Государственно-частное партнерство
Тему государственно-частного партнерства мы попросили прокомментировать двоих наиболее влиятельных транспортников страны - С. О. Франка и Г. М. Фадеева. С. О. ФРАНК, МИНИСТР ТРАНСПОРТА РФ: - Сергей Оттович, говоря о государственно-частном партнерстве, рассматриваете ли Вы схему ВОТ? - Ответ короткий: обязательно. Эти особенно перспективны для развития специализированных морских терминалов, развития аэропортовых комплексов, а также определенных участков автомагистралей и дорог, - там, где интенсивность движения превышает 40 тыс. автомобилей в сутки. При этом речь может идти об относительно небольших участках. - Как полагаете, какие государственные инициативы должны быть сделаны для активизации этой работы? - С моей точки зрения, Гражданский кодекс сегодня позволяет сформировать культуру работы в рамках ВОТ. Есть, правда, коллеги, которые считают, что эта форма должна обеспечиваться принятием специальных законодательных актов типа Закона о концессиях. Есть также мнение, что в ряде случаев ВОТ должно оформляться отдельным федеральным законом, если речь идет об особо крупном транспортном объекте и он имеет большое народно-хозяйственное значение. Такие примеры есть. Так "Голубой поток" (хотя он и не является проектом ВОТ): при его реализации оформлялось отдельное решение, которое было предметом ратификации Федерального собрания. Так что жизнь продолжается, и я не исключаю, что ряд проектов будет реализован исключительно в рамках ВОТ, а какие-то потребуют дополнительного законодательного регулирования. - До 1917 года в формировании и развитии сети железных дорог господствовал частный капитал. Сейчас ряд деловых структур разрабатывают бизнес-планы, хотя пока по ним привлекается относительно небольшой капитал. Положительный опыт - участие сторонних инвесторов в реализации проекта "Москва - Мытищи". Но есть и отрицательные примеры. Так, это две "знаменитые" линии на Чинейское и Эльгинское месторождения. Что касается первой, то железнодорожная ветка пришла прямо к месту добычи руды, погрузили первый ковш - но месторождение пока стоит. Дальше же находится богатейшее и нужное месторождение медной руды. Надо построить ветку длиной в 40 км. Владельцы лицензий на эти месторождения присылали мне письма, предлагали взять кредит и построить линию - а уж они тогда придут на разработку… Думаю, что государство должно следить за "мертвыми" лицензиями. Также государство должно участвовать в гарантиях вкладов частного капитала в развитие сети железных дорог. - Геннадий Матвеевич, сейчас активно развивается сотрудничество "РЖД" с промышленностью на основе лизинга… - Думаю, в мире не придумано иной схемы привлечения средств, более удобной и более надежной, чем лизинг. Бюджет компании сейчас таков, что мы не можем позволить себе отчисления на простое воспроизводство подвижного состава, оборудования. Именно лизинг позволяет встать на линию воспроизводства.
Г. М. ФАДЕЕВ, ПРЕЗИДЕНТ ОАО "РЖД"
Автор: Алексей Комольцев Дата: 15.01.2004 «Федеральный строительный рынок» № 8 Рубрика: *** |