Число "ПИ" до шестого знака: Метростроевский механический завод
Как известно, эпоха реформ ударила и по российским промышленным предприятиям, и по метростроению - таким образом, "механическому заводу" не повезло дважды. В то же время ему повезло намного больше, чем многим другим предприятиям промышленности. Каким образом предприятие сохранилось в тяжелые годы? О проблеме восстановления промышленных предприятий страны, обслуживающих строительство крупных объектов, рассказывает генеральный директор Метростроевского механического завода Владимир Николаевич ФИЛИППОВ. О БЕДАХ И ПОБЕДАХ До начала экономических реформ наше предприятие имело три площадки, а численность персонала составляла порядка 400 человек. С резким падением объемов строительства Метрополитена нам пришлось заняться изготовлением изделий для благоустройства города, по заказам строительных организаций, в т. ч. компании "Возрождение", не имевшей своего литейного производства. В основном производили чугунные решетки различного вида, осветительные фонари - в частности, они установлены на Биржевой и Сенной площади. Думаю, что благодаря этому сотрудничеству мы не разделили печальную судьбу многих литейно-механических предприятий и смогли сохранить кадровый состав. Работу на некоторых объектах Министерства культуры мы ведем и сейчас. Большой заказ - конструкции для верхней балюстрады Зубовского придела Екатерининского дворца. До нас там потрудились четыре разные организации - в результате было установлено четыре основных типа конструкций, все по разной технологии. Мы предложили свою конструкцию, которая устроила строгих контролеров КГИОП. Надеемся, что эта работа будет продолжена и в дальнейшем. Конечно, высокохудожественные изделия, такие как решетка Летнего сада, Парка 9 Января - удел реставрационных компаний, но обеспечить садово-парковое хозяйство качественными типовыми изделиями мы в состоянии. Также хорошо запомнился большой заказ из США - огромное количество подков. Судя по объему партии, ими перековали лошадей всей Северной Америки. "РАЗМЫВ": СМЕКАЛКА И КООПЕРАЦИЯ Что касается заказа по "размыву", то самым сложным был первый этап, когда работа только налаживалась. Класс изделий, который заказали нам иностранцы, радикально отличался от подков... Прежде всего, стартовое кольцо, которое позволяет щиту оттолкнуться при проходке первых метров. Оно имеет очень большие размеры и массу, но при этом должно быть разборным, чтобы пройти в шахту. Изготовить самостоятельно это изделие нам оказалось уже не под силу, поэтому мы обратились к кооперации с Кировским заводом. В принципе, к помощи сторонних организаций мы обращались и в прошлые годы, когда не справлялись с объемами самостоятельно. Затем "кировчане" выручили нас в изготовлении отдельных уникальных резьбовых соединений "стяжек", которые обеспечивали сжатие элементов тоннельной обделки. Оказалось, что резьбу с таким шагом, какой был на предложенном образце, нарезать на обычном оборудовании невозможно. Вот нам пришлось вновь обращаться на Кировский завод, где смогли подобрать станок с ЧПУ. Кстати, "кировчанам", в свою очередь, пришлось обращаться на завод "Подъемтрансмаш", чтобы изготовить крупногабаритные элементы этих стяжек. Такая вот тройная кооперация. Еще одна из непростых задач - восстановление резцов щита "Виктория". Материал, из которого были выполнены резцы, можно было наплавить только с помощью дорогостоящих швейцарских электродов. Водолазы проникли в пространство за щит, извлекли изношенные резцы, и мы провели их восстановление. Итальянцы не верили, что мы справимся с этой задачей, но оценили высокое качество выполнения работы, когда проходка первого тоннеля была завершена. В работе с зарубежными заказчиками нам сильно мешал языковой барьер, несовпадения в терминологии. Часто приходилось догадываться на уровне интуиции и смекалки... Но интуиция не подводила, в чем неоднократно убеждались наши парт-неры. Опыт работы с иностранцами нам дал очень многое - прежде всего, в плане требовательного подхода к качеству. О ПЛАНАХ И ПРОБЛЕМАХ Практика реализации задач, под которые было заложено реальное финансирование, показала, что мы пока еще в состоянии наладить изготовление продукции на высоком уровне качества. Пример - изготовление обечайки для бетонных труб, предназначенных для микротоннелирования. Изделие, при диаметре в 2,5 м, допускает отклонения в размерах не более чем на 1 мм, а точно замерить этот размер очень трудно, т.к. конструкция обечайки не жесткая. Чтобы получить допустимый размер, перешли на измерение длины окружности, а для этого понадобились вычисления с числом "пи" до шестого знака. Задачу мы выполнили, в России теперь налажено производство колец для микротоннелирования, и мы можем отказаться от дорогостоящего импорта. Но есть объективный предел совершенству. Одна из наших проблем, которые необходимо решать - плановая замена оборудования. Фонды, что достались нам с прошлых времен, позволяют работать лишь в "экстремальных" условиях, а требования по качеству растут с каждым годом. Поэтому задача ближайшего времени - обновление производственной базы. В интересах "Метростроя" провести плановую замену оборудования, с тем, чтобы не обращаться на сторону. Но, к сожалению, приобретению нового оборудования сейчас препятствует отсутствие стабильного финансирования заказов по строительству метро и отсутствие приемлемых схем кредитования. ВЫСЕЛЕНИЕ... В НИКУДА Сегодня на заводе трудится около 150 человек. Если сейчас нам потребуется выйти на объемы производства, равные концу 80-х гг., то нам потребуется нанимать значительное количество новых рабочих, а работу организовать в 2 смены. Одна из проблем, к решению которой надо подходить с осторожностью - вывод за черту городов промышленных предприятий. На первый взгляд, эта задача позволяет включить в коммерческую эксплуатацию новые территории, улучшить экологию в городе. Однако практика показала, что перенос площадки может быть связан с невосполнимыми кадровыми потерями. От редакции. Есть какая-то редкая ирония в некоторых эпизодах истории наших реформ. В судьбе завода, который возглавляет Владимир Николаевич Филиппов, это небольшой эпизод с изготовлением подков для американских лошадей - на заводе, рабочие которого привыкли решать задачи совсем другого уровня... Не правда ли, было о чем задуматься тем, кто стоял у кормила власти и привел к тому, что промышленность, и без того находившаяся не в лучшем состоянии, оказалась отброшена на десятилетия. Впрочем, если бы не упорство и преданность руководства и коллектива Метростроевского механического завода, а также и петербургского "Метростроя" в целом, мы не узнали бы этой истории. Самое главное, сохранен основной коллектив, и будем надеяться, что завод возродится не только количественно, но и качественно, с коренным техническим перевооружением. И еще одно примечание. На совещании, прошедшем в середине декабря, Ю. М. Лужков потребовал от соответствующих работников мэрии Москвы пересмотреть программу выселения промышленных зон. Основная причина требования - неподготовленность новых "промышленных пятен" в области. Хотя фактор "кадров", о котором говорил нам В. Н. Филиппов, не обсуждался, не вызывает сомнения, что учитывать его нужно обязательно, чтобы новые промышленные площадки не оказались обезлюдевшими.
Именно по такому сценарию были утрачены аналогичные производства в Москве: рабочие, привыкшие быстро добираться на завод, не желают тратить время на дальние поездки. Набрать же равноценных местных рабочих, как показывает практика, невозможно. В результате сейчас московский метрострой, а также ряд предприятий метростроения заказывают у нас многие изделия. Доходит до парадоксов - мы изготавливаем металлоизделия для Екатеринбурга, хотя Урал - это главная кузница страны.
Автор: по материалам редакции Дата: 15.01.2004 «Федеральный строительный рынок» № 8 Рубрика: *** |