"Управление Механизации-260": Стать лучшими несложно, сложнее удержаться наверху
Ключевые составляющие качественной работы башенных кранов - это квалификация, трудовая дисциплина персонала и техническое состояние кранов, считает управляющий "Управления механизации-260" А. Н. ЗЕМЛИНСКИЙ. - Аркадий Наумович, грозная статистика свидетельствует, что наиболее важной причиной ЧП на строительных площадках является нарушение технологической дисциплины. Что делать? - Сегодня дисциплина труда на строительных объектах - вопрос очень сложный: об этом говорят трагические случаи, имеющие место при эксплуатации грузоподъемных машин. По моему опыту, безопасность работ на стройплощадке определяется дисциплиной труда и квалификацией персонала. Дисциплина труда зависит от руководителя компании, квалификация - от системы подготовки кадров. На первом месте стоят неприятности, связанные с техникой безопасности. Касается это как самих строителей, так и механизаторов, поэтому мы, осознавая нашу ответственность перед строителями, предпринимаем ряд мер. Так, у нас до мелочей проработаны регламенты, связанные с дисциплиной труда. Ведь башенный кран - не только источник повышенной опасности, но и машина, определяющая весь ритм стройки. - Что нужно делать, чтобы снижать значимость "человеческого фактора" в ЧП? Например, возложить на кого-то персональную ответственность за соблюдение регламента? - В каких случаях спрашивать с управляющего, начальника участка, прораба - регламентировано нормативными документами, расписывающими ответственность каждого должностного лица. Современная строительная площадка - сложный организм, где на одном "пятачке" зачастую сосредоточены десятки организаций. Дисциплину труда на таких объектах определяет прежде всего генподрядчик. Если общая дисциплина труда на объекте находится на должном уровне, то ей подчиняются все субподрядные организации, в том числе и наши крановщики. Ведь работа башенных кранов осуществляется, или по крайней мере обязана осуществляться, согласно "Проекту производства работ", документу, специально составленному для обеспечения безопасности этих работ. В немалой степени на этот процесс влияет и государственный надзор по различным его направлениям. Я знаю из собственного опыта, чем этот надзор требовательней, тем порядка больше. За работой механизаторов следит Госгортехнадзор: регулярные проверки, контроль, если найдены нарушения - штрафы. Бывает, что мы и спорим, но подчиняемся. И я думаю, что если бы все государственные инспекции относились к своим обязанностям так же, как Госгортехнадзор, порядка на строительных площадках было бы гораздо больше, а ЧП с обрушениями - меньше. - Каков сегодня средний возраст крановщика? - Около 35 лет. Но работают и 20-летние, и 50-летние механизаторы. Подтянулось много молодежи - влияние хорошей зарплаты, кроме того, ребятам нравится ответственная работа. Кадрового дефицита нет. Интересно, что наиболее ответственно относятся к работе молодые и пожилые механизаторы. Те и другие опасаются: первые из-за недостатка опыта, вторые - потому что его много. А больше всего непозволительных ошибок совершают те, кто проработал 10-12 лет - из-за того, что уже, как им кажется, "все знают" и слишком самонадеены. КВАЛИФИКАЦИЯ: ВСЕ ВЫШЕ, И ВЫШЕ, И ВЫШЕ... - Сейчас многие строительные компании используют труд гастарбайтеров, состава "переменного" и зачастую недостаточно квалифицированного... - Мне трудно судить, т. к. у нас такого контингента работников нет. Однако все они труженики бывшей нашей огромной страны и следовательно им хорошо известны все "правила" и вся система требований и ответственности. Дело опять же за требовательностью и дисциплиной труда на данном участке работ. - А каким образом обстоят дела с повышением квалификации? - Эти вопросы решать сложнее, потому что повышение квалификации требует длительного времени и базы. Налаженная в СССР система подготовки рабочих кадров в значительной мере разрушена. Но ждать, пока государство восстановит этот образовательный сектор, мы не можем и вынуждены предпринимать меры самостоятельно. В частности, в настоящее время мы создаем центр обучения рабочих всех необходимых нам профессий. Чтобы наладить процесс обучения, у нас есть все: квалифицированные преподаватели, мастера производственного обучения, наставники, производственная база. - Сейчас на рынке появляется все больше импортной крановой техники, но не дремлют и наши производители. Программа обучения механизатора будет рассчитана на зарубежные или российские краны? - В парке Управления сегодня 145 башенных кранов. Из них до сегодняшнего момента не было ни одного импортного, и лишь в первом квартале этого года мы поставим на объекты 10 кранов Liebherr. Разумеется, при таком соотношении отечественной и импортной техники мы будем учить работе главным образом на нашем оборудовании. Работа профессионального крановщика на российском или импортном кране отличается только нюансами - на импортном работать в чем-то даже легче. Обслуживание кранов разнится сильно и здесь нужна специальная подготовка. Что касается техники импортной. По контракту с фирмой Liebherr мы послали на стажировку в Германию 13 человек ИТР и рабочих. Это наиболее квалифицированные работники. Вот они то и продолжат обучение персонала работе на этих кранах и обслуживание их. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ: РОССИЙСКИЕ ИЛИ ЗАРУБЕЖНЫЕ? - Насколько конкурентоспособна российская крановая техника? Нашим производителям кранов будет по силам и импорт техники? - За перестроечные годы научный потенциал поубавился, но на мой взгляд, на заводах и в конструкторских бюро хорошие специалисты еще сохранились. Производство крановой техники - не такой престижный для страны сегмент машиностроения, как производство самолетов или автомобилей, и вряд ли мы дождемся централизованной государственной программы по преодолению разрыва. Предприятиям приходится работать самостоятельно. О конкурентоспособности и импорте башенных кранов сегодня говорить, конечно, не приходится, однако если сравнивать конкурентоспособность в различных отраслях промышленности то, как мне кажется, здесь мы более конкурентоспособны, нежели в автомобилестроении. Хорошую продукцию по многим параметрам выпускает лидер Российского краностроения - Ржевский крановый завод, не сдает позиции наш Санкт-Петербургский "Механический завод", разворачивает свои мощности Нязепетровский крановый завод на Урале, завод в г. Кохма Ивановской области. - Тем не менее, Вы приобретаете большую партию Liebherr... Дело в преимуществах лизинга, технических характеристиках? - Дело в том, что на сегодняшний день эти машины, как нам кажется, более качественны, технологичны и надежны и превосходят наши по ряду параметров. Да и вообще надо попробовать, может быть даже для того, чтобы больше ценить отечественные машины. Ведь все познается в сравнении. - Сейчас зарубежные поставщики техники создают аналоги управлений механизации для того, чтобы способствовать продвижению своей техники. Стремятся замкнуть технологическую цепочку и крупные строительные компании. - Башенный кран резко отличается от номенклатуры всей остальной строительной техники - это машина повышенной опасности, она сложна в монтаже, обслуживании. Жизнь показала, что многие строительные фирмы попытались пойти по пути создания "карманных" управлений механизации - это позволяло не только обойтись без договорных отношений, но и при необходимости давало возможность быть менее зависимым от механизаторов. Конечно, теоретически можно приобрести два-три десятка кранов и эксплуатировать их, но это требует создания новой службы, целого комплекса регламентных работ, квалифицированного обслуживания. Практика показывает, что отличный импортный кран можно "добить" неграмотной эксплуатацией за полгода. Неудивительно, что ни одна строительная фирма свое управление механизации по башенным кранам не создала, за исключением "Балтийской строительной компании", тем более что у них имеется собственное крановое производство. Но даже такие гранды строительного бизнеса, как "ЛенСпецСМУ", "Строительный трест", предпочитают в части, касающейся башенных кранов, работать с нами. Что же касается самостоятельных мини-управлений, имеющих на балансе технику какой-то одной марки, или несколько различных кранов, то, во-первых, они не сравнимы с нами по мощности - возможности маневра техникой, кадрами. А вообще мы не против конкуренции. Она заставляет всех подтягиваться. - Тем не менее, "Управление механизации" вошло в состав "Ленстройреконструкции"... - О чем ничуть не жалеем. Это был продуманный, осознанный шаг. Возможность Группы ЛСР не сопоставимы с нашими и уже в первый год совместной работы они, эти возможности, были нам представлены, как нам кажется, мы их употребили с пользой для дела. ЧТО НАМ СТОИТ СТРАНУ ЗАСТРОИТЬ - Аркадий Наумович, столичным строительным компаниям тесно в пределах "малой родины" - москвичи активно идут в регионы. Готово ли УМ-260 работать за пределами города? - В доперестроечное время, когда Управление было в составе мощного Главка "Главзапстрой", в системе Минстроя СССР, в парке машин было 280 ед. кранов, из которых две трети находились за пределами г. Ленинград. По заданию Родины мы строили новый город Славутич (после известных чернобыльских событий), восстанавливали города Спитак и Ленинакан (после землетрясения в Армении). Так что работа "за пределами" нас не пугает. - А по силам ли значительное увеличение парка - скажем, для реализации социально-ориентированной ипотечной программы? - Как я уже сказал выше, в парке Управления было 280 ед. башенных кранов и все работали. Так что строительный бум, чем бы он ни был вызван, нас не пугает. Задача одна - средства, обеспечивающие возможность увеличения парка, отвечающего возникающим потребностям в нас. Управлять увеличенным (даже вдвое) парком башенных кранов для нас задача не новая. Уверен, она нам по силам.
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ КРАНА - КРАНОВЩИК
"УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ-260":
194100, Санкт-Петербург, ул. Веры Грибалевой, 9
Тел. (812) 245-3089
Факс (812) 245-1370
e-mail mail@um-260.ru
http://www.um-260.ru
Автор: по материалам редакции Дата: 12.03.2004 «Федеральный строительный рынок» № 29 Рубрика: *** |