Большой груз - на любую высоту
Несмотря на "железный занавес", эпоху СССР многие иностранные компании вспоминают как золотую пору. На несколько лет вперед они были загружены выполнением крупных заказов. После перестройки огромный по своим размерам советский рынок был утрачен, и далеко не все в критический момент справились с ситуацией. Генеральный директор компании Андрей Владимирович РОЖКОВ делится своим управленческим опытом и опытом своих предшественников. - Собственная история компании начинается с 1993 года. После распада СССР для концерна KONE - финского производителя лифтов и кранов - был потерян огромный рынок, и в сложившейся ситуации было принято решение разделить бизнес по производству кранов и лифтов. Владелец фирмы KONE выставил на продажу производство кранов, так появился концерн KCI Konecranes. Сейчас мы представляем интересы финской компании не только в Петербурге, но и на территории России. Более половины бизнеса приходится на сервисное обслуживание. Так, на конец прошлого года по всему миру насчитывалось порядка 210000 кранов компании Konecranes - вся эта техника нуждается в обслуживании. Наша компания делает эту работу в России - осуществляет поставку и наладку новых кранов, поставляет запчасти для ранее купленных. Остальная часть бизнеса включает две части: поставка легких или стандартных кранов, грузоподъемностью до 80 тонн, предназначенных для разных отраслей промышленностин; поставка специальных или технологических кранов, таких как универсальные портальные, перегружатели контейнерные и для навалочных грузов, монтажные судостроительные, а также различные краны для целлюлозно-бумажной, металлургической, энергетической промышленности. По всему миру концерн имеет 34 представительства, заводы Konecranes кроме Финляндии располагаются в Китае, Франции и Германии. - Что отличает краны Konecranes от других? - Главной отличительной особенностью наших кранов является то, что основные базовые компоненты для них делаются на собственных заводах. За счет такой организации производства повышается качество работы крана и удобство его дальнейшей эксплуатации. Кроме того наша компания в России занимаемся проектированием кранов, причем как их механической, так и электрической частей, разработкой новых и модернизацией старых кранов. Таким образом, можно учесть производственные потребности заказчика, найти оптимальный вариант. - Андрей Владимирович, одна из признанных проблем нашей промышленности - краны портальные. В частности, возможности петербургского порта уже на грани постоянно растущих объемов грузооборота... - Да, по средним оценкам, Морские порты России в Балтийском бассейне, по имеющимся мощностям могут переработать примерно половину требуемого грузооборота. Дело не только в том, что уже территориально некуда расширяться - технические средства, а именно портальные краны петербургского порта, устарели. В этой связи идет интенсивное наращивание портовых мощностей, одним из примеров может служить строящийся Усть-Лужский морской порт. Новый порт будет состоять из специализированных терминалов контейнерного, угольного, рефрежераторного, зернового и других. Ввод новых мощностей может повысить качественные и количественные показатели в несколько раз. Надо отметить, что стивидорные компании оперирующие в Санкт-Петербургском Морском порту в последние годы много сил и средств уделяют своему развитию. К примеру, в 1999 году мы начали модернизацию четырех контейнерных перегружателей Санкт-петербургского торгового морского порта на 1-ом контейнерном терминале. До этого каждый терминал перерабатывал 80 тысяч TEU - грузовых контейнеров. После завершения реконструкции в 2002 году объемы грузооборота увеличились до 400 тысяч, а сегодня приближаются к 480-500 тысячам. В 2003 году Первый контейнерный терминал заказал и уже получил от KCI Konecranes еще два новых причальных Контейнерных перегружателя. В планах ПКТ-1 достичь к 2010 году грузооборота до одного миллиона контейнеров в год. Стабильный рост, который демонстрируют судостроительная отрасль, и острая необходимость в замене уже почти вышедшей из строя вспомогательной техники также являются источником спроса на крановое оборудование нашей компании. Крупные и долгосрочные заказы требуют качественного парка техники для проведения работ. В частности, Балтийский судостроительный завод ведет большую и долглсрочную программу модернизации производства, в том числе и обновление кранового парка. ОАО "Северная верфь" в 2002 году купила у нашей компании пять мостовых кранов грузоподъемностью 50 тонн для эллинга и в ее дальнейших планах - продолжить обновление кранового оборудования. Мы ведем переговоры, консультируемся, ищем оптимальные пути. Также продолжительное время сотрудничаем с Борским стекольным заводом, поставляя ему новые стандартные краны. - Сервис и обслуживание кранов после их продажи имеют большое значение для заказчика. Как согласована работа с российскими клиентами, что позволяет обеспечить минимум издержек и максимум отдачи от оборудования? - Конечно, в условиях российского бизнеса - обширных территорий, суровых климатических условий, интенсивности работ - одной из острейших проблем является обеспечение комплектующих, при снижении их стоимости. Основа хорошего сервисного обслуживания это выполнение заводских инструкций, планомерность и снабжение запасными частями. Для этого у нас есть специально обученный персонал, налажены прямые поставки комплектующих, организован склад. В своей работе мы всегда исходим из того, чем мы можем быть полезны владельцам кранов, с тем чтобы работы по обслуживанию взять на себя. Наши квалифицированные специалисты в короткие сроки определят неисправность, смогут заказать именно нужную деталь, установить и отрегулировать. Именно такая работа дает возможность заказчикам уменьшить простои кранов, эффективно расходовать средства на поддержание кранов в технически исправном состоянии. Для снижения стоимости новых кранов мы занимаемся поиском субпоставщиков для изготовления металлоконструкций кранов. Если можно сделать деталь из отечественного металла прямо здесь, зачем же экспортировать его по 350$ за тонну, а потом ввозить готовые металлоконструкции за 2000$? Но не могу сказать, что проблема решается легко. Мы знакомим потенциальных производителей с технологиями, показываем производство в Финляндии, учим работать. Поначалу все соглашаются, радуются и уверены, что все смогут. Но когда доходит до дела... сроки, качество говорят сами за себя. Приходится настаивать на исправлении брака и с горем пополам доводить проект до логического конца. Но хотя набиваем шишки, я думаю, что результат будет. - При высокой стоимости оборудования, далеко не каждый может позволить себе краны фирмы Konecranes. Делаете ли вы шаги навстречу российским заказчикам: применяете лизинговую форму продажи, дифференцируете формы оплаты? - Все, что может быть сделано для покупателя, мы делаем. Другое дело, не всегда это может вызвать ожидаемый положительный эффект. Есть, например, такие заказчики, что предлагают привезти оборудование, смонтировать и запустить, а оплату произвести после. Но ведь сложность, технологичность и трудоемкость производства кранов приводит к долгосрочному выполнению заказа. Так, если вы будете заказывать у нас оборудование, пусть и средних размеров, то получить его сможете в течение года, а не на следующий день. Выполнение заказа требует затрат, хотя бы первоначальных. Поэтому предоплата просто необходима. Однако финские партнеры начали активно действовать в этом направлении. Наша компания сама по себе не является кредитной организацией, она производит и обслуживает краны. Для связи заказчика и поставщика была организована специальная организация FINPRO - Ассоциация Внешней Торговли Финляндии, которая содействует экспорту финской продукции на российский рынок.
Автор: по материалам редакции Дата: 12.03.2004 «Федеральный строительный рынок» № 29 Рубрика: *** |