более широким фронтом. В Старом Симонове, где по преданию похоронены воины Ослябя и Пересвет, делаем Церковь Рождества Богородицы. Два года назад начали воссоздание утраченной колокольни.

- Как полагаете, будущее - за компаниями крупными, средними, мелкими?

- Механическое, "волевое" объединение реставраторов бессмысленно. Думаю, все формы компаний, как частные, так и государственные, имеют право на жизнь. Оптимальность организационной формы зависит от стоящих задач. Например, если восстанавливается большой ансамбль, требуется холдинг или консорциум на период работ. Комплексная реставрация памятника по силам крупной реставрационной компании, осуществляющей полный спектр работ. Для реставрации здания с приспособлением целесообразно привлечение средней организации, работающей на субподряде. Узкоспециальные работы - для мелких компаний или отдельных мастеров. Главное - высокая квалификация. Памятников в стране много, но сохранить их сможет только профессионализм, этика реставратора. Если заказчик просит выполнить работы, которые по смете стоят одну сумму, а денег выделяет половину или того меньше - отказываюсь, так как дешево и хорошо не бывает - а доброе имя дороже.

- А если заказчик при этом найдет недобросовестного подрядчика?

- Не обязательно. Можно найти хозяйственные способы экономии - например, принять специалиста в собственный штат, купить материалы. По крайней мере, это избавит заказчика от дополнительных затрат.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ

- "Ресдан" уделяет большое внимание зарубежным выставкам. Почему?

- Да, мы уже много лет участвуем в Лейпцигской выставке, представляли там свои работы. Я не ставлю себе целью получить зарубежные заказы - просто надо смотреть, что делают в мире, сравнивать наши достижения и определять, к чему следует стремиться.

- Один наш собеседник, известный в музейном деле, сравнивает деловую культуру бизнеса российских и зарубежных реставраторов, отдавая предпочтение последним. Если "наш" будет спорить и даже учить заказчика, то иностранец выслушает клиента так, как это и положено. А "если, - говорит наш собеседник, - мои требования явно ошибочны, то я прочту это по ухмылке в глазах собеседника". Говорят также и о соблюдении сроков...

- Мне кажется, что независимость мышления нашего реставратора, умение объяснить и обосновать свои предложения по методике реставрации - это достоинство. К вопросу об "ухмылке": на известном московском памятнике культуры мы работали параллельно с зарубежной компанией, которая вела работы по укреплению белого камня и кирпича. Они приступили к работам, не восстановив кровлю, не поставив хотя бы временного укрытия, то есть не замкнув периметр. Это - выброшенные деньги. Мне кажется, что в привлечении иностранного подрядчика зачастую много политики, конъюнктуры, желания "освоить средства", а не сделать работу. Есть, безусловно, примеры качественной работы иностранцев, но в целом наличие загранпаспорта отнюдь не гарантирует качества.

Другой вопрос, иностранные специалисты уже находятся в ином информационном пространстве. Мне приходилось общаться со многими европейскими реставраторами. Так, запомнились работы на Соборе Парижской Богоматери - прямо на площадке стояла ЭВМ, на ней разрабатывались шаблоны. Не вручную, как у нас. Был четко проработан и выполнялся график работ. Что касается сроков, у российских реставраторов они меняются в основном из-за финансирования. Если за границей оплату обещают подекадно, помесячно, то так оно и будет. У нас - проект согласован, процентовка подписана, а денег нет. Как я куплю материалы, выдам зарплату? Финансовые потоки нерегулярны и на государственных, и еще больше на частных объектах. Начинаю терять людей. Если беру коммерческий кредит, теряю проценты. Несмотря на задержку финансирования, оговоренная контрактом продолжительность реставрационных работ не увеличивается на время задержки, что приводит к нарушению технологического регламента. Таким образом, если бы наш реставратор был уверен, что подписанный им контракт будет соблюдаться, вопросов было бы гораздо меньше. У меня большая часть моего времени уходит на поиск средств.

- Каков же выход?

- Заключая контракты, предусматривать ответственность за строгое соблюдение принятых на себя обязательств не только подрядчиком, но и заказчиком. Бюджетные работы должны обязательно гарантироваться финансированием. Порядка 20 процентов, как на государственных, так и частных объектах, должны идти по предоплате.

ТЕХНОЛОГИИ И ЦЕНЫ

- А полезны ли нам зарубежные реставрационные технологии?

- Мне приходилось принимать непосредственное участие в работах на Московском Кремле. Мы долго не могли решить проблему участка Кремлевской стены у Могилы Неизвестного Солдата, где очень сложные условия эксплуатации. Проблему решили только с использованием югославской краски - она обладает хорошей проницаемостью, держится уже лет пять. Краска этого же типа использована на фасаде Первого корпуса в Кремле. Наши производители пока не выпускают лакокрасочные материалы такого качества. Правда, качественные отечественные материалы постепенно появляются на нашем рынке. Но важную роль во внедрении качественных материалов играет ценовая политика заказчика. Например, одна из городских проблем - гидроизоляция фундаментов. Есть импортная технология создания барьера в грунте с помощью металлических листов. Но оборудование и материалы стоят столько, что пока дешевле работать старыми методами. Средств на инновации никто не дает. Но, думаю, внедрение новых технологий станет более реальным, когда будет разработан перспективный план проведения реставрационных работ на длительный срок,  тогда мы сможем планировать закупку оборудования за счет своих средств. Пока же наша система экономически не готова к инновациям.

ООО "РЕСДАН"
Тел. (095) 729-0722
Тел./факс: (095) 237-9506, 235-9927
E-mail: resdan@mail.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 12.03.2004
«Федеральный строительный рынок» № 29
Рубрика: ***




«« назад