Зам. Председателя Правительства РФ В. А. Яковлев - Россия должна стать мощной транзитной державой
Транспорт - важнейшая часть производственной инфраструктуры, его эффективное функционирование является необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы. В условиях экономического роста транспорт рассматривается в первую очередь как важнейшая межотраслевая система. Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и пассажиров, услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения. В начале XXI века принципиально изменилась ситуация, в которой работает транспорт, и требования к нему. Нет сомнения, что Россия нуждается сегодня в продуманной национальной транспортной стратегии на среднесрочную и более отдаленную перспективу. Транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны и обеспечивает почти 8 % валового внутреннего продукта. В целом объемы пассажирской и грузовой транспортной работы растут, происходит снижение транспортоемкости экономики, идет рост подвижности населения. Важно, что в качестве отправной точки определения целей и задач транспортной системы выбраны не внутренние проблемы транспорта, хотя они решены еще далеко не окончательно и не полностью, а приоритеты повышения экономического роста и качества жизни. Государство не имеет права снимать с себя ответственность за судьбу транспорта как важнейшего инфраструктурного сектора экономики. Но, в то же время, государство должно снять с себя хозяйственные функции и дать возможность развиваться рыночным отношениям. Россия стоит на транзите. Одним из вопросов, который мы обязательно должны решать, является развитие базовой транспортной инфраструктуры, создание транспортных базовых узлов и основных путей сообщения. В основе пространственной концепции развития транспортной инфраструктуры лежит концепция транспортных коридоров. Россия обладает мощным транзитным потенциалом, использование которого, равно как и развитие экспорта транспортных услуг, должно обеспечить интеграцию России в мировую экономику и способствовать диверсификации внешней торговли, которая сегодня по некоторым позициям, таким как нефть, зерно и уголь, порой опережает возможности транспортной системы. Мировые державы на всем протяжении истории воевали за контроль над коммуникациями - морскими, речными, сухопутными, воздушными путями. Россия же наделена этими богатствами от природы. Мы просто должны реализовать наш географический и природный потенциал, протянуть "коридоры", построить мосты и тоннели, решить проблемы морских и речных путей, наполнить артерии континента живым транспортным движением. Россия должна стать мощной транзитной державой. Следует обратить внимание на комплексную модернизацию пограничных пунктов пропуска, применение эффективных таможенных технологий, повышение эффективности грузодвижения всей внешней и внутренней торговли. Железные дороги. Развитие инфраструктуры транспортных коридоров и технологий управления транспортными перевозками должно быть обеспечено в том числе и на железнодорожных видах. Развитие скоростных грузовых и железнодорожных перевозок будет способствовать повышению деловой активности и транспортной подвижности населения. Хотя мы знаем о многих проблемах железных дорог - прежде всего об изношенности железнодорожного транспорта, тем не менее, мы должны четко сказать о том, что железная дорога - одна из главных артерий, которая пронизывает жизненные пространства России и дает импульс развития территориям, создает условия нормальной работы для людей. В эти дни мы стали свидетелями открытия Северо-Муйского тоннеля, по которому откроется движение на участке более 15 км, что решит многие важные проблемы движения грузов на направлении Запад - Восток. Автомобильные дороги. Наиболее острой и наиболее существенной проблемой является преодоление отставания в развитии автомобильных дорог, которое всегда было традиционной проблемой для России. С началом реформ, зарождением основ рыночной экономики эта проблема становится еще более актуальной. Слабо развитая дорожная сеть части страны стала оказывать негативное влияние на экономику, сдерживая развитие богатых различными природными ресурсами регионов, в которых не обеспечено круглогодичное транспортное сообщение, что резко усугубляет социальное и экономическое положение населения в пунктах, не имеющих круглогодичной постоянной связи в внешним миром. Сегодня в России в полном объеме нет сети дорог, связывающих субъекты Федерации как между собой, так и с центральной частью страны. Почти 22 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 12 млн россиян, лишены круг-логодичного выхода на опорную транспортную сеть. Более трети федеральных автомобильных дорог работает в режиме перегрузки, что резко сокращает скорость движения по ним, увеличивает транспортные издержки, способствует снижению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Нельзя не обратить внимание и на то, что при развитии сети дорог и увеличении количества транспорта нарастает дорожная аварийность. Сейчас наша страна платит непомерно высокую цену, теряя ежегодно на дорогах более 30 тыс. жизней наиболее трудоспособного населения, а еще более 120 тыс. человек получают ранения и увечья. И с каждым годом ситуация только ухудшается. Для решения этой проблемы необходимо также срочно принимать кардинальные меры, об этом мы говорили на комиссии по безопасности дорожного движения, и над ней работают сейчас рабочие группы. Мостовые переходы. В неудовлетворительном состоянии находится значительная часть мостовых переходов. Во многих случаях мосты являются "узкими местами" дорожной сети, приносящими многомиллионные убытки нашей экономике. Необходимо реализовать в полном объеме программу "Мосты России", довести до логического завершения незавершенные объекты мостовых переходов через "великие реки". По подсчетам специалистов, потребность страны в дорогах в настоящее время составляет 1,5 млн км, или почти в два раза больше, чем имеющаяся сегодня сеть дорог. До 20 % крупных автомагистралей работают в режиме перегрузки, а подходы ко многим крупным городам стали постоянным узким местом в движении пассажиров и грузов. Отставание в развитии дорог все более ограничивает мобильность населения, снижает конкурентоспособность отечественных товаров и производителей транспортных услуг. Поэтому концепция развития автомобильных дорог, представленная как один из документов транспортной стратегии, должна быть как можно скорее реализована в виде качественной долгосрочной программы. Гражданская авиация. Другая важнейшая для России задача с ее расстояниями - это обеспечение стабильной работы магистрального пассажирского транспорта и, в первую очередь, возрождение гражданской авиации как общедоступного вида транспорта. Объемы перевозок воздушного транспорта, как мы видим, начинают расти. Этому способствовали и рост платежеспособного спроса на авиаперевозки, а также меры государственного регулирования и оптимизации авиабизнеса. Важнейшей задачей гражданской авиации является обновление парка самолетов. Согласно прогнозам, в 2004-2005 гг. объем спроса на авиаперевозки превысит провозную способность имеющегося парка воздушных судов. Важнейшей задачей является восстановление потенциала региональной авиации, решение этой задачи должно быть достигнуто в комплексе с обеспечением решения задачи оптимизации количества авиаперевозчиков и со специализацией их по видам деятельности, решением вопросов по аэропортам в собственности субъектов РФ. Нужны новые модели самолетов, соответствующие возможностям в регионах. Общественный пассажирский транспорт. Есть проблемы в работе общественного пассажирского транспорта, главная из которых - изношенность техники. Городскому транспорту необходима системная реформа механизмов управления и финансирования. Необходимо решить проблему пассажиров, имеющих льготы - те законы, которые выпускаются на региональном и федеральном уровнях, должны быть подтверждены финасами, и нам не надо делать из транспортных организаций заведомо убыточные структуры. Думаю, что возможно и государственное участие в поддержке приобретения подвижного состава для пассажирского транспорта. Государственная поддержка необходима и для отраслей, производящих подвижной состав для городского транспорта. Для дальнейшего роста объемов машиностроительной продукции нужна стабилизация спроса. Есть уже та поддержка, которую оказывал Минтранс РФ в предыдущие годы - это практика оплаты из бюджета процентов по кредитам отечественных банков. Необходимо увеличивать объемы этой поддержки и совершенствовать ее механизмы. Морской транспорт. Государственное регулирование в области морского транспорта, который обеспечивает свыше 60 % грузового оборота России, а также связь с районами Крайнего Севера, также должно производиться исходя из государственных интересов. В настоящее время основная часть судов регистрируется в странах, имеющих более благоприятные, чем Россия, режимы налогообложения. Свыше 90 % российских внешнеторговых грузов перевозятся судами, находящимися в иностранной регистрации. Необходимо срочное принятие мер, в том числе и законодательных, для возвращения российских судов под российский флаг. Подводя итог, хочу отметить, что вклад транспортной стратегии России, способствуя решению обозначенных вопросов, позволит устранить зоны нестабильности, сформирует новые возможности развития транспортной системы во взаимосвязи с другими отраслями народного хозяйства страны на всех уровнях. А это означает выполнение задач, поставленных нашим Президентом. По материалам выступления в Кремле на открытии 3-й Транспортной конференции
Автор: по материалам редакции Дата: 15.01.2004 «Федеральный строительный рынок» № 8 Рубрика: *** |