Публикации »

Экспорт энергоресурсов - один из важнейших факторов развития экономики

Основной задачей является строительство собственных нефтяных терминалов для морских поставок сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов на экспорт; строительство новых маршрутов экспорта нефти, нефтепродуктов и газа; диверсификация экспортных поставок энергоносителей; создание резерва пропускных мощностей трубопроводов, в частности, для развития транзита в европейской части системы.  Публикация подготовлена по материалам выступления И. А. МАТЛАШОВА на 3-й Всероссийской научно-практической конференции "Транспортная стратегия России".

В ближайшие годы и на перспективу экспорт энергоресурсов остается одним из важнейших факторов развития национальной экономики. Энергетическая стратегия России до 2020 г. закладывает существенный рост добычи и переработки газа. Заложенные показатели говорят о том, что примерно к 2005 году будет практически исчерпан существующий запас пропускной способности газопроводов; по нефтепроводам пропускная способность находится уже на пределе возможностей.

Единая газотранспортная система России - сложный производственно-технологический комплекс, включающий объекты добычи, переработки, транспорта и подземного хранения газа. Расстояние транспортировки газа от промыслов северных районов Тюменской области до наиболее удаленных стран-импортеров, таких как Франция, Италия, составляет более 5 тыс км, а газодинамические процессы протекают в течении 5-6 суток. Это крупнейшая в мире газотранспортная система, которая обеспечивает реализацию совместных проектов с зарубежными партнерами в интересах России. Однако оценивая состояние единой системы газоснабжения РФ, необходимо отметить, что износ газопроводов сегодня составляет порядка 56 %. 14 % газопроводов отработали нормативный срок службы и функционируют на сниженном давлении, из-за чего ежегодно теряется свыше 53 млрд куб. м пропускной мощности газопроводов. Перспективы по добыче природного газа диктуют необходимость конкретной и перспективной программы по реконструкции и развитию системы магистральных газопроводов.

О магистральных нефтепроводах. Они осуществляют прием и распределение более 400 млн тонн добываемой нефти в год, их протяженность более 48 тыс. км. Текущие и перспективные экспортные транзитные возможности системы магистральных нефтепроводов показывают, что достигнутая мощность этого объекта в год на экспорт - 212 млн тонн. Россия и Казахстан определили для себя энергетическую политику, ориентированную на рост добычи нефти. В России в оптимальном варианте закладывается рост до 520 млн тонн в год, т. е. 37 %. Еще более амбициозные планы по добыче нефти в Казахстане до 140 млн тонн в год, т.е. в три раза больше сегодняшних показателей. Это также должно быть учтено в транспортной стратегии развития системы магистральных трубопроводов России. Таким образом, только по нефти дефицит экспортной мощности может составить более 100 млн. тонн в год. Именно это, а также техническое состояние нефтепроводов, определяет политику развития нефтепроводного транспорта.

Система магистральных нефтепродуктопроводов создана на базе крупнейших центров переработки нефти Башкирии, Поволжья, Центральной части России, Волго-Вятского района. К ним подсоединены продуктопроводы на территории независимых государств - Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Казахстана. Общая протяженность - более 19 тыс. км. Эта система способна обеспечить прием и транспорт 55 млн тонн вырабатываемых нефтепродуктов с 25 крупнейших НПЗ России. Однако структура основных фондов нефтепродуктопроводов свидетельствует об их значительном износе. Ограниченные возможности продуктопроводов по транспортировке нефтепродуктов являются сдерживающим фактором развития не только для нефтепереработки, но и для экономики России в целом. Поэтому необходимо способствовать модернизации трубопроводов, а также развитию перевалки в новых российских портах.

Развитие ТЭК во многом будет определяться решением задач по развитию транспортных систем. Основной задачей является строительство собственных нефтяных терминалов для морских поставок сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов на экспорт; строительство новых маршрутов экспорта нефти, нефтепродуктов и газа; диверсификация экспортных поставок энергоносителей; создание резерва пропускных мощностей трубопроводов, в частности, для развития транзита в европейской части системы.

Развитие системы магистральных газопроводов должно предусматривать строительство новых газопроводов для транспорта газа с месторождений полуострова Ямал и из районов Обской и Тазовской губы. Предстоит дополнить единую систему газоснабжения 28 тыс. км магистральных, т.е. диаметром свыше 1200 мм, газопроводов.

Стратегией предусматривается развитие газотранспортных систем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, вернее даже сказать не развитие, а новое строительство. В этой части страны потребуется построить более 7 тыс. км газопроводов. Приоритетными крупномасштабными международными проектами можно считать задачи по сооружению экспортных газотранспортных систем Ямал - Европа, Первый Европейский газопровод, проекты поставок природного газа из Восточной Сибири и Дальневосточного региона в страны азиатско-тихоокеанского региона и Америку.

Концепция развития магистральных нефтепроводов России определяет основную идею - расширение существующих и создание новых, экономически эффективных экспортных направлений с целью привлечения инвестиций в развитие ТЭК России. Направлением перспективного развития систем магистрального нефтепроводного транспорта являются Северо-Балтийское, Каспийское, Черноморское, Средиземноморское, Центрально-Европейское и Восточно-Сибирское направления. Рассматривается ТЭО проекта строительства крупного нефтеперевалочного комплекса на Северо-Западе страны в рамках Северо-Балтийского направления. Это и названная в предыдущих докладах БТС, где успешно решена задача по развитию второй очереди. Перспективы Каспийского, Черноморского, Средиземноморского направлений связаны с увеличением объемов добычи нефти в Каспийском регионе, в первую очередь в Казахстане, что диктует необходимость расширения маршрутов нефти стран СНГ через территорию РФ. Это, прежде всего, увеличение пропускных возможностей уже действующих систем нефтепроводов. Центрально-Европейское направление является традиционным для России в части экспорта и на Северном, и на Южном маршрутах, для поставок нефти в страны Восточной и Западной Европы. Там также преду-сматривается реализация крупных проектов по реконструкции, в т. ч. международный проект расширения нефтепровода Дружба - Адрия с поставкой российской нефти в порт Омишаль в Хорватии и выходом на рынок Средиземноморья.

Создание Восточно-Сибирского направления нефтепроводного транспорта связано с развитием нефтепроводов Восточной Сибири и Дальнего Востока, и перспективой значительного роста спроса на энергоносители со стороны активно развивающегося рынка энергоносителей стран АТР. Сейчас активно прорабатывается ТЭО строительства, а где реально ляжет "труба" - покажет  жизнь.
О развитии магистрального неф-тепродуктового транспорта. Система, как я говорил, является достаточно узкой, поэтому предусматривается ее развитие на Южном и Северо-Западном направлении, вместе со строительством специализированных морских терминалов для поставки нефтепродуктов на экспорт. Введение двух основных  экспортных направлений позволит обеспечить существенно большую мобильность этой системы и принять дополнительно 35 млн тонн нефтепродуктов в год для перевалки и транспортировки, сэкономить до 200 млн долларов государственного бюджета.

В целом энергетический сектор России располагает достаточными средствами для расширения инвестиций для реализации названных крупных проектов трубопроводного транспорта и способен оперативно решить задачи, которые стоят перед энергетическим сектором по развитию транспортной инфраструктуры страны. Выражаю надежду, что будущее транспортной стратегии страны - комплексное развитие сложной транспортной системы страны, обеспечить решение общегосударственной задачи развития экономики.

НЕФТЕПРОВОДЫ

Совет директоров ОАО "АК "Транснефть" 18 декабря одобрил комплексную программу модернизации системы на 2004 год, которая является частью специального трехлетнего плана, утвержденного Минэнерго и согласованного с Госгортехнадзором, МЧС и Минприроды России. Программа 2004 года разработана из расчета объемов финансирования в размере 51,9 млрд рублей и предполагает ремонт или реконструкцию более чем трех тысяч объектов. Особое внимание будет уделено дальнейшей замене и строительству новых участков нефтепроводов, замене изоляции, обследованию подводных переходов и своевременной ликвидации выявленных дефектов, оснащению предприятий современными средствами автоматики, телемеханики, связи, вычислительной техники. Продолжится работа по увеличению пропускной способности нефтепроводов экспортных направлений.

ГАЗОПРОВОДЫ

Экспорт газа сегодня не только формирует значительную долю государственного бюджета России, но и является основным источником финансирования инвестиций в добычу и транспорт газа. В перспективе предполагается увеличение поставок газа российским потребителям и на экспорт, для чего необходимо развитие газотранспортных систем как на территории России, так и за ее пределами. В период до 2010 года объем инвестиций, предусмотренных на развитие систем магистрального транспорта газа, в основном будет сосредоточен на следующих основных стройках: система газопроводов Заполярное - Уренгой; магистральный газопровод Северные районы Тюменской области - Торжок; газопровод Ямал - Европа; Северо-Европейский газопровод; газопровод Грязовец - Выборг; газопровод Починки - Изобильное - Североставропольское ПХГ.

 ПРОДУКТОПРОВОДЫ

В утвержденной Программе инвестиций АК "Транснефтепродукт" на 2004 год особое внимание уделено завершению работ по реконструкции и строительству магистрального трубопровода Андреевка - Альметьевск - Кстово (в декабре компания уже приступила к строительству одного из его новых участков Субханкулово - Альметьевск). Также поставлена задача завершить проектирование и строительство лупингов для увеличения пропускной способности различных участков системы магистральных нефтепродуктопроводов, осуществить реконструкцию резервуарных парков, железнодорожных терминалов и отдельных линейных участков трубопровода. 2004 год - год реального начала строительства экспортного нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск. Общий макроэкономический эффект от ввода в строй нового нефтепродуктопровода составит порядка 200 млн долларов доходов в государственный бюджет. Общая длина трассы проектируемого нефтепродуктопровода составляет 1309 км.

По материалам пресс-служб ОАО "Газпром", ОАО "АК "Транснефть", "АК "Транснефтепродукт"

 

Автор: по материалам редакции
Дата: 15.01.2004
«Федеральный строительный рынок» № 8
Рубрика: ***




«« назад