Публикации »

Это страшное слово - банкротство… Заказные банкротства в строительном бизнесе

Строительный рынок Петербурга стоит на пороге большого передела собственности - такое мнение высказывают многие эксперты. Инструментов перераспределения собственности, как законных, так и не очень - немало. Одним из них является банкротство вообще и заказное банкротство в частности.

Прежде чем начинать разговор на эту непростую тему, необходимо отметить, что люди, далекие от сферы финансового оздоровления, часто употребляют и понимают слова из этой области как бы "наугад", причем зачастую - прямо противоположно действительному значению. Поэтому сначала надо определиться с терминологией.

Основным правоустанавливающим документом в данной области является Федеральный Закон "О несостоятельности и банкротстве" (ФЗ). В этом законе большинству интересующих нас понятий дается четкое и недвусмысленное определение. Вопреки распространенному мнению, банкротство - это вовсе не ситуация, когда предприятие "идет с молотка", причем "как правило, за бесценок". Это всего лишь: несостоятельность (банкротство) - признанная Арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ФЗ).

Не более. Правда, и не менее. Итак, "банкрот" и "банкротство" - разные понятия. Процедура банкротства четко регламентирована законом, длится не один год, включает несколько стадий и вовсе не обязательно заканчивается сменой собственника. И только после прохождения всех стадий процедуры, предусмотренных ФЗ (на что требуется не менее 2х лет), предприятие решением Арбитражного суда объявляется банкротом, его имущество продается с торгов, а само оно - в обязательном порядке ликвидируется. Как правило, до этого не доходит. На практике чаще всего процедура банкротства заканчивается мировым соглашением.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ФЗ).

В переводе: должник уплачивает либо обязуется уплатить кредиторам некую часть долга, и кредиторы соглашаются, понимая, что иначе - могут в итоге (причем не скоро!) получить меньше или вообще ничего.
Для управления предприятием, которое находится в процедуре банкротства, назначаются арбитражные управляющие (АУ) - во множественном числе, т.к. процедура состоит из 4 стадий, на каждой из которых - свой АУ, назначаемый отдельно.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый Арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий… (ФЗ)

Здесь следует обратить внимание на слова "утверждаемый Арбитражным судом". Дело в том, что очень часто, в т. ч. и в СМИ, встречаются фразы типа "Конкуренты (варианты: налоговая инспекция, ФСФО, потенциальные покупатели и др.) назначили на предприятие арбитражного управляющего, который стал творить полный беспредел, полностью игнорируя решение акционеров". Во-первых, назначить АУ никто из перечисленных не вправе. Во-вторых, следует разобраться, является ли АУ полновластным "начальником" предприятия и в чьих именно интересах он обязан действовать.

Главное, что надлежит понять: АУ действует не в интересах собственников предприятия. Но и, конечно же, не в интересах его конкурентов. Государству (от имени которого действует закон), как защитнику и гаранту прав своих граждан и юридических лиц, нет дела ни до тех, ни до других. АУ действует в интересах только и исключительно одной группы лиц - кредиторов.

(ФЗ): кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Те самые лица, физические или юридические, задолженность которым стала причиной введения на предприятии процедуры банкротства - именно они фактически управляют предприятием. АУ выражает именно их интересы, подотчетен именно им и даже зарплату получает в размерах, назначаемых кредиторами.

Что же касается понятия "заказное банкротство", то оно - вне правового поля. Это, скорее, "бытовой" термин. Что же он означает?

ДА НЕ ПОРВЕТСЯ КАРМАН БЕРУЩЕГО

"Вчерне" можно определить это так:

Заказное банкротство есть совокупность недобросовестных мероприятий, производимых в целях смены собственника предприятия, находящегося в процедуре банкротства, либо искусственное вовлечение предприятия в процедуру банкротства с теми же целями, если таковые мероприятия противоречат интересам действующих собственников.

Дело в том, что весьма часто смена собственника или, иначе говоря, неявная продажа предприятия происходит по доброй воле сторон, а процедура банкротства служит "прикрытием" этой сделки. Таким образом достигается несколько целей, прежде всего - в несколько раз занижаются суммы, перешедшие из рук в руки. Что весьма полезно для личных карманов всех участников и весьма вредно для кармана государственного. Такие случаи тоже прямо предусмотрены в ФЗБ, существует механизм их выявления и преследования, вплоть до уголовного. Но нас сейчас интересует другое.

Если предприятие попадает в процедуру банкротства, это совсем не означает, что с него "взять нечего". Наоборот, любая хоть сколько-то значительная фирма, попав в процедуру, становится "лакомым куском", который можно "приватизировать" при сравнительно небольших затратах. Схем подобной "приватизации" довольно много. Остановимся на одной из самых распространенных и самых законных.

Мы уже знаем, что фактически предприятием, находящимся в процедуре банкротства, управляют кредиторы. Именно во множественном числе, т.к. ФЗБ специально и категорически оговаривает, что ни один кредитор не имеет преимуществ перед другими кредиторами той же очереди (очередность выплат также регламентируется ФЗБ. В первую очередь, например, удовлетворяются требования физических лиц, здоровью которых нанесен ущерб во время работы на данном предприятии. Это справедливо). То есть - требования ни одного кредитора не могут быть удовлетворены отдельно от других. Пусть задолженность предприятию А составляет один рубль, а предприятию Б - один миллион рублей. Естественно, "Б" имеет гораздо больший вес в управлении предприятием-должником, но: если принято решение направить на выплату задолженности сто тысяч (10%), то "А" непременно получит десять копеек (а не рубль!), остальное - "Б". Вот тут-то и возможны мероприятия, направленные на сокращение количества кредиторов и внедрению в их стройные ряды (если "заказчик" банкротства не является кредитором с самого начала). Прежде всего - скупка долгов. Естественно, по цене куда ниже фактического размера долга. В принципе, это абсолютно законное деяние. Такое же законное, как, скажем, скупка акций у трудового коллектива по номиналу "две бутылки". В идеале - все обязательства должника оказываются в одних руках, после чего предлагается, например, мировое соглашение: долги списываются в обмен на, скажем, 60% акций предприятия. Либо - новоявленный "абсолютный кредитор" принимает решение: в интересах кредиторов (т.е. - себя) считает целесообразным продать все предприятие целиком. Разумеется, себе же, либо "своим людям" - и по той цене, какой считает нужным. Практически, конечно, так не бывает. Прежде всего потому, что в числе кредиторов неизбежно оказывается и государство - трудно представить себе предприятие, которое должно всем вокруг, но при этом исправно платит налоги. Однако, скупив достаточное количество долгов, нечистоплотный кредитор получает все больше и больше возможностей влиять на управление должником в своих целях…

А как уберечься от процедуры заказного  банкротства, мы расскажем в следующих публикациях журнала.

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.11.2003
«Федеральный строительный рынок» № 7
Рубрика: ***




«« назад