Публикации »

Министр транспорта РФ С. О. Франк: То, что мы делаем сейчас, отзовется в веках

Транспорт призван стать одним из главных инструментов вовлечения страны в глобальные экономические процессы, упрочить ее положение на традиционных рынках, обеспечить выход на новые горизонты экономического развития. Статья, посвященная строительным и инвестиционным аспектам развития транспортной системы страны, подготовлена по материалам доклада С. О. ФРАНКА на Всероссийской научно-практической конференции "Транспортная стратегия Российской Федерации", состоявшейся 3 декабря 2003 г. в Кремле.

На долю транспортной отрасли приходится почти семь процентов валового внутреннего продукта России, 12 процентов основных фондов и 15 процентов инвестиций. На повестке дня - обсуждение основных положений транспортной стратегии Российской Федерации начала нового века. За четыре года жизнь страны значительно изменилась. Иной стала и транспортная система. За два года реализации крупнейшей федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на развитие транспорта направлено более 600 миллиардов рублей. Созданы новые портовые комплексы на Балтике, Каспии, Дальнем Востоке. Введена в строй первая очередь Балтийской трубопроводной системы. Почти вдвое выросли объемы транзита. Доля российских портов в переработке внешнеторговых грузов, которая в начале девяностых годов составляла чуть больше половины, достигла 75 процентов. Наметился стабильный рост перевозок в гражданской авиации. Построено 13 тысяч километров автодорог общего пользования. Вместе с тем, новое время ставит новые задачи. Главным ориентиром для всей экономики стала необходимость удвоить за десятилетие валовый внутренний продукт.

Экономический рост стимулирует спрос на услуги транспорта, но одновременно выявляет диспропорции в транспортной системе. Мобильность населения в России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15-20% против 7-8% в странах развитой рыночной экономики. Экспорт отдельных грузов столкнулся с дефицитом пропускных и провозных возможностей. Недостаточно реализуется транзитный потенциал страны.

Основные направления перспективной транспортной политики страны определил Государственный Совет РФ, состоявшийся 29 октября 2003 г.

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА: ОПОРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ

Важнейшей задачей является развитие опорной транспортной сети с учетом приоритетов пространственного развития и укрепления национальной безопасности России. В европейской части страны система опорных коммуникаций исторически в основном сложилась и нуждается в модернизации и ликвидации узких мест и диспропорций. Но далеко не завершено формирование единой опорной транспортной сети Сибири и Дальнего Востока, где находятся наиболее перспективные природные ресурсы.

Ключевые проекты. Горизонтом планирования, который позволил опереться на отраслевые и макроэкономические прогнозы, является период до 2020 года, с элементами прогнозирования до 2025 года. Стратегией предусмотрен ряд ключевых проектов, которые предстоит реализовать в этот период. Продолжится развитие транссибирского транспортного коридора, который представляет собой становой хребет транспортной системы страны. Железнодорожные коммуникации Транссиба и БАМа органично дополнит самая протяженная в мире национальная автомагистраль Москва-Владивосток с выходом к портам Приморья - Ванино и Николаевску-на-Амуре. В начале 2004 г. станет возможным сквозное движение по этой трассе.

Комплексная модернизация Северного морского пути, включая создание нового поколения ледоколов, обеспечит стратегический контроль российского сектора Арктики и ускоренное освоение энергоресурсов континентального шельфа и других природных богатств Севера. Открытие морских паромных линий между портами Ленинградской области и Калининградом, развитие паромного сообщения на Каспии и на Дальнем Востоке повысит надежность стыковки российской транспортной сети с основными европейскими и азиатскими транспортными коммуникациями. Выход железной дороги на Якутск в сочетании со строительством в Якутии автомобильных дорог и модернизацией внутреннего водного транспорта республики радикально улучшит транспортно-экономическую ситуацию всего региона Сибири и Дальнего Востока.

Продолжится развитие МТК "Север-Юг". Реконструкция гидросооружений на Дону и на Волге позволит сохранить единую глубоководную систему Европейской части России. Это обеспечит конкурентоспособность водного транспорта, стимулирует дальнейший рост водного туризма на огромном пространстве России от Санкт-Петербурга до Астрахани.

Модернизация системы управления воздушным движением, создание современных региональных центров сделает управление движением в воздушном пространстве России соответствующим самым высоким в мире техническим стандартам.

МИССИЯ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Транспорт призван стать одним из главных инструментов вовлечения страны в глобальные экономические процессы, упрочить ее положение на традиционных рынках, обеспечить выход на новые. Одним из ключевых вопросов является экспорт энергоносителей. Сегодня он развивается в контексте энергодиалога России с Европой, США, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Чтобы обеспечить его устойчивое продолжение, стратегия предусматривает переключение экспортных потоков в восточном, северо-западном и северном направлениях с опорой на российские порты. Это снизит риски, связанные с использованием коммуникаций, которые Россия контролирует не полностью. Ряд возможных точек выхода магистральных неф-тепроводов на тихоокеанском и северном побережье намечен в ходе разработки стратегии с нашими коллегами из Минэнерго и Транснефти.

В экспорте природного газа, который сегодня обеспечивается исключительно трубопроводным транспортом, есть возможности выгодной для России диверсификации. В ближайшее время будет завершена разработка новых морских технологий экспорта газа, которая ведется при участии специалистов Газпрома и Совкомфлота. Будет решена и задача значительного увеличения экспорта угля через российские порты, поставленная на заседании Государственного Совета в Междуреченске.

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Одна из аксиом транспорта гласит, что развитие рыночных отношений вызывает естественный сдвиг транспортного баланса - и в пассажирских, и в грузовых перевозках - в сторону автомобильного транспорта. Россия в этом смысле не исключение. В России формируется новый образ жизни, ориентированный на повседневное применение автомобиля. Для того, чтобы россияне могли сполна использовать потенциал автомобилизации, необходимо, прежде всего, ускоренное развитие дорожной сети.

Наличие автомобильных дорог увеличивает стоимость земель и недвижимости, инвестиционный рейтинг территорий, повышает доступность школ, медицинских и культурных учреждений. Дорожное строительство создает тысячи рабочих мест. Финансирование дорог и социальных программ - однонаправленные вектора.

Необходимо ликвидировать диспропорцию между уровнем развития дорог и неизбежным в условиях роста ВВП ростом автомобильных перевозок. Для этого необходимо, по крайней мере, удвоить финансирование дорожной отрасли и сделать его стабильным. Вместе с тем, средства, направленные в дорожный сектор, должны использоваться с максимальной эффективностью. Необходимо значительное повышение качества дорожных проектов, реализация принципиально новых технологий дорожных работ, основанных на достижениях передовой науки, а также комплексное обустройство дорог и придорожных полос.

Особой задачей является создание современных скоростных автомагистралей в полосе основных российских транспортных коридоров - от Санкт-Петербурга в направлении Москвы и Черноморского региона и от западной границы страны на Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Стратегией предусмотрено, что весь этот комплекс вопросов будет проработан в Национальной программе модернизации и развития автомобильных дорог, которая будет доложена Правительству в апреле 2004 года.

Наиболее остро проблемы автомобилизации проявляют себя в мегаполисах. Десяткам российских городов понадобятся новые градостроительные решения, автоматизированные системы управления транспортными потоками, современные модели городской парковочной политики. Особая поддержка нужна применению в крупнейших городах транспорта с повышенными экологическими показателями. Перспективный проект подобного рода, направленный на использование новых видов топлив на городском транспорте, реализует сегодня Правительство Москвы.

Альтернативой росту числа личных автомобилей в городах должен стать общественный транспорт. Необходима его реформа, направленная на обновление парка и создание эффективных механизмов регулирования этого сектора, создание в нем цивилизованного рынка перевозок.

СКОРОСТЬ ТРАНСПОРТА - СКОРОСТЬ ЖИЗНИ

Транспорт определяет скорость жизни страны. Один из главных результатов реализации транспортной стратегии - значительное ускорение товародвижения. К 2020 году скорость движения грузов увеличится в среднем на 15%, а в основных транспортных коридорах - на 20-30%. Транспортная стратегия предусматривает комплексное развитие системы пограничных пунктов пропуска и технологий их работы, устранение административных барьеров, развитие транспортно-экспедиторского бизнеса и мультимодальных технологий. В их основе будет лежать, прежде всего, контейнеризация транспортного процесса. В мировой практике ее уровень на магистральных перевозках достиг 55%, а к 2010 году он превысит 70%. Но в России даже во внешней торговле он составляет чуть больше 30 процентов по импорту и всего 6 - по экспорту.  Стратегией преду-смотрено увеличение производства контейнеров, подвижного состава и оборудования, развитие сети контейнерных терминалов. В первую очередь будут расширены и сооружены новые терминалы в морских портах Санкт-Петербург, Новороссийск, Усть-Луга, Оля, Калининград, Восточный. К 2010 году российские порты смогут перерабатывать ежегодно 6-7 миллионов контейнеров.

О РОЛИ ГОСУДАРСТВА

На реализацию задач, сформулированных на Государственном совете, направлены предусмотренные стратегией институциональные реформы, суть которых - вывод с рынка госпредприятий, не выполняющих государственных функций, при одновременном повышении эффективности управления госсобственностью и регулирования транспортной деятельности. Присутствие государства в конкурентном секторе ограничится участием в крупнейших компаниях, определяющих стабильность целых сегментов рынка.

Для обеспечения безопасности транспортного процесса и гарантированного воспроизводства опорной инфраструктуры будут созданы специализированные органы управления и предприятия. Уже сформированы ГУПы "Росморпорт" и "Администрация аэропортов Московского авиаузла", на очереди - создание аналогичных структур в системе управления воздушным и внутренним водным транспортом. Они обеспечат модернизацию аэродромов, акваторий, внутренних водных путей, навигационных систем.

Важнейшей стратегической задачей является обеспечение антитеррористической устойчивости транспортной системы. В 2004 году будет принят закон о транспортной безопасности. Россия безусловно выполнит все договоренности в этой сфере, принятые в рамках Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации. Меры, которые необходимо предпринять, вытекают из договоренностей руководителей восьми ведущих государств в Кананаскисе и определены решениями Президента России и Совета безопасности.

Особой задачей транспортной стратегии, с учетом российских расстояний, является развитие гражданской авиации как массового вида транспорта. В сети аэропортов выделится небольшое число крупных пересадочных авиаузлов и базовых региональных аэропортов.

КТО ВОЗЬМЕТ НА СЕБЯ РАСХОДЫ?

Достижение целей, определенных транспортной стратегией, потребует удвоения инвестиций в транспортный комплекс. Наиболее высокие темпы наращивания государственных инвестиций потребуются в дорожной отрасли, обустройстве пограничных пунктов пропуска, модернизации аэродромов, создании современных систем обеспечения транспортной безопасности и морских перевозок энергоносителей. Стратегия предполагает комплексное решение проблемы финансирования транспорта на основе сочетания целевого бюджетного финансирования с наращиванием привлечения негосударственных средств. В 2003 году каждый рубль, затраченный на субсидирование кредитов и лизинговых платежей в гражданской авиации, позволил привлечь 36 рублей внебюджетных инвестиций. Стратегия предусматривает сохранение и развитие этих механизмов. Шагом назад стал бы и отказ от долгосрочных иностранных заимствований для финансирования важнейших инфраструктурных проектов.

Потребуются и новые механизмы, имеющие народно-хозяйственное значение, особенно в дорожном секторе. В проекте Федерального бюджета на 2004 год впервые преду-смотрена возможность выпуска внутренних целевых займов под государственные гарантии. Это позволит направить в коммерчески окупаемые транспортные проекты свободные средства, которые имеются в финансовой системе.

Стратегия предусматривает развитие различных форм частно-государственного партнерства. Приоритетными его сферами являются концессии в сфере платных автодорог и городского транспорта, модернизация портов и аэропортов, а также создание свободных экономических зон и технопарков в крупнейших транспортных узлах.

Стратегия предусматривает уточнение распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Сегодня многие регионы финансируют содержание и развитие водных путей, аэродромов и других важных для них объектов, хотя принятые еще в 1993 году правовые акты этого не предусматривают. Для привлечения инвестиций понадобится и улучшение инфраструктуры финансового рынка. Нужно сделать реально работоспособными механизмы залога, установить разумный уровень сборов за услуги по регистрации транспортных средств, относящихся к недвижимости. Должны быть созданы условия для привлечения банков, готовых к долгосрочному кредитованию транспортных проектов.

ПРЕДЕЛЬНО КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Хотел бы предельно кратко резюмировать базовые приоритеты транспортной стратегии. России необходима надежная единая транспортная сеть, чтобы обеспечить ее экономическое единство, растущую мобильность россиян и национальную безопасность. Надежные внешние коммуникации должны гарантировать независимость внешней торговли и обеспечить рост транзита. Комплексное решение проблем автомобилизации, развития дорожной сети должно стать важным условием поддержки экономического роста, улучшения качества жизни, сохранения природной среды. Эти задачи предстоит решать совместными усилиями федеральных и местных органов власти, бизнеса, транспортной науки и образования, ассоциаций, профсоюзов, средств массовой информации, миллионов транспортников России, лучшие представители которых находятся в этом зале.

Древнее изречение гласит: "То, что мы делаем сейчас, отзовется в веках". Проекты, которые мы обсуждаем сегодня, во многом определят облик будущей России. И мы должны выполнить поставленные перед нами задачи.

Автор: по материалам редакции
Дата: 12.03.2004
«Федеральный строительный рынок» № 29
Рубрика: ***




«« назад